А что, так можно было? De Correspondent собрал 2,5 млн и закрыл офис

Нашумевший медиастартап обещал американцам новую модель журналистики

Джей Розен, медиагуру
Джей Розен, медиагуру

Американская медиатусовка бурлит. Один из самых успешных медиапроектов последних лет, голландский De Correspondent, собравший осенью с американской публики 2,5 миллиона долларов на запуск американской версии, объявил, что ничего специально для США делать не собирается и вообще закрывает офис.

«Очень верный способ восстановить доверие к журналистике!!!!!» — пишет в Твиттере Эмили Белл с пять восклицательными знаками. Растерянный Джей Розен, другой маститый эксперт и проповедник модели membership, которого De Correspondent нанял продвигать свой бренд в США, пытается переадресовать вопросы руководству голландской медиакомпании. В целом, конечно, получилась очень некрасивая история, наносящая ущерб медиастартапам вообще и новой перспективной модели membеrship — в частности.

De Correspondent в последние годы был любимым образцовым проектом медиааналитиков. Стартовав в 2013-м, маленькое СМИ набрало за 4 года 60 тысяч подписчиков, что, с учетом масштаба голландской аудитории, сопоставимо с половиной базы New York Time — мирового рекордсмена по подписке. (ЖУРНАЛИСТ писал об этом.)

При этом De Correspondent подхватил идею Guardian: издание не закрывает свой контент пэйволом, так как журналистика — общественно значимая функция. Доступ к контенту остается бесплатным, но взамен издание просит читателей поддержать важную миссию СМИ регулярными перечислениями, напоминающими подписку. Отличие заключается в том, что это не плата за контент, как за товар, а оплата важной социальной функции. Это так называемая модель membership, или «клубные взносы» на журналистику, в которой преуспела Guardian. А теперь вот любимчиком медиааналитиков стал De Correspondent.

Помимо успешного применения прогрессивной бизнес-модели, молодое издание продвигало ценности slow news (медленные новости) и constructive journalism (конструктивная журналистика). Манифест редактора De Corresponent Роба Уинберга о качественной журналистике стал очень популярным в медиатусовке. В этом манифесте, кстати, он обещал принести принципы новой журналистики в США в виде дочернего англоязычного подразделения — The Correspondent.

Больше всего в этой истории жалко Джея Розена, пламенного сторонника модели membership

В Америке голландцы наняли Джея Розена, который входит примерно в Топ-10 ведущих мировых медиагуру, учредили фонд Membership Puzzle Project, который пообещал редакциям по всему миру гранты на эксперименты с клубной моделью (ЖУРНАЛИСТ писал и об этом). В конце 2018 года The Correspondent начал в США фандрайзинговую кампанию на запуск американской версии под слоганом Unbreaking news. Целью поставили собрать 2,5 миллиона за месяц.

Как это часто бывает, вначале сбор шел бодро, за 9 дней собрали 1 миллион. Потом дело застопорилось. В бой бросили тяжелую артиллерию: удалось как-то продвинуть Джея Розена на одно из ведущих вечерних телешоу к Тревору Ноа. Этот выпуск прославился еще тем, что у ведущего не было голоса и он интервьюировал Розена с помощью голосового помощника Siri.

Так или иначе, заявленную сумму в 2,5 миллиона удалось собрать, что породило очень позитивные отклики в медиасреде: смотрите, люди готовы платить за обещание качественной журналистики.

И вот неожиданная новость. «Собрав миллионы долларов на разговорах о своем намерении починить американскую журналистику, The Correspondent объявляет, что не будет открывать редакцию в Нью-Йорке и никогда не планировал быть американским СМИ».

Сами голландцы объясняют, что офис в Нью-Йорке, который они закрывают, был всего лишь штабом фандрайзинговой кампании. А англоязычную версию они все равно будут делать, но из Амстердама. Однако любой, кто следил за историей, помнит, что они адресовали свою кампанию именно американским читателям, что все заголовки выходили с упором на свежие веяния, которые De Correspondent принесет на американский рынок. В общем, сбор денег с последующей корректировкой целей — это не та история, которая способна возродить доверие публики к СМИ, как и подметила Эмили Белл.

В Твиттере даже появились комментарии, что это похоже на такой отдельный сомнительный бизнес, близкий к пирамиде. De Correspondent собрал 1,8 миллионов в 2017-м, чтобы нанять маститых амбасадоров для второй компании, в которой собрал 2,5 млн. А журналистика якобы присутствует лишь как витрина для этого нового вида бизнеса. Анализируя эту точку зрения, профессор Чандерс из Университета Лидса, например, пишет, что в любом случае предстоит выработать какие-то правила относительно фандрайзинга в медиа, чтобы люди не чувствовали себя обманутыми после того, как дали денег на «некоммерческий проект».

Может быть, конечно, это часть какой-то маркетинговой компании непосредственно перед стартом, но что-то верится с трудом. Больше всего в этой истории жалко Джея Розена — он ведь пламенный сторонник клубной модели, честно продвигающий ее на умирающем медиарынке.

Иллюстрации: thecorrespondent.com
Сообщить об ошибке
Мар 27, 2019
Разбираем текст студента СПбГУ для учебной газеты
Рассказывает София Малявина, заместитель руководителя секретариата заместителя председателя Правительства РФ Т. А.
Своим мнением поделились известные журналисты и общественные деятели

Вам будет интересно: