Новый тип медиа пытается найти середину между ловушкой Filter bubble и насильственным редакционным внушением
Утопические идеи о том, что каждый читатель получит личную газету, появились еще до интернета. Но кастомизация хороша в маркетинге — там важно доставить каждому личное сообщение. В журналистике важно доставить каждому общее сообщение. Маркетинг нацелен на персональное потребление и разобщает, журналистика нацелена на общественный интерес и объединяет.
Поэтому все попытки кастомизации контента под конкретного читателя в СМИ провалились. А потом появилось истинно персонализованное медиа — Facebook. Никакое СМИ не сможет подстроиться под интерес каждого пользователя лучше, чем это уже делает алгоритм Facebook.
Между тем цифровые возможности провоцируют новые попытки кастомизировать новости для конкретного читателя, сохранив при этом объединяющую функцию СМИ. В рамках проекта Digital News Initiative разработано новостное приложение NZZ Companion. Разработчики поставили себе цель найти баланс между «выбором редакции» (editorial relevance) и «личным интересом», то есть между функцией СМИ и алгоритмом Facebook.
Причем приложение показывает суперзначимые редакционные новости всем читателям. Таким образом разработчики хотят избежать ловушки пузыря предпочтения (filter bubble — это когда алгоритм показывает пользователю только то, что нравится ему и его друзьям). Нет уж, посмотри и то, что редакция считает важным для всех. Так сохраняется общность повестки и объединяющая роль уполномоченного, авторитетного источника, каким до интернета были СМИ.
Рубрика «Медианавигатор» регулярно рассказывает о зарубежных событиях и тенденция в мире медиа.
Ведущий рубрики — Андрей Мирошниченко, медиааналитик, руководитель Школы эффективного текста, координатор российской Ассоциации футурологов, эксперт программы Фулбрайта (США).