Школа газетного дизайна: как не испортить первую полосу

Теги: 

Самый распространенный диагноз в газетах — это подмена понятий в дизайне, когда эффектность превыше эффективности

Исключительно по стечению обстоятельств тема этой публикации отчасти повторит содержание многих предыдущих материалов этой рубрики. Обстоятельства таковы: завершен обзор графических моделей газет в рамках «Золотого фонда прессы». Результаты серы, как застиранные простыни.

Казалось бы, уже пять лет ведется экспертиза оформления изданий. Редакции получают пусть формальные, но четкие и беспощадные описания ошибок в визуальной подаче полос и публикаций. Но ничего не меняется. Элементарные ошибки так и остаются бичом оформления. Подавляющее большинство оценок — «тройки». И во многих случаях «натянутые».

Увы, самый распространенный диагноз в газетах (и, кстати, не только в районных) — это подмена понятий в дизайне, когда эффектность превыше эффективности. Всем хочется быть «самостийными», не похожими ни на кого. И это желание зачастую становится у редакций самоцелью. Чтобы два раза не вставать, давайте изначально определимся с причинно-следственной связью этой «болезни».

Не погрязнуть в сухой теории с множеством «измов» в раскрытии темы поможет обычная метафора. Построим аналогию на понятных вещах. 

ЛЮДИ ПОКУПАЮТ И ВЫПИСЫВАЮТ ГАЗЕТЫ ЛИШЬ ЗА ОДНИМ — ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ. НИКТО НЕ РАССМАТРИВАЕТ КАКОЙ‑НИБУДЬ «ГОРОДСКОЙ ВЕСТНИК» КАК ВЫСТАВКУ ГРАБАРЯ

Большинство девочек прожигают глаза во время просмотра показа мод «от кутюр». Красиво? Еще бы. Порой, конечно, нелепо. Но это, скорее всего, просто на мой мальчиковый взгляд. Эффектно? Ну, тут к гадалке не ходи. Но… Вы видели хоть кого-нибудь на улице в таких нарядах? Разумеется, нет. Главная причина — эти наряды абсолютно нефункциональны. Непрактичны. 
За голову можно схватиться только от одной мысли — как это все погладить или постирать. И как, надев, не измять в общественном транспорте или даже в кресле автомобиля. Куча проблем. Именно поэтому мы отдаем предпочтение отличимым только по фасону и материалам привычным юбкам, блузкам, платьям и брючным костюмам. Впрочем, нет. Есть еще более универсальный предмет одежды — джинсы. И ведь никого (девочки, вы ли это?) не смущает, что они совершенно идентичны. Тут вариантов-то немного — прямые или зауженные, с низкой или высокой талией. И ничего — носим, радуемся и не жалуемся на отсутствие «самостийности». Потому что:

•   удобно;

•  практично;

•  эффективно.

О'кей. Пошли к мальчикам. У них другая болезнь — они на машинки смотрят. Даже последний рафинированный ботан всегда с интересом рассматривает картинки с автомобильных выставок. А там невероятной красоты и оригинальности концепт-кары. Но стоп. Хоть кто-нибудь видел их на дорогах? Ха, ха и еще раз ха. Почему? 

Ответ очевиден, как и в случае с одеждой, — они совершенно непрактичны. Ведь что в первую очередь требуется от машины? Мощность, эргономичность, экономичность и комфорт. Конструкторы и дизайнеры автогигантов прекрасно это знают. Именно поэтому все мы ездим на почти одинаковых автомобилях, отличающихся лишь классом (хэтчбек, классика, внедорожник или универсал), а также едва уловимыми жестяными изгибами и радиаторными решетками. Представьте, если на всех автомобилях снять фирменные шильдики. Да большинство в таком случае просто не разгадает производителей машин. И  заметьте, никого похожесть автомобилей не смущает — ездим и «не пищим». Потому что:

•   удобно;

•   практично;

•   эффективно.

Так вот. Точно такая же история и с газетами. Да, представьте себе. Не красоту надо в них наводить, а в первую очередь порядок. Опять же обратимся к «печке». В чем заключается функция газет? Она одна — информативность. Люди покупают и выписывают газеты лишь за одним — получить информацию. Никто не рассматривает какой-нибудь «Городской вестник» как выставку Грабаря. Не та потребность. Именно поэтому абсолютно все в газете должно быть «заточено» на информативность и удобство чтения. В такой же аналогии, что и в одежде и автомобилях. Есть такой узкоспециальный предмет — «Промышленный дизайн». Вот это бы почитать газетным дизайнерам. Потому что именно функциональность оформления закладывает основы удобства, комфорта и информативности чтения издания.

Информативность оформления мы сейчас трогать не будем. Это тема подачи фотографий, инфографики и заголовочных комплексов. А вот на «скелете» остановимся.

«Скелет» — это:

•   незыблемая модульная сетка;

•   четкая и незыблемая система текстово-заголовочных стилей;

•   многоплановость (иерархия) подачи полос и элементов внутри одной публикации.

Уж пусть простит редакция «Российской газеты» за «издевательства» над первой полосой. Но чей же еще пример так эффективно может послужить аргументации? Итак, вот перед вами типичная обложка главной газеты страны. Как говорится, «все на месте». От этой полосы и оттолкнемся, чтобы скомпилировать, как малейшее нарушение одной из частей «скелета» сразу превращает качественное издание в «районку».

 

МОДУЛЬНАЯ СЕТКА. Про нее в этой рубрике ранее было «сломано» несколько сотен строк. Поэтому вкратце. Именно она закладывает зрительные алгоритмы чтения газеты. Именно она обеспечивает комфорт чтения. Но только в одном случае — если она вариативна в применении и, главное, не нарушается при верстке.

И снова к метафоре, чтобы не ходить вокруг и около. Вот вы ездите у себя в городе или поселке на машине. Удобно? А то. Просто потому, что у вас либо двухполосные, либо четырехполосные дороги. Все предельно понятно и привычно. А представьте, если с двухполосной дороги вам надо свернуть на другую улицу — а там полутораполосная дорога или (ого!) тричетвертиполосная. Даже не  смешно, потому что и представить себе такое невозможно. А в газете? А тут верстальщики явно плюют на комфорт чтения. Читать же не им, а читателю. Им главное — быстро и без особых проблем сверстать. А каково будет читателю — это уже дело последнее. 

Обратите внимание, к чему может привести лень или необязательность верстальщика, когда он просто нарушает модульную сетку издания. Одним росчерком моментально нарушился весь порядок, который закладывала сетка. Появилось зрительное ощущение небрежности и раскиданности, присущих «районкам»
Обратите внимание, к чему может привести лень или необязательность верстальщика, когда он просто нарушает модульную сетку издания. Одним росчерком моментально нарушился весь порядок, который закладывала сетка. Появилось зрительное ощущение небрежности и раскиданности, присущих «районкам»

 

СИСТЕМА ТЕКСТОВО-ЗАГОЛОВОЧНЫХ СТИЛЕЙ. Во-первых, она должна быть. То есть для каждого стиля должны быть четко установлены используемый шрифт, размеры кегля и интерлиньяжа. И эта система также не может нарушаться. Никаких «поиграться шрифтами и их размерами». Важно, чтобы стили достаточно контрастно отличались друг от друга. Чтобы, скажем, стиль заголовков материалов первого плана явно отличался от стиля заголовков материалов второго плана. Девочки, посмотрите на свои брючные костюмы. Пуговицы на брюках контрастно отличаются от пуговиц на жакете. Потому что у них разные функции. Пуговицы одного ряда всегда одинаковы по цвету, размеру и модели. И это тоже из-за функциональности. Никому же не придет в голову использовать в ширинке пуговицы разного диаметра. А в газете? Ну, дальше можно и не продолжать. 

А тут просто нарушена система текстовозаголовочных стилей. Результат тот же, что и в предыдущем варианте
А тут просто нарушена система текстовозаголовочных стилей. Результат тот же, что и в предыдущем варианте

 

МНОГОПЛАНОВОСТЬ ПОДАЧИ. Она позволяет выстраивать для читателя на полосах и внутри публикаций внятную зрительную навигацию. Ему будет проще читать ваши полосы уже потому, что будет хорошо и ясно видно, откуда и куда читать. Что главное, что второстепенное.

И наконец, та же самая полоса, но с нарушением многоплановости подачи публикаций. Заголовки материалов первого и второго планов почти не отличаются. Их иллюстрации по размеру тоже одинаковы. Иерархия нарушена на корню. И зрительно эти материалы начинают конфликтовать друг с другом. Представить такое в «Российской газете» невозможно. А вот в «районках» — запросто
И наконец, та же самая полоса, но с нарушением многоплановости подачи публикаций. Заголовки материалов первого и второго планов почти не отличаются. Их иллюстрации по размеру тоже одинаковы. Иерархия нарушена на корню. И зрительно эти материалы начинают конфликтовать друг с другом. Представить такое в «Российской газете» невозможно. А вот в «районках» — запросто

 

А в послесловие уж позвольте немного занудства. Мне кажется, отчасти проблема с оформлением газет связана даже не с отсутствием знаний, а с ленью редакционных сотрудников — от редактора до верстальщиков. При подготовке номеров редакции чаще всего беспокоятся не о читателе, а о своей работе — как бы быстрее сдаться и как бы не делать лишней работы при верстке (сокращение, добавление и редактура). Так вот… А впрочем, морализмы тут лишние. И так все понятно. 

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
мая 27, 2019
Западные исследователи проанализировали лайфхаки успешных СМИ во время пандемии ковида
В последнее время ведущие скандинавские СМИ все больше внимания стали уделять получению дополнительных доходов от собственных и
Как мы на время жатвы поменяли профессию, выпросив в местном колхозе старенький комбайн

Вам будет интересно: