Время первых

За что получают газеты награды на конкурсах дизайна

Редкий случай, когда в этой рубрике вы не увидите «делай с нами, делай как я». Давайте просто посмотрим, за что газеты получают награды на конкурсах дизайна. Может, на примерах коллег проще понять, «что там у нас в двигателе барахлит»…

Примерами послужат победители и призеры конкурса в рамках «Золотого фонда прессы-2017». Впрочем, со словом «победители» я погорячился. В пяти номинациях первое место было присуждено всего одно. Остальные работы никак не дотягивали до оценки «великолепно». Ну не руководствоваться же «скидкой для бедных». Давайте по порядку…

ЛУЧШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ

По опыту уже трех конкурсов это одна из самых слабых номинаций. Наряду, как ни странно, с номинацией «Лучшее использование документальных фотографий».

В этом году тут нет ни победителей, ни дипломантов. Есть только «Знак отличия» — у «Областной газеты» из Свердловской области. Это издание, к слову, получило награды почти во всех номинациях.

Самая частая ошибка — отсутствие точности графической информации. Когда инфографика превращается просто в картинки с цифрами. В остальных случаях она сложная и непонятная для восприятия.

Ключевые критерии хорошей инфографики:

1.   Точность

2.   Понятность

3.   Уместность (полезность)

4.   Качество источника

5.   Креатив

Необходимо, думаю, прокомментировать часть пунктов.

С третьим понятно — инфографика должна быть уместна для публикации и темы, которую она иллюстрирует. А также должна быть умест- на для аудитории. Ну, скажем, зачем в районной газете инфографика про курс Доу — Джонса?

Качество источника… Сразу договоримся: нельзя давать инфографику без указания источника информации. Иначе это обман читателя. Почему он должен вам верить? Это раз. И источник, конечно, должен быть адекватным — либо это эксперт в данной области, либо итоги опроса с репрезентативной выборкой (не результаты голосования на вашей страничке «ВКонтакте»).

Ну и, наконец, креатив. Обратили внимание — этот пункт лишь пятый? Конечно, если инфографика оригинальна в иллюстративной подаче, это класс. Но точно не самый важный критерий.

К слову, эта работа в номинации за инфографику и не фигурировала. Это просто часть первой полосы, которую редакция вкладывала в конкурс обложек. Но не перенести эту полосу в другую номинацию было невозможно. Ведь это самая настоящая инфографика. При этом еще и оригинальная — с использованием фотографии. На портрете бывшего губернатора области показаны все его награды.


ЛУЧШИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАКЕТ

В этой номинации обратная ситуация — есть победитель (опять свердловская «Областная газета»), но ни одного призера. Объяснять качественную содержательную структуру информпакета излишне. Это вы и без меня знаете. Я лишь добавлю визуальные критерии:

1.   Понятная и простая зрительная навигация (иерархия материалов, входящих в пакет)

2.   Абсолютно понятная структура и прибранность всех элементов

3.   Креатив (но и без него при выполненных первых пунктах пакет будет отличным)

Единственная награда в этой номинации — работа «Областной газеты». Раскрытие темы, разные аспекты и, наконец, понятная визуальная структура. Публикация про звание «Почетный гражданин Свердловской области» — кто, за что, когда.


ЛУЧШАЯ ОРИГИНАЛЬНАЯ ПОДАЧА ПОЛОСЫ (ПУБЛИКАЦИИ)

В этом году пострадала и эта номинация — только «Знак отличия» (у «Рабочей правды» из города Полевской Свердловской области).

Мало придумать оригинальный ход при подаче какой-либо публикации или полосы. Чрезвычайно важно, чтобы этот ход был уместным, оправданным. Чтобы он усиливал тему публикации, а не отвлекал на себя внимание читателя.

Довольно оригинально, а в данном случае еще осмысленно и обусловленно выглядит у газеты «Рабочая правда» из Полевского подача темы «Откуда и как в городе появляется горячая вода» на основе фотографий и подписей к ним со схематичной последовательностью движения горячей воды к потребителям.


ЛУЧШАЯ ПОДАЧА ПЕРВОЙ ПОЛОСЫ

В этой номинации более внятная компания. Правда, одни дипломанты — «Областная газета» (Свердловская область), «Тверская жизнь» (Тверь) и «Рабочая правда» (Полевской, Свердловская область).

И вот за что их обложки получили эти призы:

1.   Понятная структура

2.   Отражение аудитории и места распространения (аутентичность)

3.   Креатив

Согласитесь, невероятных и фантастических ходов нет. Но обложки призеров номинации «Лучшая первая полоса» выглядят фирменными именно за счет перфекционистской ясности структуры. А «Рабочая правда» выделялась на фоне других как раз оригинальной подачей главного анонса.
 


ЛУЧШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФОТОГРАФИЙ

И, наконец, главная печаль — фотографии. Ведь фото — это архиважная составляющая газетной журналистики. В первую очередь снимок должен доказывать текст, а не быть просто «прикольной фоткой».

Практически никто не сопровождает снимки развернутыми подписями, сводя ценность и доказательность снимка к нулю. Редакции не утруждаются этим элементарным правилом качественной подачи.

Для раскрытия темы подачи фотографий в журналистике одного-двух абзацев недостаточно. Поэтому сейчас лишь кратко по критериям, потом как-нибудь подробнее вернемся к этому:

1.   Документальность — не может снимок из интернета или из архива редакции подтверждать новостной текст, сразу возникают вопросы о правдивости самого текста

2.   Наличие информативной подписи к снимку — чрезвычайно важно, чтобы у читателя после просмотра фотографии и подписи к ней не возник вопрос «и чё?»

3.   Разные фотографические (цветопередача, фокус, разноплановость и т. д.) и полиграфические качества

4.   Наконец, художественная ценность. Обратите внимание — это далеко не первый критерий

В этой номинации нет ни победителей, ни призеров. Только «Знаки отличия» — у «Областной газеты» (Свердловская область) и «Здравствуйте, нефтеюганцы!» (Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).

Простой, даже несколько неказистый фоторепортаж нефтеюганской газеты получил совершенно заслуженную награду именно за то, что документальные фотографии у них по-настоящему документальны за счет настоящих журналистских развернутых подписей к ним. Читатель, который открывает любую полосу газеты, в первую очередь видит заголовки и иллюстрации. И если из заголовочного комплекса (заголовок, подзаголовок и лид) он может сразу понять смысл публикации, то для того, чтобы понять смысл иллюстрации, ему нужна развернутая подпись к ней. Слова «так в тексте же всё есть про эти фото» — это лишь оправдания. 

 

Еще одна награда в конкурсе газетных фотографий — у «Областной газеты» за их традиционную фоторубрику «На мой взгляд» (авторская рубрика фотографа Владимира Васильева). Опять же, в первую очередь за информативность снимков. 

 

Заходное фото: Юлия Трубникова
Сообщить об ошибке
мая 29, 2018
Словарь-справочник «Медиалингвистика в терминах и понятиях» вышел в издательстве «ФЛИНТА»
Не всякий «фэйспалм» переживет апрельское голосование Совета Европы
Рекомендации экспертов по созданию качественного лонгрида