Как в Штутгартском университете учат журналистике

Семестр в Германии, или чем российское образование отличается от европейского

В феврале мы рассказывали, как студентка Высшей школы печати и массовой индустрии Московского политеха Дарья Перкокуева получила возможность на летний семестр поехать учиться Штутгарт по программе «Журналистика и коммуникационный менеджмент». Перед поездкой Даша пообещала написать о своей учебе в Германии.  

 

Высшее образование в Германии считается одним из лучших в Европе и в мире. Студенты из разных стран едут сюда за новыми знаниями. И ожидания оправдываются: здесь действительно можно многому научиться.

Мне посчастливилось учиться в Штутгартском университете медиатехнологий (HdM) на специальности «Журналистика и коммуникационный менеджмент». Обучение проходит на английском языке несмотря на то, что международные студенты из Франции, США, Швейцарии, Эстонии, Южной Кореи, Нидерландов, Великобритании, России составляют лишь 10 % от общего числа группы.  Обучение началось меньше месяца назад, но уже можно выявить отличия системы высшего образования в Германии от системы в России.

 

Выбираешь сам

Студенты не всегда знают, чего они хотят, а выбрать профессию «наспех» — значит обречь себя на неинтересное обучение и последующую рутинную работу. Эту проблему решили в Европе: студент на старших курсах самостоятельно выбирает, какие предметы ему нужны, а какие нет. Здесь нет ничего обязательного, (как. например, физкультура в Российских вузах) — только то, что действительно пригодится для профессиональной работы.

Помимо выбранных предметов, можно посещать и другие занятия. Разница только в том, что по ним не придется сдавать экзамены в конце семестра.

Для студентов-международников, которые поступили на английскую программу, расписание уже было составлено, чтобы облегчить процесс выбора. В итоге в трехмесячную программу входит 5 предметов, языковые курсы и культурные курсы. Предметы также отличаются от привычных для журналистики в России: здесь нет литературы, зато есть лидерство и корпоративные коммуникации, здесь нет истории, зато есть инновационный менеджмент и контент-менеджмент, здесь нет логики, зато есть производство международного контента. Все то, что реально применяется в профессии современного журналиста.

 

Один за всех и все за одного

Несмотря на распространенный стереотип о том, что все немецкие студенты —индивидуалисты, работа в группах преобладает над индивидуальной. И даже на группы здесь делят не просто так: в начале семестра пришлось потратить больше трех часов, чтобы каждый мог рассказать о своих преимуществах и доказать, что он будет ценным участником команды. В течение семестра студент работает в составе одной группы на всех занятиях: это бывает неудобно, ведь не все студенты выбирают одни и те же предметы. Но тем не менее, групповая работа помогает международным студентам (как минимум из России) привыкнуть к абсолютно новому формату обучения.

 

На некоторых направлениях каждый раз формируются новые группы — это зависит от того, какую цель преследует преподаватель.

 

Другая тактика                          

Учебный план составлен очень удобно: студенты учатся 3-4 дня в неделю, а остальное время работают над проектами, путешествуют, саморазвиваются.

 В HdM отсутствует привычное для российского студента деление на лекции и семинары: здесь все называется лекциями, но проходит в формате семинаров. Преподаватель всегда взаимодействует с аудиторией, а не просто читает с листа. Каждое занятие превращается в настоящую дискуссию, где каждый высказывает свое мнение.

Работая в группах, студенты решают тематические кейсы, основанные на реальных ситуациях. Это помогает не только усвоить теорию, но и понять, как ее можно применить на практике.

Зато российскому студенту не знакомы и пары длиною в 5-7 часов. Это Воркшопы (Workshops), в течение которых группа работает над проектами. В таких длинных занятиях есть свои плюсы — преподаватели приносят «пищу для ума», например, конфеты, мармелад, печенье. Такие занятия проходят примерно раз в месяц.

Учить немецкому начинают сразу с практики: на занятии по иностранному языку попросту нет формата «слово-перевод». Преподаватель говорит исключительно на немецком, чтобы погрузить студента в языковую среду, но это не кажется сложным, просто требует высокой концентрации. Стоит отвлечься на минуту и всю оставшуюся часть занятия можно просидеть, ничего не понимая.

В Германии преподаватели не пытаются заставить студента заучивать материал, для них главное — понимание студентом этого материала и умение использовать его.

 

«Нет» формальностям

Преподаватели общаются со студентами на равных. Когда мы пришли на первое занятие, наш руководитель попросил называть его по имени, чтобы нам было проще адаптироваться в новой среде. А если на занятии вдруг захочется передохнуть, всегда можно попросить сделать десятиминутный перерыв — и на моей практике еще не было такого, чтобы преподаватели отказывали. Устали — отдыхайте, иначе ничего не поймете.

Лояльно относятся и к опозданиям. Но стереотип, что сами немцы никогда не опаздывают — абсолютная правда. Они еще и придут на 20 минут раньше.

 

Строгая организация

То, чего по-настоящему не хватает российским вузам. В Германии план обучения составляется на весь семестр и в первый же день высылается всем студентам. В плане каждого предмета прописано, когда состоятся занятия, и какая тема должны быть на них пройдена. Студент заранее знает, когда его ожидают тесты и сдачи проектов. Неприятные сюрпризы — это не про немцев.

Каждый студент имеет личную университетскую почту, на которую высылаются все изменения в расписании и программе. Здесь не бывает такого, что студенты приезжают на пару, которой фактически нет.

Все домашнее задание и все материалы по занятиям публикуются на платформе «Moodle», поэтому если студент что-то упустил, он всегда может вернуться к предыдущей теме в режиме онлайн.

 

Вдохновляющее пространство

Один из самых важных факторов. Даже самый мотивированный студент может перегореть из-за обшарпанных стен и грязи в помещении. Штутгартский университет медиатехнологий может послужить примером того, как должно быть организовано учебное пространство: панорамные окна, обилие света, чистота, современное оборудование, просторные аудитории.

Помимо этого, в здании университета находится мини-кинотеатр, кафетерий, бесплатная вода и пункт подзарядки устройств. А также огромное количество мест, где можно заниматься групповой работой, устроившись в мягких креслах.

 Для меня, как для студента из России, такой формат обучения незнаком. Но могу сказать, что он приносит заметно больше пользы для будущего профессионала.

Фото: Дарья Перкокуева
Сообщить об ошибке
Апр 15, 2019
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: