Как освещать национальный проект «Демография»: идеи для СМИ

Рассказывает София Малявина, заместитель руководителя секретариата заместителя председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой

 «Демография» — один из ключевых нацпроектов в России на период с 2019 по 2024 год, в рамках которого предстоит реализовать пять федеральных проектов. София Малявина рассказывает об особенностях коммуникационного сопровождения двух из них — «Старшее поколение» и «Финансовая поддержка семей при рождении детей».

 

ПРОЕКТ «СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Старость в России обычно воспринимается как время «дожития», как серьезное испытание безденежьем, одиночеством и болезнями. У такого восприятия старости, к сожалению, есть и объективные основания, но за последние десятилетия в мире многое изменилось. Мы стали жить дольше, и у среднестатистического человека появился совершенно новый этап жизни, который можно провести полноценно и с удовольствием.

Стареть с удовольствием возможно лишь при определенных условиях. Речь идет далеко не только о материальной стороне вопроса. В первую очередь важно изменить отношение общества к старению и к пожилым людям, научиться принимать возраст как неизбежный, но вполне совместимый с нормальной жизнью факт. Поэтому с помощью средств массовой информации мы должны:

1.   Поменять отношение общества к старости и людям старшего возраста, донести до общества потенциал пожилых людей;

2.   Объяснить важность формирования индивидуальной жизненной стратегии, позволяющей чувствовать себя комфортно и уверенно в старшем возрасте;

3.   Показать на конкретных примерах, что старший возраст — это полноценный этап жизни человека, имеющий свои преимущества;

4.   Рассказать о деятельности государства и некоммерческих организаций в сфере поддержки людей старшего возраста.

Любое СМИ может находить героев публикаций у себя в области, городе или районе. Так, мы знаем массу примеров, когда люди старшего поколения организуют свое дело при помощи тех же центров занятости. И нужно показывать эти примеры, чтобы другие люди получили новые ориентиры и поддержку в жизни.

Целевая аудитория информационной кампании в поддержку данного федерального проекта — это граждане России среднего и старшего возраста. Что совпадает с читательской аудиторией региональной прессы. 

Георгий Дмитриевич Бельский, 84‑летний рационализатор, имеет несколько патентов на уникальные изобретения. Собрал электробайк по своим чертежам из запчастей, которые он заказал в интернете
Георгий Дмитриевич Бельский, 84‑летний рационализатор, имеет несколько патентов на уникальные изобретения. Собрал электробайк по своим чертежам из запчастей, которые он заказал в интернете

Однако важно подчеркнуть, что ключевая возрастная группа здесь — люди среднего возраста. Большинство из них имеют близких пенсионного возраста и с тревогой задумываются о собственных годах. При этом не имеют представления о том, как правильно подготовиться к старости. К этой категории относятся и работодатели, которым будет полезно избавиться от стереотипов о работниках предпенсионного возраста, узнать о возможностях переподготовки таких кадров и т. д.

ЛЮДИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ ПЕРСПЕКТИВУ И НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. И В НАШИХ СИЛАХ ПОДРОБНО РАССКАЗАТЬ ИМ ОБ ИМЕЮЩИХСЯ ДЛЯ ЭТОГО ВОЗМОЖНОСТЯХ

Кроме того, аудитории старшего возраста будет интересна информация о различных аспектах жизни пожилых людей, сохраняющих социальную и физическую активность.

 

ДО 60 И СТАРШЕ ТЕМЫ ПУБЛИКАЦИЙ МОГУТ ЗВУЧАТЬ ТАК:

•   Стереотипы о старении и старости. Борьба с предрассудками.

•   Индивидуальные стратегии на старший возраст. Когда начинать к нему готовиться.

•   В каком возрасте наступает старость? Кто такие старики?

•   Источники доходов пенсионеров и планирование личного бюджета. Финансовая грамотность.

•   Старший возраст и одиночество.

•   Образовательные программы и профессиональная подготовка в среднем и старшем возрасте.

•   Доступный стиль. Индустрия моды для людей старшего возраста. Руководство по стилю.

•   Трудовые права и перспективы: как оставаться востребованным на рынке труда в старшем возрасте.

•   Государственные и коммерческие услуги для людей старшего возраста.

•   Возраст открытий: скрытые возможности старшего возраста.

•   Общественная активность как источник молодости.

•   Романтические отношения в старшем возрасте. Избавиться от комплексов и предрассудков.

•   Что мешает разным поколениям понимать друг друга? Поиск общего.

•   Digital-мир. Как современные технологии продлевают социальную активность пожилых людей? Как осваивать новые технологии людям старшего возраста?

•   Ресурсы организма: как избежать преждевременного старения. Профилактика физических и ментальных нарушений.

•   Время познавать мир: возможности для путешествий по России и миру. Так ли это дорого? 

•   Потеря трудоспособности. Как найти силы жить дальше? Борьба с депрессией.

Вместе мы можем добиться мощнейшего социального эффекта: помочь трансформировать восприятие старости в обществе и преодолеть ментальные барьеры между поколениями — вовлечь людей среднего возраста в помощь пожилым родственникам и знакомым. А самое важное заключается в том, что люди старшего возраста должны получить перспективу и новое качество жизни. И в наших силах подробно рассказать им об имеющихся для этого возможностях.

 

ПРОЕКТ «ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ ПРИ РОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ»

Россия находится в общемировом тренде старения населения. Ситуацию усугубляет демографический спад, связанный с тем, что сегодня у многих молодых людей в приоритете — карьерные достижения и личностное развитие. Они не стремятся создавать семьи или не решаются на рождение двух или более детей. То есть поведение социальных групп, обладающих наибольшим потенциалом с точки зрения демографического вклада, тяготеет к формам самореализации.

Правительство РФ разработало ряд мер финансовой поддержки семьи при рождении детей. И население должно быть проинформировано, кто именно может на эти финансовые средства претендовать и как их можно получить. При этом очень важно, чтобы СМИ не только рассказывали о финансовой господдержке, но и говорили о семье, о детях как о фундаменте счастливой жизни.

ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ СМИ НЕ ТОЛЬКО РАССКАЗЫВАЛИ О ФИНАНСОВОЙ ГОСПОДДЕРЖКЕ, НО И ГОВОРИЛИ О СЕМЬЕ, О ДЕТЯХ КАК О ФУНДАМЕНТЕ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

Цель данного федерального проекта — популяризация семейных ценностей, формирование позитивного отношения молодежи к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Его приоритетными целевыми группами являются молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет и семейные пары, у которых нет детей или только один ребенок.

 

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Возможные темы для публикаций:

•   Истории молодых родителей, которые после рождения детей добились успехов в предпринимательстве или некоммерческой сфере (в личной жизни).

•   Советы и лайфхаки для родителей о формах совместного досуга с детьми: как путешествовать, как ходить в походы, как отдыхать, как вести здоровый образ жизни, как питаться, как учиться, как с интересом и пользой проводить время вместе и т. д.

•   Материалы о компаниях, которые реализуют меры поддержки в отношении сотрудников, которые воспитывают несовершеннолетних детей (в каждом регионе таких компаний много, и местные СМИ должны о них знать).

•   Истории женщин с детьми, прошедших переобучение и повышение квалификации в рамках нацпроекта «Демография». Это направление стартует со следующего года, но уже сегодня стоит давать ориентиры женщинам, как найти поддержку (в том числе у государства) и как повысить свой профессиональный уровень.

•   Истории улучшения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе после их усыновления в приемные семьи.

•   Обсуждение возможностей экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в борьбе с бесплодием: сюжеты с врачами, родителями и детьми, рожденными благодаря процедуре.

•   Позитивные истории молодых мам, принявших решение сохранить ребенка при незапланированной беременности (профилактика абортов среди молодежи — акцент на сохранение жизни). У нас во всех регионах будут открываться центры поддержки таких женщин, куда им можно будет обратиться, чтобы получить от государства юридическую и финансовую помощь. Важно, чтобы СМИ поддерживали развитие таких центров и рассказывали о них.

•   Истории изменения убеждений людей, ранее придерживающихся мировоззрения childfree.

•   Рейтинги образовательных и оздоровительных программ для детей.

•   Редакционные конкурсы для молодых семейных пар с несколькими детьми.

Это только небольшой перечень тем. Каждое СМИ может легко его расширить и адаптировать под свою локальную аудиторию. Главное, нужно понимать: ключ к демографическому процветанию — побуждение граждан к рождению детей. 
 

Справочные материалы
Внимание, конкурс!

ЖУРНАЛИСТ проводит конкурс журналистских работ на лучшее освещение национального проекта «Демография».

Цель конкурса – привлечь внимание журналистов к освещению национального проекта «Демография», популяризовать опыт редакций и качественных журналистских материалов по данной теме.

Организатор и партнеры конкурса: журнал ЖУРНАЛИСТ при поддержке Министерства труда и социальной защиты РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

 

В конкурсе будут определены победители (I, II и III место) в трех номинациях:

•   федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»,

•   федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»,

•   федеральный проект «Старшее поколение».

 

Для участия в конкурсе нужно отправить заявку с пометкой «Конкурс» на jrnlst@info.ru со следующими данными:

•   Ф.И.О., дата рождения, место работы и должность, номер телефона и адрес электронной почты конкурсанта;

•   информация о СМИ, в котором прошла публикация (наименование СМИ, тематика, территория распространения);

•   сведения о направляемых на конкурс материалах: название материала; дата выхода; ссылка на материал (при отсутствии ссылки на материал публикация прикладывается отдельным файлом в формате pdf).

•   Участник может прислать на конкурс не более двух работ. 

 

Материалы на конкурс принимаются до 1 октября 2019 года включительно.

Подведение итогов конкурса состоится в ноябре 2019 года на отраслевой конференции с участием общественных организаций и представителей органов государственной власти.

 

Положение о Конкурсе — здесь.

Иллюстрация: shutterstock.com; фото: Алексей Коньков; Юлия Замятина
Сообщить об ошибке
Июн 14, 2019
Рассказывает главный редактор «Крымской газеты» Мария Волконская
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни

Вам будет интересно: