Как фейки попадают в СМИ

Представляем подборку случаев, когда фейки просочились в известные СМИ

RT — сеть российских международных многоязычных телеканалов, который финансируется правительством РФ. RussiaToday на своем YouTube-канале выпустило сюжетный видеоролик в 2017 году про нью-йоркский ресторан. В сюжете говорилось о том, что 7 октября ресторан Lucy’s Cantina Royale в течение уже трех лет подают «пятиэтажный» бургер, приуроченный ко дню рождения Владимира Путина, президента РФ. А на столике, где показывают блюдо, лежит флаер с акцией в честь президента. Эту новость подхватили крупные СМИ, например телеканал Россия 24. Блюдо же называется «Путин-бургером», а его масса составляет ровно 1952 грамма.

Однако это оказалось выдумкой. Журналист Алексей Ковалев связался с рестораном и от работников узнал, что бургера в честь дня рождения президента они не готовят и не готовили. Затем лично менеджер ресторана написал письмо, в котором заявил, что никакого «Путин-бургера» у них не было и что это фальсификация. Все заявления из сюжета не соответствуют действительности. Как оказалось, в видеоролике был показан обычный бургер с пятью котлетами, который можно заказать, а то, что он приурочен к акции в честь президента — выдумка. Помимо возникших вопросов о фальсификации к RT, возникли вопросы и к ТАСС. В материале, посвященном этим событиям, был указан некий менеджер ресторана Тед Брайен. Алексей Ковалев уточнил у ресторана работает ли у них Тед. Выяснилось, что такого человека в числе их сотрудников не существует.

 

ИА «Панорама» — российское сатирическое интернет-издание, известное своими шуточными новостями на злободневные темы. Иногда их «новости» попадают в новостные ленты крупных СМИ, хотя на их сайте присутствует соответствующий дисклеймер. И вот в июне 2019 года «новость» «Панорамы» про владельца турфирмы из Китая, продававшего туры в Чернобыль, но возил туристов в Челябинск, оказалась на сайте интернет-издания «Газета.ru»

 

1 августа 2018 года около 160 медиа на территории Украины рассказали про появление шаровых молний в Запорожской и ряде других областей. Эту информацию они получили в качестве пресс-релиза от NASA по электронной почте. В списке медиа, которые опубликовали эту новость, были и известные: телеканал ТСН, интернет-издание «Обозреватель», «Вести» и «Комсомольская правда в Украине». В социальных сетях сюжет о шаровых молниях набрал около 200 тысяч просмотров. В самом же пресс-релизе были и рекомендации о том, как нужно себя вести в случае появления шаровой молнии.

Но в тот же день журналист Андрей Прокопенко заявил, что новость — фейк, а на следующий уже и другие журналисты и СМИ начали опровергать новость про шаровые молнии. Пресс-релиз о природном явлении был вброшен Аленой Романюк в качестве эксперимента. Алена является редактором информационной кампании «По ту сторону новостей». Эту кампанию, направленную на повышение медиаграмотности и проверку профессиональной этики реализует «Институт развития региональной прессы». Пресс-релиз был отправлен с фейковой почты nasa.nasaukraine@gmail.com. Уже на этом этапе следовало заподозрить неладное, не говоря о содержании письма.

 

CNN — крупный новостной телеканал, который впервые реализовал концепцию 24-часового вещания новостей в США. CNN, как и любой другой американский новостной телеканал, в октябре 2016 года в ходе предвыборной кампании кандидатов на пост президента США освещал скандальные события, связанные с предстоящими выборами.

Одним из этих событий стала утечка писем Демократической партии, касающихся избирательной кампании Хиллари Клинтон, бывшего государственного секретаря. Разразился скандал, так как ее электронный почтовый ящик являлся служебным, и на нем находилось много компрометирующей информации, из которой становилось ясно, что Хиллари Клинтон обманывает своих избирателей и ведет себя двулично. Например, в опубликованной расшифровке ее приватного выступления перед представителями банковской индустрии она заявляла о том, что поддерживает проект Транстихоокеанского партнерства, но в то же время на дебатах с Трампом, прошедших 26 сентября, она утверждала, что выступает против данного проекта.

Письма оказались в свободном доступе на сайте Wikileaks (сайт некоммерческой организации, публикующую секретную информацию из анонимных источников или при утечке этой информации), и на канале CNN заявили, что чтение этих писем является незаконным, но СМИ имеют право изучать их и рассказывать об этом общественности. Получилось, что ведущий CNN хотел запугать американцев, чтобы они не заходили на сайт и не изучали содержимое писем. Разумеется, это все неправда, и на Wikileaks было законно заходить и читать письма, а сейчас сайт все еще продолжает свою работу. В дальнейшем CNN неоднократно обвиняли в распространении фейков и в поддержке политики Демократической партии.

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Окт 25, 2021

Вам будет интересно: