Кураторство — хороший жанр для журналистики

Ставить ли ссылки на сторонний контент?

Еще в 2007 году известный теоретик медиа Джеф Джарвис выработал девиз для онлайн-журналистики: «Делай то, в чем ты лучше других; на все прочее ставь ссылки». Действительно, легкость миграции читательских толп по просторам интернета делает для СМИ бессмысленной разработку тем, уже накрытых другими источниками. Нет смысла расписывать то, что уже прошелестело по соцсетям или в других СМИ — достаточно поставить ссылку, если тема значима и пройти мимо нельзя.

Между тем важнейшая функция СМИ — формирование целостной, а не лоскутной повестки дня. В отличие от соцсетей, у СМИ есть разделы «Новости», «Политика», «Экономика», «Общество». Эти разделы должны быть наполнены, чтобы читатель получил целостную картину. Обрывки-то он получит в соцсетях.

Как избежать противоречия между панорамным освещением картины мира и необходимостью избегать повторов тем, уже отработанных другими?

На помощь приходит кураторство. Это формат в какой-то мере уже знаком СМИ. Он существовал и раньше в виде дайджестов и разного рода обзоров. Кураторство в СМИ, однако, перенимает важную черту кураторства в культуре и искусстве. Кураторство — это авторский отбор материалов для обзора, авторская подача этих материалов.

Читатель получает классическую медийную услугу — расстановку приоритетов и навигацию

Кураторские заметки предлагают авторское сжатое описание важных новостей или тем со ссылкой на источники для более подробного ознакомления. Таким образом, читатель получает классическую медийную услугу — расстановку приоритетов, а также навигационную услугу — он может пойти за подробностями по ссылке.

Конечно, возникает вопрос о целесообразности постановки ссылок на сторонние источники. Ведь если есть ссылки, то возникает риск, что читатель будет по ним уходить. Во-первых, это тоже услуга. Читатель будет знать, что в этом месте ему предлагают интересные ссылки. Во-вторых, квант контента теперь сжался до размеров анонса. Все больше людей усваивают новости не в формате издания, как в эпоху старых СМИ, и даже не в формате статьи, как в эпоху интернета, а в формате анонса или даже кликбейта, крикливого заголовка, как в эпоху соцсетей. Поскольку анонсы содержат сжатое сообщение, в которое редактор отобрал все самое важное из материала, то и нет нужды читать остальной текст. Многие потребители довольствуются анонсами.

Этот фактор, губящий восприятие журналистики в интернете, с точки зрения кураторства оказывается полезным. Если кураторская заметка интересна, то подавляющее большинство удовлетворит свое любопытство простым чтением, без перехода по ссылке.

Заходная иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Апр 23, 2018
Определяем, какие истории заслуживают публикации
Как телевизионщику с 20-летним стажем пережить Зиму
Дискуссия о грамотном применении современных аналитических инструментов