Кровь, кишки и расколбасило, или почему растет спрос на хорошие новости

Действительно ли читатели не любят позитивные истории и как выживают медиа, которые отказались от негатива

 

В 2014 году журналисты интернет-СМИ «Городской репортёр» провели эксперимент. Читатели жаловались, что на портале публикуют плохие новости, а позитивным редко уделяют внимание. Тогда сотрудники решили в течение дня писать только о хорошем. Итоги оказались печальными: посещаемость сайта упала в три раза. Из этого редакция сделала вывод, что на жизнерадостных новостях «не построишь успешное издание».

Изменилась ли ситуация в 2020 году? Согласно Google Trends, во время вспышки коронавируса поиск «хороших новостей» увеличился в несколько раз, но сейчас интерес падает. ЖУРНАЛИСТ выяснил, действительно ли читатели не любят позитивные истории и как выживают медиа, которые отказались от негатива.

 

Почему нам это нравится?

Плохие новости привлекают больше внимания. Исследователи из Университета Макгилла провели эксперимент: пригласили добровольцев поучаствовать в «изучении движения глаз». Испытуемых попросили выбрать и прочитать с новостного сайта несколько статей о политике. Участникам разрешили просматривать любые материалы. При этом им сказали, что исследователей интересуют только движения глаз, но на самом деле это было неправдой. Затем испытуемым показали ролик, в котором «заключалась суть эксперимента», но он служил лишь для отвлечения внимания. После этого спросили, какие политические новости они бы хотели почитать. На прямой вопрос участники отвечали, что предпочитают хорошие известия плохим. Также отмечали, что современные медиа чересчур сосредоточены на негативе. Но по результатам эксперимента оказалось, что большая часть охотнее выбирали новости о коррупции, лицемерии, чем позитивные или нейтральные тексты.

То, что читателям больше нравятся плохие новости, подтверждает Василий Алексеев. Он ведёт два паблика в ВКонтакте – «CrimYakutia.ru: Криминальные новости Якутии 18+» и «Хорошие новости Якутии». Вторую группу создал в 2013 году, когда первая стремительно набирала популярность: «Подумал, здорово было бы в противовес создать паблик по хорошим новостям. Но пришел к мнению, что людям интереснее читать про криминал».

 

Клинический психолог Валентина Ситало объяснила, почему люди больше обращают внимание на плохое: «Это механизм, который сформировался в процессе эволюции. Его называю по-разному – „смещением в негатив“, „эффектом негативности“. Он помогает быть готовым к опасности, если она произойдет. Плохие новости могут быть сигналом, что надо изменить поведение, чтобы избежать угрозы. Кстати, мы реагируем быстрее на слова, связанные с риском для жизни: война, бомба и т.д., чем на позитивные понятия».

Существенный недостаток плохих новостей в том, что они негативно воздействуют на психику. Это подтверждает эксперимент доктора Пэма Рамсдена из Университета Брэдфорда. В исследовании участвовали 189 человек. Испытуемые смотрели публикации об атаке на башни-близнецы, стрельбе в школе, взрывы смертников. На 22% участников сильно повлияла негативная информация. Такие сообщения вызвали у них симптомы, похожие на посттравматическое стрессовое расстройство.

Но всё же задача журналистов — информирование людей о произошедшем, о плохом и хорошем. По словам Александра Новикова, руководителя проекта WellNews, хотя он и делает упор на позитив, но не может отойти от менее оптимистичных новостей из-за разнообразия жизни. Александр создавал WellNews как эксперимент: «Изучая информационный рынок, сложилось впечатление, что люди охотно читают о катаклизмах, убийствах, происшествиях. И чем хуже новость, тем она популярнее у читателей. Но жить в мире, который так выглядит, не очень хотелось. Я сам по характеру оптимистичный и позитивный человек, решил исходить от противного. Раз читают о плохом, буду делать о хорошем».

Как бы читатель не пытался отгородиться от негатива, по словам Валентины Ситало, совсем без него он не сможет: «Есть мнение, что мы в целом воспринимаем мир более оптимистично, чем он есть на самом деле. Верим, что всё будет хорошо и нас ждет счастливый конец. А на позитивном фоне негатив больше бросается в глаза. И плохие новости возвращают в реальность, то есть с помощью них мы оцениваем ситуацию вокруг и прогнозируем дальнейшие действия».

 

Хорошие новости и серьёзная журналистика

В The Washington Post есть рубрика Inspired Life. В ней публикуются вдохновляющие тексты, в основном – истории о людях. Например, о женщине, которая во время пандемии устроилась на работу в дом престарелых, чтобы увидеться с мужем. Или о художнике, который нарисовал 1800 цветов и отправил в больницу, пострадавшую от коронавируса. Руководитель рубрики Эллисон Кляйн рассказала: «Было очень много людей, которые писали и говорили, как сильно им нужны эти истории или как они читали, а слёзы текли потоком по лицу. Нас постоянно благодарят за то, что мы показываем вещи, которые не заставляют чувствовать себя ужасно». Также у The Washington Post работает бесплатная рассылка The Optimist. По средам и воскресеньям подписчикам приходят вдохновляющие материалы.

В России существует качественное СМИ, которое пишет о позитивных явлениях – «Хорошие Новости Челябинской области». В 2013 году Антон Первухин провёл профессиональный эксперимент – создал паблик в ВКонтакте с оптимистичными новостями и историями. Группа быстро набирала популярность, нашёлся инвестор, который поверил в проект. «Эксперты после старта давали от трёх до шести месяцев – дальше прогнозировали закрытие, так как формат, по их словам, не смог бы выжить. Но мы строили стратегию не столько на сообщении позитивных новостей, а на поиске крутых интересных историй», – поделился Антон. Пример удачного материала — текст о чернокожем африканском студенте, который работает помощником воспитателя в детском саду.

Раньше Антон был редактором регионального отделения LifeNews (сейчас – Life.ru) в Челябинске и видел много грязи, горячих тем, убийств, расчленёнки. Тогда возникла идея создать принципиально противоположное СМИ. В первом составе редакции «Хороших новостей» было трое бывших коллег: «К LifeNews претензий нет — лучшая школа журналистики. Просто не каждый может долго там продержаться. После ухода все радовались жизни, говорили, что это [Хорошие новости Челябинской области] своеобразный журналистский рай». Но работать приходилось больше, потому что интересных хороших новостей меньше, а для выживания нужны были эксклюзивы. И они были: новость о фотосессии звёзд Голливуда с «Копейским рабочим» впервые опубликовали в этом издании.

Выжить и быть успешными «Хорошим новостям» помогает правило четырёх «У»: Удивление, Умиление, Улыбка, Удовлетворение. «Если тема соответствует только одному параметру — она не подходит. Если двум — может подойти, нужно смотреть индивидуально. Если по трём или четырём — прекрасно, сразу берём в работу».

Но всё же спрос на плохие новости, по словам Антона, намного выше, но у его проекта есть важное преимущество: «Весомый козырь — более платежеспособная аудитория, плюс реклама не будет соседствовать с новостью о том, что расчленили репера. У нас это будет стоять рядом с материалом, как Человек на пожаре геройски спас многодетную семью или что при падении метеорита никто не погиб. Согласитесь, большая эмоциональная разница». Сейчас Антон не является редактором, сайт живёт самостоятельной жизнью.

 

Хорошие новости как часть контента

В издании «Медуза» есть рубрика «Шапито», в которой публикуют забавные видео, милые истории, но это далеко не серьёзные журналистские материалы. Некоторые из них набирают много лайков и просмотров. Например, «выстрелила» новость о сайте, на котором можно записать крик и он раздастся в Исландии. В Вконтакте пост увидело 52 тысячи человек, поделилось – 54, поставило лайк – 663, в то время как в среднем посты набирают по 30-40 тысяч просмотров. Но «Шапито» – не самая популярная рубрика. Волнующие новости, важные события, сообщения о протестах, митингах набирают больше откликов.

Нередко «выстреливают» новости о животных. Видео, в котором кошка в дождевике ходит по лужам собрало 57 тысяч просмотров и 565 лайков, а хаски, который вскарабкался на стеклянную крышу — 41 тысячу просмотров и 224 лайка. Валентина Ситало объяснила популярность новостей о животных: «Питомцы являются мощнейшим средством справляться со стрессом, возможностью восстановиться после тяжелого дня. Погладить кота, поиграть, почесать собаку это иногда работает лучше любой медитации. А если такого животного нет рядом, то милые фотографии и видео работают в таком же ключе».

Рубрика с оптимистичными новостями есть на портале «Иваново 37 РФ». Но по словам редактора Дениса Петлюченко, она непопулярна: «В „Иваново “ вообще не читают хорошие новости, потому что на них неоткуда прийти. Портал живет с поиска, а гуглят обычно далеко не позитив». Также был опыт работы с подобной обновляемой рубрикой в «Регион Online» – неудачный: «Думаю, только с хорошими новостями выжить крайне сложно. Для этого нужно тщательно продумать источники трафика. „Яндекс.Новости“, ленты переполнены негативом. Это вытесняет позитивные новости из выгодных позиций. Их выбивается из повестки дня негативом. „Регионы“ тоже жили за счет „Яндекс.Новостей“  и „Google Новостей“, а там пробиться хорошими известиями в топы почти невыполнимая задача».

 

Вывод

Сделать крупное цитируемое СМИ с позитивными новостями и вдохновляющими историями намного сложнее, чем писать о ЧП. Но всё же это возможно, если делать качественные журналистские материалы, на темы, которые нравятся читателям. Герои этого материала рассказали, что популярны истории о людях и животных. Один из плюсов хороших новостей – это незанятая ниша. Всегда найдутся те, кто напишет об аварии, но не все сделают вдохновляющий текст о добром сильном человеке.

 
Иллюстрации: shutterstock.com; открытые источники 
Сообщить об ошибке
Авг 14, 2020
Познакомились с научными исследованиями психологических проблем, с которыми столкнулись журналисты в пандемию
Проведение социально значимых проектов — предмет гордости и для их участников, и для самой газеты «Вести чертковские».

Вам будет интересно: