INJECT: инструмент для повышения креативности

Теги: 

Высокотехнологичный костыль для журналиста

Разработки инструментов, основанных на распознавании языка, ведутся более 15 лет, однако до недавнего времени медиакомпании не пытались в полной мере использовать возможности таких технологий. Теперь СМИ, ученые и разработчики совместными усилиями совершенствуют INJECT — инструмент, созданный для повышения креативности и продуктивности журналистов.

При непрерывном потоке новостей журналистам становится все труднее готовить свои материалы — сохранять качество и собирать оригинальную информацию. Более того, репортеры должны отбирать, проверять и отвечать за публикуемые факты. «Чурналистика», пузыри фильтров и фейковые новости заметно усложняют процесс. Четырнадцать организаций-партнеров в области журналистики и технологий из шести стран при финансировании программы ЕС «Горизонт-2020» в 2016 году занялись разработкой цифрового креативного инструмента, который должен помочь журналистам справиться с этими трудностями.

Лидер проекта, преподаватель цифровой креативности в Лондонском городском университете Нил Мейден, говорит, что «INJECT — первый инструмент, который стремится интегрировать поддержку продуктивности и креативности непосредственно в цифровую работу журналистов. Он отталкивается от успехов, достигнутых в других областях, чтобы внедрить в журналистику ключевые инновации».

INJECT (аббревиатура Innovative Journalism: Enhanced Creativity Tools — «Инновационная журналистика: инструменты повышения креативности») помогает журналистам быстро находить неожиданные ракурсы подачи материалов и позволяет мгновенно начинать компоновать статьи без необходимости переключаться между документами или закладками браузера. Цель состоит в повышении, с одной стороны, креативности и, с другой стороны, продуктивности журналистов в цифровой среде, что позволит им продолжать играть важнейшую роль в открытом обществе.

Преподаватель теории массовых коммуникаций Бергенского университета Ларс Нире полагает, что INJECT может оказаться крайне полезным для журналистов: «Для перегруженных работой, вечно занятых журналистов очень важно быстро находить неожиданные идеи и связки».

INJECT поддерживает этот процесс, генерируя идеи для новых ракурсов, удивительных и увлекательных, но главное — релевантных для создания оригинальных материалов.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ INJECT ВКЛЮЧАЕТ МЕХАНИЗМ ПОИСКА, КОТОРЫЙ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПРАВОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМАМ

НЕШАБЛОННАЯ ПОМОЩЬ

Обещание INJECT помочь журналистам работать быстрее и лучше побудило три региональные норвежские газеты и две голландские сети фрилансеров присоединиться к проекту.

«Прежде всего, мы надеялись, что INJECT разработает инструментарий, который облегчит нашим журналистам работу и повысит ее эффективность, — рассказывает Магне Кидланд, главный редактор газеты Sunnhordland (Норвегия). — Мы также надеялись на инструменты, которые дадут журналистам новые и, возможно, неожиданные ракурсы подачи материалов, которые помогут по-новому вовлечь читателей. Для нас это важно, потому что нам, как и многим газетам и другим СМИ в Норвегии и Европе в целом, приходится работать все больше, а сотрудников у нас все меньше. Подобный инструмент очень пригодился бы нам в напряженные дни».

Хейши Ван Харен, главный редактор VersPers (Нидерланды), считает, что INJECT может помочь журналистам думать нешаблонно, поскольку «находит именно то, что они не ищут», позволяя в условиях растущего дефицита времени быстро обнаруживать новые оригинальные ракурсы освещения событий.

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Изучая способы, которыми технологии способны поддержать работу журналистов, INJECT использует креативные приемы, основанные на обработке естественного языка (NLP). Инструментарий включает механизм креативного поиска, который репортеры могут использовать для нахождения новых ракурсов в релевантных базах данных и для углубленного изучения дополнительной справочной информации по темам, над которыми они работают.

«Исследования в области информатики определенно дали некоторые результаты, превосходящие нынешние способности человека, — объясняет Мейден. — Один из таких результатов — поиск. Цифровое кодирование предоставляет возможность эффективного поиска в больших объемах информации, который идет намного быстрее и точнее, чем если бы это делали люди. Поиск данных, предысторий, биографий, глубинных причин — длительное чтение».

Скриншот INJECT в режиме расширения к Google Docs

INJECT также сканирует тексты по ключевым словам и автоматически делает ссылки на них в блоке дополнительной информации в форме интерактивной картотеки фактов. Для того чтобы облегчить журналистам интеграцию инструмента в повседневную работу, программа будет встроена непосредственно в системы управления контентом, которые уже используются в редакциях. Инструмент уже работает на Google Docs, WordPress, как плагин на TinyMCE и как автономное веб-приложение.

 

ЛОКАЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Норвежские и голландские СМИ, выступившие партнерами проекта, обеспечивали обратную связь на ранних стадиях разработки и первыми внедрили инструментарий INJECT в повседневную работу. Это позволило тоньше настроить инструмент. Поскольку типов журналистики много, INJECT сотрудничает с местными средствами массовой информации в разработке версий инструмента для разных контекстов.

Применительно к Норвегии это означает, что инструмент работает на норвежском языке и осуществляет поиск в архивах норвежских газет-партнеров. Поиск новых и интересных ракурсов подачи особенно актуален, когда приходится освещать повторяющиеся события, такие как Рождество, День Конституции или ежегодный фестиваль Vossa Jazz. В центре этой норвежской экосистемы находятся местные газеты Sunnhordland, Hordaland и Hallingdolen, Бергенский университет и компания M»Labs.

В Нидерландах основными партнерами, представляющими местную экосистему, стали VersPers, VJMovement и Гронингенский университет.

«Для любой фрилансерской сети INJECT может иметь особенную ценность, если ему удастся наладить связь между самыми разными журналистами, входящими в эту сеть, с точки зрения креативности и эффективности, — говорит Ван Харен. — Такая связь должна привести к раздвижению границ журналистики и в конечном счете к новым форматам повествования. Она может также помочь журналистам удивлять их аудитории ранее недоступной информацией».

 

ПОИСК ЗА ТРИ МИНУТЫ

Опыт всех участников бета-тестирования был в основном положительным. По мнению журналиста Олафа Рёли (Sunnhordland), INJECT хорошо работает на стадии сбора информации о новых ракурсах, а также полезен при поиске недостающей справочной информации: «Я писал статью о женщине, которую судили, а потом приговорили к тюремному сроку за мошенничество. Она жульничала с социальными льготами. С помощью INJECT я смог очень легко найти нужные мне факты и цифры на эту тему, например, региональные и национальные показатели».

Журналистам требуется всего порядка трех минут, чтобы найти свежую идею. Еще они обнаруживают, что поиск информации для одного новостного материала может натолкнуть на интересный ракурс для подготовки другого материала. А объединение новостных источников с внутренними архивами помогает журналистам заглянуть за пределы местных пузырей фильтров. Лучше всего инструмент помогает в работе над очерками, поскольку в этом жанре больше простора для творческого вклада журналиста, хуже — над короткими новостными заметками. Он также поддерживает планирование новых материалов, если это планирование не слишком долгосрочное.

 

СОКРОВИЩНИЦА ИНФОРМАЦИИ

Одно из самых больших преимуществ INJECT — то, что он находит новостные материалы, о которых следует знать журналистам, в собственных архивах СМИ. «Цифровой архив газеты — это настоящая сокровищница для подготовки будущих статей. Но сегодня мы недостаточно используем эту возможность. Поэтому мы с большим нетерпением ждали, когда сможем воспользоваться для этого новым инструментом», — говорит Кидланд. 

Ингвильд Сиглен Бергер из норвежской газеты Hordaland на встрече со студентами Лондонского городского университета демонстрирует свою первую статью, написанную с помощью INJECT

Журналистка Ингвильд Сиглен Бергер (Hordaland) объясняет, как  INJECT помог ей собрать факты для новостного материала во внутреннем архиве: «Я очень многое использовала из статьи, которую нашла через INJECT. Он помог мне сэкономить время, потому что речь шла о сложном судебном иске на 57 страницах, а статья, которую INJECT нашел в архиве, позволила мне понять, как предыдущий журналист кратко сформулировал этот иск, и разобраться в сути дела, что помогло мне написать собственный материал».

Доступ к новостным архивам часто затруднен, но они содержат богатейшую информацию для журналистов, пишущих материал с точки зрения данных и с точки зрения новых ракурсов. Новостной цикл ускоряется, текучка в редакциях растет, и журналистам все труднее поспевать за новостями. Даже такие простые вещи, как отпуск или больничный на несколько дней, приводят к тому, что сотрудник может оказаться не в курсе всех материалов, опубликованных за это время в его СМИ.

В случае со статьей о судебном разбирательстве между двумя местными норвежскими компаниями Бергер признает: «Я должна была бы знать, что у нас в архиве есть статья об этом, но не знала. Но получилось удачно, поскольку она оказалась в результатах поиска INJECT».

 

СДЕЛАТЬ ЖУРНАЛИСТИКУ СИЛЬНЕЕ

INJECT — это коллективный инновационный проект, объединяющий журналистов, ученых, разработчиков и профессиональные ассоциации. Инновационная сила этой междисциплинарной и международной команды заключается не только в присущей ей креативности, но и в явно выраженном желании привлекать к разработке инструмента новых партнеров.

Журналисты, как входящие, так и не входящие в консорциум, занимаются бета-тестированием и обеспечивают обратную связь. Интегрируя их непосредственно в процесс разработки, команда INJECT стремится обеспечить пользу и простоту его использования в редакциях.

Более того, редакторы и журналисты видят в инструменте возможности, о которых консорциум изначально не думал. Например, редакторы немецкого Der Spiegel отметили потенциальную способность INJECT помогать в проведении утренних редакционных планерок, генерируя идеи для материалов на основе обсуждаемых новостных поводов. INJECT уже использовали таким образом в Hordaland и тоже увидели в этом потенциальную пользу.

В конечном счете цель проекта — сделать европейскую журналистику сильнее за счет включения максимально возможного количества партнеров, способных сформировать экосистемы, характерные для различных контекстов, и разработать разные версии инструмента INJECT, которыми смогут пользоваться журналисты по всей Европе. 

Справка

INJECT — это европейский журналистский и технологический проект, объединяющий 14 партнеров из Великобритании, Норвегии, Греции, Германии, Франции и Нидерландов: Лондонский городской университет, стартап Explaain, газеты Sunnhordland, Hallingdolen и Hordaland, Институт коммуникаций и компьютерных систем (ICCS), Interlink Academy, M'Labs, Парижский институт политических наук, Бергенский университет, VersPers и VJMovement, Гронингенский университет, WAN‑IFRA (Global Alliance for Media Innovation). 

Материал подготовлен WAN-IFRA и СППИ (ГИПП)

Фото: WAN‑IFRA
Сообщить об ошибке
Июн 15, 2018
Как заставить читателей вернуться и расширить возможности для подписки? Опыт редакции The Washington Post
Эксперты поделились опытом на фестивале «Вместе Медиа»
Словарь-справочник «Медиалингвистика в терминах и понятиях» вышел в издательстве «ФЛИНТА»