Facebook мне друг

…Но не только. Он еще и мое персональное средство массовой информации

Теперь даже странно об этом вспоминать: а ведь еще пять лет назад, когда я впервые зашел на ленту ФБ, то почти сразу с отвращением прекратил это занятие, показавшееся мне тогда абсолютно бессмысленным, недостойным серьезного журналиста. Слава богу, один из моих начальников (он же товарищ — так бывает в зрелые годы) убедил продолжить фейсбучные опыты, пойдя на явную хитрость: «Ты поживи там, в этом виртуальном мире, а потом напишешь о нем свои заметки — обещаю два разворота в «толстушке». Ладно, согласился я, раз так, то пойдем на эксперимент.

Я стал жить в виртуальном пространстве и довольно скоро испытал совсем другие ощущения — они были прямо противоположны первоначальным. Более того, спустя два года моя аудитория (френды и подписчики) составляла уже чуть ли не десять тысяч человек и отныне не было никакой возможности так просто бросить это занятие — а как же ответственность перед читателями?

Разве много сейчас газет, у которых есть такая устойчивая и такая отзывчивая аудитория?

Причем я почти сразу стал формировать ее сам, отбирая из желающих «дружить» исключительно тех людей, которые будут полезны мне именно как качественные читатели. Подчеркну: не удобных, во всем соглашающихся и бездумно ставящих «лайки», а умных, пусть и с полярными взглядами на жизнь. Беспощадно выметал с площадки лишь хамов, безнадежных сталинистов, антисемитов, сионистов, экстремистов и прочих лиц, кто участие в дискуссии подменяет криком и кто мне совершенно неинтересен.

Кстати, начальник (он же друг) не обманул: я дважды выступил в родной бумажной газете с обширными заметками типа «пленник социальной сети», где пытался разобраться в том, что же это такое — Facebook, чем он хорош, плох, интересен и опасен.

По прошествии пяти лет могу признаться, что я беззастенчиво использовал ФБ в корыстных целях. Во-первых, постоянно замерял на ленте с помощью нехитрых трюков градус читательской конъюнктуры: что в данный момент интересно людям, а что — нет. Раньше, в стародавние советские времена, делать подобные замеры было легко, потому что существовала устойчивая обратная связь «газета-читатель-газета». Заходишь в отдел писем, просишь сводку за последний месяц и по ней видишь, на какие заметки люди реагировали и на какие не обращали внимания. Теперь в редакции пишут разве только совсем отчаявшиеся или умалишенные. А как нашему брату без обратной связи?

Во-вторых, иногда я на своей страничке заранее анонсировал то, что собираюсь вскоре опубликовать на бумаге. Как бы интриговал, не раскрывая деталей. Тут была очевидная польза для газеты: даже те, кто давно перестал ее читать, невольно шли в киоски или смотрели номер на сайте.

Заставить себя ежедневно вести обычный дневник — дело почти безнадежное. Если же делишься дневниковыми записями с другими и в ответ получаешь эмоциональные комментарии, то это совсем другое

Facebook позволил мне обмануть собственную лень. Ведь заставить себя ежедневно вести обычный дневник — дело почти безнадежное. Если же делишься дневниковыми записями с другими и в ответ получаешь эмоциональные комментарии, то это совсем другое. Кстати, мои фейсбучные записи за пять лет легли в основу последней книги «Как карта ляжет» — первый тираж уже распродан, сейчас планируется допечатка. А моя добрая приятельница по сети Алла Лескова даже стала, можно сказать, родоначальницей нового жанра в литературе, основанного на заметках в ФБ. Уже три книжки у нее вышли.

Вокруг социальных сетей много мифов, сплетен, домыслов и версий. Кто-то называет их «всемирной информационной канализацией», кто-то склонный к конспирологии, утверждает, что это всего лишь инструмент слежки и манипуляции, их величают «парадом амбиций», «свалкой фейков», «наркотиком», «стенгазетой для дилетантов», «плацдармом глобальных информационных войн»… И надо признать, каждый ярлык несет в себе частицу правды. Однако, я отношу себя к тем, кто считает, что «стакан наполовину полон». А не наоборот.

Социальная сеть, если не постить в ней кошечек, не публиковать фото себя любимого на фоне Эйфелевой башни, не распространять грязные слухи, а относиться к ней серьезно, это реальное СМИ. Или, как сейчас говорят, моно-СМИ.

Почему и счел нужным поделиться этими заметками на сайте журнала «Журналист».

Заходная иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Янв 25, 2018
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: