Smarticle: умная статья не повторяет то, что читателю уже известно

В Guardian научились показывать читателю только новые сведения о длящейся истории

Прошлой осенью в Guardian изобрели новый формат — Smarticle, Smart article, умная статья. Smarticle запоминает, что читатель уже прочитал по теме, и в следующий раз показывает этому читателю только важные новые сведения, чтобы не приходилось читать фабулу и уже известные факты снова.

За прошедшее время Guardian провела испытания на трех темах, которые были разработаны в формате Smarticle, и выяснила, как формат работает, как к нему относится публика. Читатели, по крайней мере в ответах на вопросы, формат приветствуют. Понятно, что форма особенно хороша для длящихся историй, которые разворачиваются во времени.

Также важно, чтобы в редакции был журналист или группа журналистов, которые ведут тему. Делают они это по специальному протоколу, изначально разбивая поступающий материал на модули — на блоки, чтобы роботу потом удобно было следить, какие блоки конкретный читатель уже прочел, а какие еще нет. Соответственно, алгоритм показывает читателю непрочитанные блоки. А если читатель зашел на Smarticle через Chrome, то можно еще и подписаться на получение уведомлений о новых блоках.

В то же время обнаружились некоторые ограничения для формата. Прежде всего, читатели по умолчанию не знают, что статья-то обновляется. Нормальная практика — не заходить в ту статью, которую уже прочел. Нужны специальные индикаторы, которые показывают, что это Smarticle — обновляемая статья. Соответственно, нужно объяснить читателю, что это тот случай, когда можно и нужно заходить на одну и ту же ссылку снова.

Сейчас, когда роботы поумнели, соблазн кастомизировать контент снова влияет на податливые умы медиаинноваторов

В идее Smarticle отразилось сразу несколько важных и модных тенденций цифровой журналистики.

Прежде всего, это совершенно новый принцип рубрикации, навигации и организации контента. В классических СМИ контент был организован по «отраслям»: «Политика», «Экономика», «Культура». По этому же принципу строилась и структура редакции с соответствующими отделами. В интернете появился новый тип навигации — не по «отрасли», а по «сюжету». Иногда его еще называют корзиной. В России в числе первых этот способ применил Леонид Бершидский в старом «Слоне» около 2010 года. Суть в том, что в корзину складывают все обновления, связанные с важным и развивающемся сюжетом. Переход от отрасли к сюжету обусловлен, конечно, сломом традиционной периодичности СМИ. СМИ перешли от порционности к потоку.

Сейчас почти все СМИ используют оба принципа навигации: традиционные «отрасли» и корзины-сюжеты. Например, в РБК сейчас в верхнем рубрикаторе значатся сюжеты: «Выборы президента России», «Отравление Скрипаля в Британии», «Кокаиновое дело». А в Los Angeles Times этот уровень рубрикации называется Trending Topics. В числе сюжетов: Trump lawsuit, Maryland Shooting, Facebook и другие.

Другая связанная со Smarticle тема — кастомизация контента. То есть подстройка контента под индивидуальные интересы читателя. Идея очень спорная. Ведь кастомизация — это инструмент маркетинга. Маркетинг обращается к каждому персонально, маркетинг разъединяет людей. Журналистика все-таки обращается к людям как к социальной общности, журналистика людей объединяет. Поэтому более, чем это уже отражено в типологии издания (издание на политические темы, издание для бухгалтеров и т.п.), детальная кастомизация — вопрос спорный.

Тем не менее, попытки кастомизации продолжаются. Известны эксперименты с кастомизацией той же Guardian. Пять лет назад она ставила на главную страницу кнопку «роялист» или «республиканец». Нажав ту или иную кнопку, читатель получал ту или иную версию газету, то есть ту или иную картину дня. Например, республиканцам не показывали нарядные первополосные статьи про рождение первенца у принца Уильяма и герцогини Кейт. Но эксперимент не пошел — все-таки странно делать под одним брендом разные газеты для разных Англий.

Сейчас, когда роботы поумнели и могут сами следить за интересами читателя и его медиа-диетой, соблазн кастомизировать контент снова влияет на податливые умы медиаинноваторов.

И напоследок об инноваторах. В Gurdian разработкой таких новшеств занимается специальная Guardian Mobile Innovation Lab. ЖУРНАЛИСТ уже писал недавно о распространении такого рода подразделений в структурах западных редакций — на примере канадской The Globe and Mail, где для подобных разработок создали инновационную лабораторию Lab 351.

Полетит конкретно этот проект в Guardian или нет — пока неизвестно. Но название Smarticle — блестящая задумка. Идея уже привлекла читательское внимание и дала изданию лишний повод для маркетинга. Да и сама по себе идея поручить роботу показывать читателю только обновления — очень перспективна в среде с потоковым потреблением информации.

Фото: TheDrum.com. Скриншот: niemanlab.org
Сообщить об ошибке
Мар 21, 2018
О судьбе выпускников журфаков, фактчекинге и проблемах прессы — Елена Варатанова и Анатолий Пую
Marriott выпустил сериал о путешествиях, а Grey Goose — серию телеинтервью со звездами
«Россия сегодня» запустила VR-проект об аутизме