Владимир Сухой: «Собственный корреспондент за рубежом — это многостаночник»

Что должен знать и уметь журналист-международник? На этот вопрос отвечает журналист с большим опытом работы за рубежом Владимир Сухой

— Многие студенты мечтают быть международными журналистами. А с чего началась ваша карьера?

— Я поступил на факультет международной журналистики МГИМО — страшно подумать! — в 1979 году, почти 35 лет назад. Первые практические «штудии» на факультете были сначала в стенгазете —огромном полотне на полкоридора в здании «на Калоше» (тогда факультет размещался в Калошином переулке на Арбате).

В стенгазету, которая называлась «Международник» и вскоре начала издаваться типографским способом, я написал свою первую «мгимовскую» заметку — впечатления о «Северном дневнике» Юрия Казакова. В этой студенческой газете, которая выходит на факультете до сих пор, публиковался довольно часто. Рецензировал книги журналистов-международников Генриха Боровика и Владимира Осипова. Писал о «моем» Есенине, смерти Василия Шукшина, сделал первые подступы к портретному очерку, героем которого стал мой любимый преподаватель.

После четвертого курса стажировался в «Известиях». К сожалению, тогда на факультете было очень мало журналистов-практиков, тем не менее атмосфера была творческой. И из этого «насыщенного раствора» возникала потребность думать и формулировать свои мысли, анализировать события и многое подвергать сомнению. И именно эти компетенции пригодились потом в самостоятельной журналистской работе.

 

— Вы работали в США.  Что полезного получили для себя, находясь в ином информационном пространстве?

— Я работал собственным корреспондентом газеты «Правда» в Нью-Йорке с 1986 по 1992 годы. С 1998 по 2004 — был заведующим Региональным бюро сначала ОРТ, а затем Первого канала в США в Вашингтоне. Работая в Соединенных Штатах, каждый журналист получает колоссальный опыт. Без всяких преувеличений можно сказать, что в США газеты, журналы и телевидение делаются настоящими профессионалами.

Сначала я постигал Америку с помощью «карандашной» журналистики — писал статьи в «Правду», «Литературную газету» и «Советскую Россию». Затем многое, о чем писал в газету, я захотел снять на камеру и поэтому перешел на телевидение, сделав все, чтобы снова оказаться в США.

Для американской журналистики характерен один золотой принцип: всегда рассказывай о том, что достойно не только твоей любви, но и ненависти. Я всегда следовал этому принципу, и он мне помог многое понять и о самой стране, и об американцах. Информационные службы в США построены так, что предпочтение всегда отдается «Его Величеству Факту». И мне всегда было интересно учиться такой журналистике у американцев.

 

— Как у них с технологией производства новостей, с соблюдением этических норм?

— В США я застал еще доинтернетовскую телевизионную журналистику. Тогда там была «большая тройка» — телекомпании CBS, NBC, ABC и три вечерних выпуска новостей на этих телеканалах с популярными ведущими — Дэном Разером, Томом Брокау и Питером Дженнингсом. Практически все жители США в определенное время сидели у телевизора, слушая новости. Эта культура началась с 1960-х годов, когда вся Америка замирала у телеэкрана в ожидании выдающегося журналиста и телеведущего Уолтера Кронкайта — ему верили больше, чем президенту. Все, что он говорил в вечернем выпуске новостей, — это и были американские новости. Остальное — неважно. И технология производства этих новостей, и высокая этика, и поведение ведущих в кадре были для меня образцом журналистики самой высокой пробы.   

научить человека писать на журфаке нельзя. Это либо дано ему свыше, либо нет

— Вы также работали на Russia Today. Как там была организована стажировка студентов?

— На телеканале Russia Today, где я проработал с июля 2005 года по январь 2014, приходилось общаться со многими студентами-практикантами.  Как правило, они стажируются в newsroom. Пытаются делать все, что входит в обязанности штатных журналистов-редакторов: писать подводки к сюжетам, составлять вопросы гостям, формулировать краткие новости в бегущую строку. Кроме того, они ездят на съемки и наблюдают, как работают корреспонденты. Тот, кто проявит хорошие способности и, главное, докажет свою стрессоустойчивость в условиях работы на круглосуточном информационном канале, имеет неплохие шансы попасть в штат.

 

— Чему в первую очередь вы хотели научить студентов, приглашая их на практику на Russia Today?

— Всегда старался представить студентам телевизионную журналистику в действии. Они обязательно посещали новостную студию и смотрели, как идет живой эфир. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я говорю студентам, что «прямое включение» — один из самых сложных жанров на современном телевидении. Поэтому нужно хорошо знать тему, уметь ее раскрыть за минимально короткое время и при этом еще быть готовым ответить на дополнительные вопросы. Любая фактическая ошибка и речевая заминка в прямом эфире — провал.

Существует еще один огромный подводный камень: никогда не нужно учить текст будущего «прямого включения» наизусть. Это — бомба замедленного действия. Ты будешь следить за тем, чтобы не пропустить какое-то слово, а потеряешь весь смысл. Кроме того, опытный телезритель всегда поймет по выражению твоего лица, что ты говоришь заученный текст. Прямой эфир — это экспромт. Надо всегда знать, что ты хочешь сказать, а как ты это сделаешь — промысел Божий.

 

— Какие знания должны быть у журналиста-международника?

— На этот вопрос можно отвечать очень долго. Но я отвечу коротко, может быть, даже банально: он должен быть умным и эрудированным человеком. И очень хорошо знать страну своей специализации. Без этого — никуда… Собственный корреспондент за рубежом — многостаночник, который должен уметь работать во всех жанрах. Сегодня ему закажут проблемную статью, завтра – комментарий, послезавтра — путевой очерк, а несколько раз в месяц придется написать реплику, фельетон или сатирическую заметку. На телевидении ты тоже должен выйти в эфир не только с репортажем: нужно уметь делать и интервью, и портретный очерк, и журналистское расследование. Мне, естественно, приходилось работать во всех жанрах, но любимым и самым интересным для меня всегда был актуальный репортаж.

 

— Чему можно научить на журфаке?

— Можно попробовать научить человека думать, и если это удастся — сделано большое дело. А научить человека писать на журфаке нельзя. Это либо дано ему свыше, либо нет.  В преподавательской работе стараюсь понять, объяснить для себя, что они за люди, нынешние студенты, и пытаюсь научить их жить «без черновиков» и осмысливать современный мир «в подлиннике».

Однако ни о какой моей методике преподавания, в прямом значении этого слова, речи быть не может. Я просто экспериментирую с собой и аудиторией, рассказываю им только то, что они могут услышать от меня — журналиста-практика. Часто прошу студентов обозначить какую-то проблему и найти из нее выход. Скажем, предлагаю им ситуационную головоломку, популярную в американских журналистских школах: «Вы патриот своей страны и в то же время корреспондент уважаемого общенационального независимого издания. Вы располагаете документальной информацией о том, что вша страна тайно, но очень активно готовится к войне. Вы знаете, что публикация полученных сведений причинит дипломатический, экономический и политический ущерб Вашей стране. Каковы будут ваши действия: отдадите ли вы в печать добытые с большим трудом сведения или выберите какие-то иные варианты? Аргументируйте Ваше решение».

 

— Какие этические нормы должны усвоить ваши студенты?

— Студентам я всегда повторяю: если человек говорит не под камеру и просит тебя не снимать, не снимай. Если кто-то предоставляет тебе доверительную информацию и просит не называть источник, никогда его не озвучивай. Если ты не смог попасть на место событий, никогда не становись напротив первого попавшегося здания и не говори, что за твоей спиной — как раз и есть тот самый объект съемки, о котором идет речь в репортаже. 

Справка

Владимир Васильевич Сухой — журналист-международник, преподаватель Московского Международного университета. Автор известной книги «Ливермор: мундир вместо мантии».

Заходная иллюстрация: shutterstock.com; фото: moscow-baku.ru
Сообщить об ошибке
Июн 4, 2018
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: