Как и зачем издаются медиа о технологиях

Журнал о новом обществе «Аппарат» — это российский проект, который появился в 2013 году благодаря создателю The Village в Петербурге Артёму Игнатьеву. Он пережил несколько перезапусков, и сейчас основной фокус издания — это то, как технологии меняют мир. Редакция журнала находится в Киеве, однако примерно 70% аудитории «Аппарата» — это россияне. Медиа делают два штатных сотрудника и армия внештатных. Главный редактор журнала Андрей Бродецкий — автор популярного Telegram-канала «Технологии, медиа и общество» (17 тыс. подписчиков) — рассказал ЖУРНАЛИСТу, как не попасть в зависимость от платформ

Где и как искать темы

Большинство информационных поводов технологической повестки производится на Западе, в основном в Кремниевой долине. Так устроена инновационная экономика.

В России тоже много интересных инициатив. В Киеве мы удалены от основных источников новостей. Приходится общаться по скайпу или в переписке. Поэтому получается, что эксклюзивных материалов у нас меньше, чем переводных. Но когда у нас есть возможность написать об интересном событии в России, то мы стараемся это сделать с оригинальным подходом и добавить что-то от себя.

Люди читают обо всём, если хорошо напишешь. Конечно, есть темы, которые сейчас бурно развиваются. Например, искусственный интеллект. Это не новая технология, но в последние годы она получила новую жизнь — учёные научились создавать с помощью огромных массивов данных полезные алгоритмы. Мы практически каждую неделю публикуем новости о том, чему научились нейросети. Это можно назвать хайпом, но мне кажется, что это очень важный виток в развитии технологий и это не та тема, которую надо приглушить.

Есть действительно перекачанные темы, например боты. Прошлой весной только ленивый не написал, что боты уничтожат веб и приложения. Как показало время, они ничего не уничтожили. Мы изначально не поддерживали эту истерику. Я думаю, в этом и состоит задача технологической журналистики — правильно расставлять приоритеты.

Я не понимаю, зачем заниматься бесконечным сравнением гаджетов или писать о сделках компаний, к которым вы и ваши читатели не имеют отношения. Обычному человеку, как я, хочется знать о действительно важных тенденциях в технологиях, без которых он будет лишён чего-то в жизни.

Очень люблю этот пример. Телеканал Al Jazeera снял классный ролик про 70-летнего афроамериканца, который ещё в 60-х попал в тюрьму и только недавно из неё вышел. Оператор телеканала ходил с ним и записывал реакцию уже пожилого человека на современный мир, от которого он так долго был изолирован. В какой-то момент герой сюжета спросил, почему у всех людей торчат провода из ушей…

Мне кажется, что если человек в 2017 году будет игнорировать новости не о гаджетах, а о важных тенденциях, то в один момент он обнаружит себя на месте вот этого 70-летнего мужчины.

Сегодня мимо журналистов уже проходит огромный мир — это те же видеоблогеры или тематические нишевые паблики, которые собирают огромные аудитории.

Как вовлекается аудитория

В 2016 году в «Аппарате» хорошо выстрелил текст о группах смерти. После того, как «Новая газета» опубликовала своё расследование, мне стало интересно найти эти группы в соцсети «ВКонтакте». Я написал их администраторам — видимо, я был одним из первых, потому что они ответили. Через два дня после «Новой» я опубликовал пересказ наших бесед о версиях событий. Потом случилось то, что я называю «прокси-журналистикой» — я делился эксклюзивом с другими СМИ, пересказал сюжет украинскому радио, записал видео для «Дождя», написал колонку для журнала «Фокус» — получился ­охват на всех платформах.

Неожиданно попал в тему текст о генетических исследованиях в Исландии. Летом шёл чемпионат Европы по футболу. Сборная маленькой Исландии выступала очень хорошо и влюбила в себя болельщиков со всего мира. Я вспомнил, что у меня в запасе есть один неотредактированный текст, его написала украинская журналистка, которая учится в Рейкьявике. Исландия — это остров с маленьким населением. Все исландцы в некоторой мере родственники. Из-за этого там хорошо развита генетика. ДНК исландцев собирают в специальные хранилища, учёные разрабатывают вакцину против рака, исследуют ДНК, стволовые клетки — в общем, делают много интересного. История не самая эксклюзивная — об этом уже писали раньше на английском языке, но текст получился хороший и с живыми комментариями ученых. В итоге истерия вокруг исландской сборной помогла этой статье взлететь: пост на моей странице в Facebook с подводкой к публикации набрал три тысячи лайков и тысячу репостов.

За месяц у текста было 170 тыс. просмотров — рекорд за всю историю сайта.

Нужно ли медиа развиваться в мессенджерах

По-моему, это единственно возможная логика издателя в 2017 году — быть на всех платформах, где есть его целевая аудитория. Чтобы не попасть в зависимость от платформы, нужно просто «разложить яйца в разные корзины».

«Аппарат» представлен в основном на Facebook и в Telegram, есть аккаунты в соцсетях «ВКонтакте» и Twitter. Я сам пишу посты во все сети, в каждом канале в среднем выходит пять постов в день — это уже 20. Кроме того, я стараюсь адаптировать подводки для каждого канала. Например, в Telegram делаю более длинные посты, потому что не рассматриваю его как источник трафика на сайт. Здесь читатель хочет получать полноценный продукт в виде порции контента, не выходя за пределы платформы.

В своём личном канале я пересказываю прочитанные тексты таким образом, чтобы экономить время людей. Когда я был студентом, на своей странице в ВК я часто пересказывал для друзей интересные новости из американских техноблогов. Кто-то из них не читал эти сайты, кто-то не читал по-английски в принципе. Этот формат микроблога я очень удачно перенёс в Telegram: пересказ прочитанного плюс своё мнение или какой-то личный опыт.
E-mail-рассылка или канал в Telegram являются полноценными продуктами, которые не обязательно должны вести по ссылкам на сайт.

Я подозреваю, что, если опросить читателей моего канала, окажется, что мало кто переходит по ссылкам. И это нормально.

Что почитать журналисту о технологиях

Когда мы перезапускали «Аппарат», мы ориентировались на сайты Motherboard (из сети Vice) и Real Future (из сети Fusion). Хорошие содержательные тексты о технологиях выходят на The New York Times. Для расширения кругозора я бы посоветовал читать блог-агрегатор Boeing Boeing. Ну и мой канал в Telegram — всё интересное, что я нахожу, я пересказываю там.

 

Рисунок: shutterstock.com
Материал подготовила Камилла Нигматуллина
Сообщить об ошибке
Мар 14, 2017
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: