«Грабли» юного журналиста

Я часто бываю членом жюри на конкурсах школьной или молодежной журналистики, готовила абитуриентов для поступления на журфак – в общем, прочитала не одну сотню текстов начинающих журналистов. Ну или тех, кто еще грезит журналистикой. Сначала я просто вела блокнот «перлов», а потом составила два списка – заблуждений по поводу хорошего текста и рецептов по преодолению этих заблуждений. Да простят меня авторы цитируемых строк, но я оставлю это здесь в назидание потомкам.

Заблуждение первое

«Моих читателей интересую я и все, что со мной происходит. Нужно описывать мои ощущения и впечатления как можно подробнее».

Утром я мечтаю изменить мир к лучшему, посвятить себя чему-то действительно важному, а к вечеру грести лопатой деньги, живя плоскими развлечениями и не отказывая себе ни в чем.

Заблуждение второе

«У меня есть авторский стиль и именно поэтому редакция со мной сотрудничает. Я должен выделиться на фоне остальных сотрудников, которые пишут по шаблону».

В довершение всего хочу сказать, что, отдыхая, человек создаёт свой собственный мирок, своеобразный «пузырь». Иногда он объединяет его с «пузырями» других людей, а иногда остаётся в нём один, но самое главное, не стоит его разрушать.

Заблуждение третье

«Язык и стиль – прежде всего. Факт – вещь второстепенная. Журналист – человек, который главным образом много пишет. Ни дня без строчки!»

ХХ век сопровождался появлением множества протестантов – людей, отрицающих всякое существование Бога.

Заблуждение четвертое

«Если тема интересует лично меня, то она неизбежно заинтересует всех остальных. Я вижу мир глазами журналиста – и это бесспорно».

Школьная столовая. Мальчики бурно обсуждают новую компьютерную игру. Некоторые мечтают "свалить" с уроков. Некоторые интересуются, где можно достать насвай. Девочки заняты обсуждением аватаров и статусов своих друзей в социальных сетях. Некоторые фотографируются на айфон. Единицы спокойно вкушают пищу.

Заблуждение пятое

«Моего жизненного опыта достаточно, чтобы делать серьезные и глубокие выводы. Мой статус журналиста позволяет мне поучать всех и вся».

Иногда создаётся впечатление, что человек способен обвинять кого угодно, кроме себя, когда что-то идёт не так… Поэтому, давайте оставим ни в чём не повинных граждан Соединённых Штатов Америки в покое и будем рассуждать здраво, с чувством, с толком, с расстановкой.

Заблуждение шестое

«Неважно, будет ли текст интересен читателю или нет. Моя миссия – донести до него важную информацию».

Есть еще один момент, которого нам не хватает – это уважение. В первую очередь к себе, чтобы, и когда никто не видит вести себя с достоинством. Не пить с утра во всяких дьюти – фри, не хамить в общественных местах, вообще не хамить.

Заблуждение седьмое

«Любой журналистский жанр в своей основе близок к школьному сочинению. И нужно обязательно что-то сказать про Пушкина».

А поэты. Кто-нибудь знает такого поэта нашего времени известного на весь мир, как, например, А.С. Пушкин? Лично я нет.

В произведение Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" мы видим, как стоит делать, а как не стоит.

Мы утратили уважение к тому, что некогда боготворили. Теперь Пушкин для нас всего лишь родственник африканца, своей внешностью напоминающий обезьяну.

Заблуждение восьмое

«Для доказательства факта достаточно того, что лично я это видел. Или когда-то слышал. Я же в здравом уме и трезвой памяти».

Также, с 2010 года в Санкт-Петербурге действует система регулярного сбора опасных отходов, образующихся в быту, с помощью мобильных пунктов приема ― «Экомобилей». Это автомобиль, оснащенный специальными контейнерами. И это не просто сказки, экомобиль действительно существует, и в определенное время его можно увидеть на различных станциях метро, таких как: Василеостровская, Кировская, Невский проспект и др.

Заблуждение девятое

«Когда пишешь о серьезных вещах, непременно надо обратиться к возвышенному стилю. Пафос придаст моему тексту убедительность».

Россия – шесть букв, а сколько смысла! Сколько радостей, слез, кровавой славы, дорогих побед и горестных потерь! Россия – не страна, наверное, целый мир: непознанный и своенравный. И нет мира на свете роднее, чем мир, наш общий мир – Россия.

Заблуждение десятое

«О чем бы я ни писал, для аудитории это всегда будет новостью. Ведь читатели – это серая масса, которая мало о чем догадывается в этой жизни».

Люди, в большинстве своём, презирают алкоголиков.

Везде, где живет человек, есть грязь, даже в самых незначительных районах.

Раньше в России было очень распространено мнение: если к двадцати не нашел жениха, то считай, что уже «старая дева».

Мы постоянно куда-то торопимся, бежим. И так всю жизнь! Но в конце концов всех нас ожидает… смерть.

Заблуждение одиннадцатое

«Аргументы не требуют подтверждения фактами. Зачем мне все эти истории из жизни, интересно подмеченные детали, герои и эксперты? Я художник и пишу крупными мазками».

ХХ век сопровождался появлением множества протестантов – людей, отрицающих всякое существование Бога.

Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива.

А еще преимущество Интернета – это электронная почта. Это быстрая и дешевая коммуникация. У меня есть собственный электронный адрес и я переписываюсь с друзьями из других городов и стран.

Заблуждение двенадцатое

«С читателем нужно разговаривать в тексте, как с собеседником. Призывать его к ответу. Указывать на слабые его стороны. Взывать к сознательности и ковырять чертоги его разума».

Уже сейчас ведётся набор храбрых и здоровых людей в России, Китае, Индии и США для последующей колонизации Марса. Могли бы мы это вообразить 53 года назад, когда Юрий Гагарин просто вылетел на орбиту Земли?

Что ученик может извлечь из предмета ОБЖ, в названии которого уже скрывается суть: Основы Безопасности Жизнедеятельности? Нас учат бояться, быть трусливыми, быть слабыми душой. Нас учат при возникновении экстремальной ситуации спасать свою жизнь различными способами.

Заблуждение без номера, не последнее

«Работа над текстом начинается с первой же фразы. Написал – еще подумал – еще написал. Зачем мне план, аккуратно собранные факты и материалы, «причесанные» мысли»? Текст ни в коем случае не надо перечитывать и переписывать».

Говорить о России тяжело. Почему тяжело? Может, потому что здесь тяжело жить? Да нет, вроде не так уж и тяжело.


5 шагов к успешному тексту

Шаг 1 – размышление над темой

- Ты что-нибудь читал об этом, слышал, знаешь?

- Ты уверен, что до тебя совсем-совсем никто об этом не писал?

- Тебе лично это интересно?

- Какие чувства, ассоциации, образы возникают в голове, когда ты читаешь формулировку темы?

- Выплесни на бумагу (в файл) все первые мысли, которые тебя посетили. Забудь их, они банальны

Шаг 2 – Поиск информации

- Если ты совсем ничего не знаешь по этой теме, можно оттолкнуться от статьи в энциклопедии и даже Википедии. Но только оттолкнуться.

- Пушкин – наше все, конечно, но ты же журналист. Почитай, что писали твои братья-журналисты, а не Пушкин, по указанной теме.

- Поговори с людьми, которые разбираются в теме. Даже если это бабушка или младшая сестра.

- Сходи в музей, на открытую встречу, просто погуляй по улице – ищи информацию не только в интернете, но и в окружающей действительности.

Шаг 3 – Формулировка идеи

- Главная идея должна быть в единственном числе. Весь текст должен на нее работать. Если идей очень много, читатель запутается.

- Не думай о том, что от тебя хотят услышать по этой теме. Думай о том, что ты сам хочешь сказать.

- Поговори о своей идее с другом. Смогла ли она его заинтересовать? Как он отреагировал? Если реакция отсутствует в живом разговоре, то, скорее всего, ее не будет и после прочтения текста.

- Запиши основную идею в виде одного предложения. Идея должна быть проста, понятна и логична.

Шаг 4 – Написание текста

- Создай себе максимально комфортные условия.

- Напиши черновик текста или хотя бы его план на бумаге. Когда мы пишем ручкой на бумаге, наш мозг хорошо разогревается.

- Текст – это не просто последовательность букв, это целая композиция. В ней обычно бывает заголовок, увлекательное начало текста, детали и примеры, параграфы или даже главы, конкретное окончание текста. Что будет, если у человека вместо головы окажутся руки, а на месте рук – две головы? Так же и с текстом – если что-то не на месте, то текст – «урод».

- Не пиши на удачу. Пиши так, словно хочешь получить нобелевскую премию по литературе. То есть выкладывайся по максимуму.

Шаг 5 – Написал? Перечитай!

- Культура оформления указывает на порядок в голове.

- Журналист – это мастер слова. А значит со словом все должно быть ФПАРЯТКЕ.

- Проверь, видна ли в тексте твоя главная идея.

- Дай почитать текст бабушке или младшей сестре. Все ли им понятно и все ли понравилось?

- Можно ли переписать этот текст и сделать его лучше? Если да, то не поленись и перепиши!

 

Фото: vnd12.ru
Сообщить об ошибке
мая 28, 2017
Отечество осталось. А пророка больше нет 
СМИ учатся показывать рекламу под настроение, которое сами же и создают
Речевые клопы и СМИ как источник заражения