Факультеты журналистики становятся прибежищем для неудачников

Студент Андрей Грушин — о своем первом опыте работы главного редактора учебной газеты

Каждый год в рамках учебной дисциплины «Основы журналистской деятельности» я даю своим студентам задание выпустить газету. Все начинается с того, что на первом занятии ребята выбирают главного редактора, редакторов отделов, корректоров и распределяются по отделам: общественно-политической жизни, науки и образования, культуры и спорта, университетской жизни. А потом в течение всего семестра вырабатывают заявку на тему, ходят на мероприятия, выстраивают замысел своего текста и пишут его.  На всех этих этапах они тесно взаимодействуют с редактором отдела и корректором. Я выступаю в роли консультанта, устраиваю чтение подготовленных материалов и их разбор на практических занятиях, делаю письменный анализ текстов, которые студенты присылают мне на почту. На экзамен студенты приносят газету со своими новостными текстами — итог их работы за семестр.

Обычно главный редактор, представляя газету, рассказывает, как шла работа, как студенты справлялись с редакционными заданиями. Это выступление всегда  является самой эмоциональной и яркой частью экзамена, потому что главный редактор хвалит ребят и благодарит всю редакцию за слаженную работу. Это выглядит примерно так: «Выпуск газеты был нашим первым опытом. Мы выпустили ее, потому что были одной командой. Все молодцы!»

Студенты каждый год разные, и газеты у них получаются разные, но состояние восторга, которое они испытывают, когда держат в руках номер своей первой газеты, общее для всех.

Но в этом году на экзамене в одной группе главный редактор произнес совсем другую речь. Он сказал о том, что команда единомышленников не сложилась, что газету ребята делали без всякого интереса и желания, потому что многие никогда не пойдут в журналистику. Этим главным редактором был студент 2 курса Андрей Грушин.  После экзамена я предложила ему обдумать то, о чем он сказал, предположив, что, оценивая работу редакции,  он находился в  эмоциональном состоянии. Через несколько дней я получила от него сообщение, в котором Андрей попытался ответить на вопрос, почему у тех, кто сегодня учится на журфаке, нет желания стать журналистом.

они такие же, как я: неудавшиеся актеры, филологи, дизайнеры, литературные критики

«Я поступил на факультет журналистики, потому что не смог попасть в вуз, в который хотел.  Поначалу мне было неловко перед своими однокурсниками.  Казалось, все они готовы положить свои головы за то, чтобы стать журналистами. Позднее я понял, что они такие же, как я: неудавшиеся актеры, филологи, дизайнеры, литературные критики. Эти люди составляют основной контингент журналистского факультета. Многие из нас обещали себе «перепоступить» на следующий год туда, куда хотели изначально. Но такие обещания, как известно, быстро забываются.

Когда в этом году мы начали делать газету, я вызвался быть главным редактором.  Мне нужно было сразу определиться с линией своего поведения: приказ или диалог в общении с коллегами? Скажу честно, бить кулаком по столу, выкрикивая при этом «делай так, как тебе сказано!», проще. Это экономит силы, и конечный результат зачастую выходит лучше.

Но когда человек бездумно выполняет приказы, говорить о его личностном развитии не приходится, так что я выбрал диалог. И тут у меня сразу возникли  трудности. Диалог предполагает уважение, а если уважения нет, не может быть и диалога. Мы оказались не готовы работать в команде. Выпуск газеты  также показал, что у большинства моих однокурсников нет интереса к будущей профессии. Они будут выполнять ровно тот объем работы, который требуется для получения зачета или экзамена».

С Андреем можно не согласиться, упрекнуть его в том, что нельзя всех стричь под одну гребенку. На каждом факультете журналистики есть студенты, которые осознанно выбрали профессию, активно посещают мастер-классы известных журналистов, усиленно ищут практику там, где  их научат, подскажут, посоветуют. Но вопрос в другом, много ли таких ребят? Андрей считает — единицы. Наверное, ему виднее. Его первый опыт редакторской работы, как он считает, был не очень удачным. Вместе с тем, именно этот опыт привел его к важным размышлениям о профессии, и о том, кто придет в журналистику завтра.

Приглашаем к разговору всех, кто также размышляет над вопросом, почему факультеты журналистики становятся сегодня прибежищем для неудачников.   

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Мар 11, 2019
Инструменты и методы, которые руководители проектов могут использовать, чтобы облегчить работу и добиться поставленных целей
Разбираем текст студентки 1-го курса и стараемся не запутаться в жанрах
Едем за океан учить демократию, на стажировку в редакцию и в Гарвард делать проект

Вам будет интересно: