Реалии и перспективы издательского рынка

Александр Ермак: «Рынок будет становиться все более "электрическим"»

Александр Ермак, журналист с 30-летним опытом работы в СМИ, автор художественных книг, в том числе романа «Команда, которую создал я», рассказал ЖУРНАЛИСТУ, что происходит в издательской сфере, чем отличаются публикации офлайн и в интернете и станем ли мы «электрическими».

 

— На вашем сайте ermak.su указано: «Александр Ермак. Просто электрический писатель». Почему вы так себя называете?

— В конце 90-х годов издательский мир оказался в глубоком кризисе, и продолжать публиковаться на бумаге означало похоронить себя как автора вместе с недальновидными и нерасторопными издателями. Поэтому я сделал ставку на электронные сервисы: создал свой сайт и стал публиковаться в сети. Однако «электрическим» себя называю и по другой причине: некоторые читатели были шокированы моими произведениями — я «бил словом», как электрошокером.

 

— С тех пор вы остаетесь в интернете?

— Да, но я не отказывался и не отказываюсь от «бумаги». Все-таки печатные книги еще занимают очень большой сегмент рынка. Хотя в основном я вкладываюсь в «электричество».

 

— Получается, следуя за авторами, «электрическими» становятся и все остальные — издатели книг, распространители и, конечно, читатели. А что происходит в современных СМИ? Насколько «электрические» они?

— Скорее, авторы и издатели становятся «электрическими», следуя за уходящей в интернет аудиторией.

При этом СМИ, возникшие в век цифровых технологий, чувствуют себя вполне комфортно, а вот «рожденные на бумаге» адаптируются с большим трудом: недобирают ни аудиторию, ни доходы. В основном это касается бюджетных региональных изданий.

 

— Вы много лет пишете для «Литературной газеты», «Известий» и других СМИ. В последнее время у вас вышло восемь объемных материалов в «Комсомольской правде». Где опубликованы ваши статьи — в печатной версии или на сайте? И как издатели работают с этими форматами?

— Мои материалы публикуют и в печатной версии, и на сайте. Мудрые издатели делают именно так, потому что понимают: у «бумаги» и сайта разные аудитории, которые не пересекаются. И, несмотря на то что печатные версии сдают позиции, от них рано отказываться, можно выгодно сочетать «бумагу» с «электронкой».

 

— Как вы оцениваете уровень современных электронных СМИ?

— Работая с тем или иным СМИ, я сразу вижу, насколько редакции владеют или не владеют новыми технологиями. Как правило, профессионалы «старой школы» тщательно подходят к отбору темы, к созданию интересной истории, вписыванию ее в контекст всего номера, но совершенно теряются при работе с интернет-версией. Зачастую там неудачное, не «работающее» оформление, а главное — ужасная навигация. Даже я, автор, не всегда могу найти собственный материал на сайте федеральной газеты! А это значит, что и читатель не найдет.

 

— Какие еще возможности, кроме размещения в СМИ, есть у автора, который пишет публицистические, научно-популярные, научные статьи?

— У «электронных» авторов сегодня очень большой выбор. Например, у них есть возможность вести блоги в социальных сетях. Многие зарабатывают там и деньги, и славу, публикуясь в совершенно разных форматах: аудио, фото, видео и, конечно, текстовом. Научные статьи можно размещать в тематических изданиях, которые читает узкая целевая аудитория.

СМИ, ВОЗНИКШИЕ В ВЕК ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ВПОЛНЕ КОМФОРТНО, А ВОТ «РОЖДЕННЫЕ НА БУМАГЕ» АДАПТИРУЮТСЯ С БОЛЬШИМ ТРУДОМ: НЕДОБИРАЮТ НИ АУДИТОРИЮ, НИ ДОХОДЫ

— Какие специализированные сервисы вы считаете наиболее привлекательными для авторов статей?

— Огромную популярность сегодня набрали биржи копирайтинга: Advego, eTXT, TextSale и другие. Они дают возможность продать, заказать, купить материал практически на любую тему, любого жанра. Авторы могут сотрудничать с сервисами-посредниками, такими как Pressfeed. Если я пишу статью и мне нужен комментарий по теме (например, психолога), я могу найти его здесь.

 

— Можно ли заработать, публикуя статьи в интернете?

— Смотря что иметь в виду под словом «заработать». Я на статьях не зарабатываю. Я обычно пишу тогда, когда это интересно прежде всего мне самому. Но для сотен копирайтеров продажа статей на биржах стала основным источником заработка.

 

— Как вы изучаете читательскую активность? Как следить за статистикой посещений и т. п.?

— Я вижу все, что происходит на моем сайте: кто заходил, что посещал, сколько времени проводил на странице. 

Также я знаю статистику скачиваний с сервисов партнеров. При публикации статей в электронном СМИ обратную связь реально отслеживать по комментариям (хотя, конечно, их количество не всегда соотносится с числом прочтений). Также можно узнать у редактора, сколько посещений было у статьи, сколько посещений было у других статей по схожей теме. Например, если у одной публикации аудитория 5000 человек, а у другой 70 000, я понимаю, куда двигаться.

— Давайте обобщим. Где, по вашему мнению, все-таки лучше автору — в офлайне или онлайне?

— Проще в онлайне. Но нельзя игнорировать и офлайн — в нем все еще есть очень большая платежеспособная аудитория.

 

— Кроме статей вы публикуете книги на различных электронных ресурсах. Чем отличается рынок электронных книг от рынка электронных СМИ?

— У них очень разные экономические модели. СМИ сегодня в основном пытаются использовать рекламную модель: редко берут деньги за электронную подписку или за частичный доступ к контенту, но публикуют много рекламы. А издатели электронных книг не только продают контент, но и попутно зарабатывают на рекламе.

 

— Что происходит на российском рынке электронных книг?

— Он растет. Бурно. По оценкам нашего лидера, компании «Литрес», в 2018 году рынок электронных книг в России вырос почти вдвое. Но важно разделять продажу бумажных книг через интернет и продажу собственно электронных книг. В США в 2017 году около 50 % всех книг продавалось через интернет, в России — около 20 %. Аналитики прогнозируют увеличение этой доли до 35 % за пять лет. Что касается продаж собственно электронных книг, то на книжном рынке России они пока составляют около 6 %.

 

— Как вы считаете, с чем связан такой бурный рост?

— Сейчас «прижали» пиратов. Еще недавно пиратство было большой проблемой. Впервые я разместил книгу на «Литресе» в 2009 году. Два дня продажи шли отлично, а на третий упали до нуля. Оказалось, книги попали в пиратские библиотеки. В итоге я практически ничего не публиковал на этом сервисе до прошлого года. Но рынок постепенно становится легальным: есть антипиратский закон, с пиратами борются и сами издательства. С каждым годом читатели все больше привыкают не брать, а покупать. И я рискнул — опять выкладываю книги на «Литресе».

 

— Вы пишете не только на русском, но и на английском языке. Какие сервисы вы используете для публикации материалов на английском? Какая у них целевая аудитория?

— Да, в книгоиздании я работаю и с англоязычным сегментом. Это непросто. Но помогают отличные инструменты, которые появляются постоянно. Из наиболее интересных могу выделить издательские платформы Smashwords и Amazon»s Kindle Direct Publishing (KDP). Amazon KDP охватывает около 50 % всех англоязычных читателей сети, а Smashwords — почти 100 %. Правда, с Amazon KDP все непросто: он не публикует наших, русскоязычных, авторов напрямую, только через посредников. Например, через Ridero.

 

— А есть ли смысл размещать на англоязычных сервисах книги на русском языке?

— Смысл есть, так как за рубежом очень много русскоязычных читателей, которые пользуются своими привычными сервисами. Кроме того, в 2012 году Amazon KDP чуть не стал лидером по русскоязычному электронному чтению в России. Сегодня в нашей стране лидерство у «Литреса», который пользуется опытом Amazon KDP. То есть на Amazon KDP больше покупают те, кто читает на русском языке, но живет за границей, а на «Литресе» — жители русскоязычных стран. В этом основная разница.

 

— Какова механика размещения книги на том же «Литресе»? Вот я автор, у которого есть рукопись. Что дальше?

— Если вы не публиковались ранее, то, скорее всего, в «Литресе» вам откажут. Но можно опубликоваться на «Литрес: Самиздат». Ты просто загружаешь книгу на сервер, проходишь модерацию, и все. Модерация — проверка содержания: есть ли в тексте нецензурная лексика, эротические сцены и т. д. Это нужно для установки возрастных ограничений. Модерация занимает от одного до семи дней.

 

— Сколько авторы зарабатывают на публикациях книг? И где платят больше — в онлайне или офлайне?

— Лидеры по выплатам — это Amazon KDP и Smashwords. Там можно получать до 70 % роялти. Но, как я уже говорил, Amazon KDP работает через посредников, например, Ridero. А Ridero платит всего 25 %. «Литрес» — примерно столько же.

В «бумажном» мире не бывает и таких доходов. Наши издательства предлагают максимум 10 %, 8 %, а чаще 5 % от продаж. То есть разница с выплатами электронных издательств колоссальная. Это еще одна причина, по которой я занимаюсь электронными книгами.

ТО, ЧТО ИЗДАТЕЛЬ БЕРЕТ ВСЕ НА СЕБЯ, — ЭТО МИФ. РОССИЙСКИЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА КАК РАЗ СТАРАЮТСЯ ВСЮ РАБОТУ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПЕРЕЛОЖИТЬ НА АВТОРОВ. ОДНАКО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МНОГО

— А кто устанавливает цену на книгу — издательство или автор?

— По-разному. На «Литрес: Самиздат» цену устанавливает автор. На «Литресе» — издатель. У этих площадок разные подходы к ценообразованию.

 

— Как электронные сервисы расплачиваются с автором?

— У  каждого электронного сервиса свои правила. Например, Amazon KDP выплачивает роялти по  достижении заработка в  100 долларов, «Литрес: Самиздат» — при  накоплении на счете 1000 рублей.

 

— А какие варианты есть у автора, если он хочет издать книгу, которую можно «подержать в руках»?

— Электронные сервисы развиваются и предлагают издавать не только е-книги, но и бумажные, и даже аудио. Все в одном месте. Это очень удобно. Но автору нужно быть внимательным: в некоторых случаях заботы по распространению отпечатанного тиража ложатся на  его плечи.

 

— Обращаясь в издательство, автор может быть спокоен: его книгу и прорекламируют, и продадут. А как рекламировать и продвигать книги, изданные самостоятельно?

— То, что издатель берет все на себя, — это миф. Российские издательства как раз стараются всю работу по продвижению переложить на авторов. Но возможностей для продвижения много. Например, в Smashwords можно раздавать читателям купоны, в Amazon KDP — давать скидки или дарить свои книги. Нельзя не упомянуть возможности, которые предоставляют такие «интернет-монстры», как Google и «Яндекс». Их системы контекстной рекламы — отличный инструмент, которым могут пользоваться как компании, так и частные лица. Я, например, в зависимости от конкретной цели использую и «Яндекс.Директ», и Google AdWords. В социальных сетях свои рекламные сервисы, которые тоже могут быть достаточно эффективными.

 

— Каковы ваши прогнозы на ближайшие годы? Чего ожидать на рынке издательских услуг?

— Рынок будет становиться все более «электрическим»: аудитория чтения «бумаги» продолжит сокращаться, а интернет-изданий — расти.

 

— Как вы считаете: станем ли мы однажды «электрическими» на сто процентов?

— Едва ли. Все-таки останется небольшая доля любителей «бумажного» чтения. Чудаки живут во все времена. 

Фото: Елена Манина
Сообщить об ошибке
Июн 11, 2019
Рассказывает главный редактор «Крымской газеты» Мария Волконская
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни

Вам будет интересно: