Присоединяйтесь к проекту ЖУРНАЛИСТА

Прошедшие десятилетия для медиа знаменательны во многих отношениях. Это связано с более пристальным, чем когда-либо, вниманием к проблеме «медиа — общество», а также углубленным изучением особенностей не только технологии создания информационного продукта, но и языковой личности. Кроме того, новые способы коммуникации требуют терминологического осмысления.

Судя по многочисленным научным публикациям, в которых «обкатываются» новые понятия, стоит ожидать появления словарей по медиа, полезность которых очевидна. Они являются базой для появления литературы, созданной в ходе совместных интеллектуальных усилий теоретиков и практиков.

Словарь, который мы хотим вместе с вами создать, будет включать в себя систему основных терминов и понятий, широко используемых в современных электронных средствах массовой коммуникации (телевидение, радио, интернет). Он адресован студентам, преподавателям факультетов журналистики, журналистам-практикам, а также широкой аудитории.    

 

Клуб «Образование» приступает к созданию словаря терминов

К составлению словаря мы приглашаем всех желающих. Правила работы над словарной статьей следующие. Мы предлагаем вам слово или словосочетание и даем толкование его лексического значения, которое вы дополняете и уточняете. Вы также можете предложить для толкования другие слова и словосочетания, которые активно используются в медиа. Приветствуется указание в словарной статье справки о происхождении термина в контексте характеристики общественно-политических процессов определенного периода, а также его лексического толкования зарубежными исследователями. Собранный материал подвергнется классификации и обработке с учетом принципов современной лексикографии.

Активно участвующие в работе над словарем подписчики журнала войдут в состав его авторов-составителей. Они получат бесплатно полную электронную (и, возможно, печатную) версию интерактивного словаря.

Базис словаря составили Светлана Распопова и Андрей Пищаев. 


СЛОВАРЬ МЕДИАТЕРМИНОВ


ТЕЛЕВИДЕНИЕ

А

Адресный (план) кадр — видеокадр (см. — кадр), содержащий информацию, которая указывает на географические координаты места съемки: название населенного пункта, учреждения, дорожный указатель и т.п.

Акустика (передачи) — звуковая атмосфера телепередачи, построенная, как правило, на принципе соответствия акустической перспективы с масштабом изображения. Объемное неразрывное звуковое поле подчеркивает единство места и действия.

Аналоговое телевидение (видео) — уходящий в прошлое, не имеющий перспективных разработок принцип вещания. Аналоговый сигнал представляет собой непрерывно изменяющуюся электромагнитную волну, в которой сигнал передается с помощью модуляций — частотной, амплитудной, фазовой. Аналоговый видеосигнал на телевидении является составным (композитным) и образуется в результате сложения яркостного сигнала и двух модулированных цветоразностных сигналов. Последние два называют сигналом цветности. Посредством аналогового сигнала на заре телевидения формировалась черно-белая, а позднее цветная картинка в отечественных телевизорах (например: «КВН-49», «Экран», «Янтарь», «Топаз», «Рубин», «Рекорд» и другие).

Анкормэн — (англ. — anchor man — человек-якорь) — ведущий информационных программ на телевидении в США и внушающий доверие у аудитории.

Ассистент телережиссера — (см. — телережиссер) — сотрудник редакции, который вместе с режиссером работает за телевизионным пультом, организует работу телеоператора, звукорежиссера, ведущего (диктора) (см. — ведущий). Для профессии ассистента режиссера требуются быстрая реакция, высокая концентрация внимания, автоматизм действий, интуиция.

Аудиоряд — звуковое сопровождение кинофильмов, программ, репортажей и иных телевизионных продуктов.

Аудитория (ТВ) — общее количество зрителей, имеющих возможность смотреть ТВ-программы. Различаются реальная и потенциальная аудитории конкретных передач, программ и телевидения в целом, а также целевая и массовая аудитории.

 

Б

Бантик (сленг) — облегченный развлекательный телевизионный материал, который размещается по верстке (см. – верстка) в конце программы. 

Б/З — без звука. Термин, означающий короткий (как правило, не более 30-40 секунд) информационный текст, который сопровождается в программе видеорядом. Нередко б/з означает предоставленный к эфиру видеоматериал в сокращенном отредактированном виде вместо репортажа, прошедшего в предыдущих выпусках Новостей.

Блочное программирование — составление стандартизированного блока передач, предназначенных для однотипных аудиторий и сходных по времени их показа (например, детских или спортивных). Стандартизация форматов создает удобства для переадресовки этих блоков на разные каналы. Распространение блочного программирования влечет за собой тенденцию к стереотипизации программ.

Бэкграунд — (англ. background — фон, задний план, подготовка) — информационный материал или набор сведений, составляющий предысторию события или факта.

 

В

Betacam SP — (Бетакам Эс-Пи) — профессиональный формат видеоинформации, позволяющий добиться чистоты аналогового (см. — аналог) изображения, записанного на ленте шириной 1/2 дюйма. Широкое распространение Betacam SP даже после появления более совершенных цифровых форматов объясняется его высоким качеством и доступностью. В техническом плане Betacam SP превосходит DV (см. — DV).

Верстка — газетный термин, заимствованный телевидением — сборка воедино всей телепрограммы (как правило — новостей) с учетом факторов актуальности устных и видеоматериалов, продолжительности каждого сюжета (см. — сюжет) и возможного сокращения того или иного репортажа (см. — репортаж), необходимости перебивок (заставок) (см.— перебивки).

«Вибрирующая» камера (или — «дышащая камера», «динамичная камера», «ручная камера») — прием динамичных съемок объектов, когда в целях создания эффекта полной реальности, натуральности происходящего предметы изображаются в нарочито неожиданных ракурсах, с децентровкой, движением камеры (имитация поиска объекта съемки при включенном режиме записи), чтобы подчеркнуть динамику фиксируемых в кадре явлений. Часто используется при съемке военных и криминальных событий, а также в рекламе.

Визуальные пристрастия — одностороннее освещение фактов реальности в телевизионных передачах.

Внутрикадровый монтаж — разные приемы, которыми пользуется оператор в течение одного кадра: мизансцена, панорама аппаратом, съемка с движения или панорама с движения, свободное перемещение камеры во время съемки с любым изменением направления взгляда объектива, совмещение мизансценирования с любым видом движения камеры.

Вокс попули — (vox populi vox Dei — лат. — голос народа — голос Бога) — латинская поговорка, эквивалент русской пословицы: «глас народа — глас божий». Термин Vox populi зачастую употребляется на телевидении для обозначения опросов общественного мнения по различным актуальным вопросам.

Выгородка — (см. — декорации) — телевизионный термин, означающий часть декораций, которая оснащается различными деталями. На телевидении часто выгородкой называют весь комплекс декораций.

Войс оувер — (англ. — voice over) — закадровый текст, дикторский текст (см. — закадровый текст, наговор).


Контактная информация для оперативной связи: ccpmiaass@mail.ru

т. 8 (915) 333-45-19. Светлана Распопова

Заходная иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Мар 1, 2018
Речевые клопы и СМИ как источник заражения
В чем сила журналов Татарстана на национальном языке
Как не превратить оформление национального издания в «развесистую клюкву»