Преподавание истории журналистики для поколения Y

В России историю печати в XIX веке писали журналисты, цензоры, а главное, ученые-историки, демонстрировавшие высокий уровень русской исторической науки. К сожалению, после Октябрьской революции были прерваны сложившиеся научные традиции. В связи с этим исследование истории отечественной журналистики — сравнительно молодое направление. Большое внимание в работе нашей кафедры уделяется истории, теории и практике средств массовой информации многонациональной журналистики Советского Союза, основным этапам формирования, строительства и развития новой журналистики РФ.

Советская пресса начиналась не с чистого листа, а с истории дооктябрьской подпольной (в основном) печати РСДРП(б). Партийно-советская печать не только тесно связана с историей партии большевиков, но и позиционировалась как часть этого движения. Именно опыт подпольной печати и ее задачи определили функции советской прессы: коллективного организатора, пропагандиста и агитатора. Как и другие исторические исследования советского периода, развивавшиеся в русле краткого курса «Истории ВКП(б)», труды по истории прессы имели недостатки.

Однако главное, за что надо сказать спасибо исследователям советского периода, — это традиция анализа всех доступных источников, тщательная работа с подшивками, изучение историко-культурного контекста, системный подход. Несмотря на многочисленные «запретные зоны», которые приходилось обходить молчанием, на конъюнктурность, научная литература советского периода, безусловно, заслуживает внимания.

Аудитория сегодняшних СМИ в большинстве своем воспитывалась советской журналистикой

Период переоценки и крайне критического отношения к недавнему прошлому в перестроечный период совпал с кардинальными переменами в системе отечественных СМИ. Сейчас, когда прошло более 20 лет с тех пор, как исчезла «партийно-советская» журналистика, эмоции улеглись, и оказалось, что история России и отечественной журналистики очень актуальны. Советский период интересен значительным количеством связей с современными российскими проблемами. Аудитория сегодняшних СМИ в большинстве своем воспитывалась советской журналистикой. Наше общество «родом из СССР», как и многие его проблемы.

Для исследователей появилась сейчас возможность спокойно, без «запретных тем» и «обличительно-разоблачительного» перехлеста изучать советский период журналистики. Однако эта работа оказалась не так проста. В начале 1990-х годов мы пережили период «архивных» иллюзий. Прошло время, и стало ясно, что ожидания эти не оправдались, — тоталитарная эпоха отличалась крайней степенью закрытости. Однако мы ведем поиск документов, раскрывающих логику и механизм принятия решений о функционировании СМИ, содержании транслируемых прессой ценностей  советского строя.

Одно из направлений нашей работы — целенаправленный поиск архивных документов по конкретным историческим периодам. Разговор об этом вызывает живой отклик студентов, повышает авторитетность наших лекций и публикаций. Кроме того, журналистика — не только поле политической борьбы или развлечения публики. Это такое огромное историческое наследие, такое многообразие талантов и  умов, что скучным этот предмет быть не может.

Необходимо также принимать во внимание, что современные студенты — поколение двадцатилетних — родились и выросли не в СССР, мало знают о советской культуре. Рассказывать им о советском периоде в истории журналистики — это все равно, что говорить с ними о временах Петра I. Проблемой для нас является плохое знание студентами истории России — в школе этот предмет изучают плохо, фрагментарно. Тем не менее история страны и журналистики вызывает у студентов большой интерес, особенно темы, затрагивающие судьбы людей, личности правителей, формирование, например, культа Сталина или образа Ленина, а также вопросы соотношения личности и имиджа и так далее.

Интернет приучил молодежь в один «клик» получать ответ на локальный вопрос. Но как соотнести полученный ответ с историческим процессом?

Еще одним фактором, который нужно учитывать, стал Интернет. Студенты привыкли к визуальным, аудиовизуальным формам, а мы читаем им лекции, передаем знания в устной форме — как во времена М. В. Ломоносова. Мы изучаем с ними в большинстве случаев текст, а они не привыкли читать, не понимают связи публицистики с историей, которую знают поверхностно. Традиционное изучение истории журналистики как истории публицистики и лучших образцов фельетонов, очерков, статей не отражает всего комплекса вопросов, важных для понимания развития и функционирования системы партийно-советских СМИ. Точнее сказать, анализ литературного текста (а большинство произведений в программе по истории журналистики можно отнести именно к литературным) даже в контексте исторических условий не дает представления о задачах, которые ставились перед журналистами властью или жизнью.

Интернет приучил молодежь в один «клик» получать ответ на локальный вопрос: дата или фамилия, например. Но как соотнести полученный ответ с историческим процессом? Необходимо создавать для студентов новые виды учебных пособий: с визуальными материалами, с аудио- и видеодокументами. Такие попытки мы уже предпринимаем.  Участвуем в разработке и наполнении сайта «Виртуальный музей российской печати». На нем будут размещены оцифрованные подшивки газет и журналов, фотоиллюстрации, справочные сведения о периодике, биографии журналистов и издателей, современная научная литература по истории журналистики. Осуществление этого проекта позволило по-новому взглянуть на наш предмет, задуматься об иных технологиях обучения.

Журналистика всегда была в России инструментом политической борьбы, идеологического воздействия власти на общество. И государство твердой рукой регулировало и контролировало деятельность периодических изданий: политическими, экономическими, цензурными, репрессивными и иными мерами. Отечественные исследователи уделяли больше внимания рассмотрению гонений на прессу и на журналистов, чем, скажем, экономике периодических изданий, типологическому разнообразию и так далее. Таким образом, история нашей журналистики все еще интересна большим выбором новых, недостаточно исследованных направлений. Популяризация истории отечественных СМИ, умение дать точный ответ на современные вопросы, донести представление о преемственности исторического развития и традициях (плохих и хороших!) — таким представляется круг задач нашей дисциплины.

Заходная иллюстрация: shutterstock.com; Скриншот: mediamuseum.guru.ru
Сообщить об ошибке
Апр 4, 2018

Опыт издательского дома «Мир Белогорья» 
Алгоритмы отодвинули журналистов от создания картины мира
Как заставить читателей вернуться и расширить возможности для подписки? Опыт редакции The Washington Post