Как стать лидером на региональном рынке

Интервью с главным редактором газеты Еленой Бочарниковой

— Как живется калининградским печатным СМИ? И устойчиво ли положение «Страны Калининград» на местном рынке?

— Печатным СМИ сегодня, безусловно, тяжело. И ситуация в Калининградской области не отличается от России в целом: закрываются киоски прессы из-за непосильной арендной платы и ограничений в ассортименте, супермаркеты и магазины шаговой доступности сокращают торговые площади под  печатную продукцию или полностью прекращают продажу из-за низкой маржи, ликвидирована господдержка подписки, интернет стал нормой жизни (без него себя люди уже не мыслят), а газеты — развлечением, на котором можно сэкономить. Все эти тренды обратные по сравнению с тем, что происходит за рубежом. Мы это отчетливо видим на примере европейских стран, так как имеем возможность их часто посещать из-за  географического положения Калининградской области.

С регионального рынка ушли по разным обстоятельствам несколько газет, в основном те издания, которые не смогли перестроиться и соответствовать вызовам времени, поэтому мы можем говорить о лидерских позициях «Страны Калининград». Уход СМИ в цифровое пространство, с одной стороны, — это прогресс, с другой — потеря классической журналистики, особенно на региональном уровне. В то же время газеты в сложившейся ситуации вновь почувствовали силу своего основного и по-своему уникального ценностного предложения — создания качественного контента. В этом и мы чувствуем свою силу и известны читателю.

Сильная сторона «Страны Калининград» — мы пишем о земляках, чем живут сегодня простые люди; рассказываем, как улучшить жизнь, образно говоря, на расстоянии вытянутой руки. Журналисты разбираются в вопросах ЖКХ, образовании, медицины. Эксперты рынка неоднократно призывали коллег активно работать над симбиозом бумаги и цифры. Но процесс идет медленно. И не потому, что издатели этого не хотят или их пугают перемены, нет — элементарно не хватает средств на модернизацию. Но, оставаясь нишевым, именно региональным СМИ, мы востребованы.

 

— Насколько для вас важно развивать онлайн-направление?

— Конечно, мы ищем различные выходы решения проблем и в цифровой среде. Разрабатываем гибкую подписную модель (корпоративная, частично сайт) — сейчас так работает большинство печатных медиа в мире. Другое направление — электронный архив печатного издания и доступ к нему аудитории (возможно, платно, а для подписчиков газеты — бесплатно). Рассматривается партнерство электронных и печатных СМИ в составе региональной медиагруппы «Западная пресса», в которой есть радио, различные онлайн-площадки.

Интересный оригинальный онлайн- и офлайн-проект — членство в «Клубе для родителей».

«Клуб для родителей» — проект, который мы реализуем уже два года. Читатели газеты приглашаются на бесплатную встречу с экспертом по самым разным вопросам, касающимся вечной темы отцов и детей. С каждым разом желающих прийти на встречу все больше
«Клуб для родителей» — проект, который мы реализуем уже два года. Читатели газеты приглашаются на бесплатную встречу с экспертом по самым разным вопросам, касающимся вечной темы отцов и детей. С каждым разом желающих прийти на встречу все больше

Эта площадка нашей газетой запущена два года назад и набирает обороты в плане охвата аудитории. Еще одно направление — создание бренд-медиаконтента: название «Страна Калининград» воспринимается гостями региона как туристический бренд, возможно, создание одноименного приложения. Цель этих шагов — сохранить самое главное: редакционный коллектив, профессиональную журналистику.

 

— Приносит ли доход сайт strana39.ru? И как используете соцсети?

— Сайт индексируется во всех поисковых системах, есть продажи рекламы, в основном текстовой, но доля в общем доходе небольшая. Эта площадка дает возможность для интересных электронных проектов на платформе Tilda. Из последних: мы оцифровали выставку фотографий «Люди и события Страны Калининград» к 20-летию газеты, которая была показана в арт-пространстве «Ворота». Таким образом, на сайте это достойное мероприятие смогли увидеть не только в Калининграде — как и подборку материалов в проекте «10 побед Страны Калининград».

В социальных сетях газета «Страна Калининград» представлена во  «ВКонтакте» и Facebook — на них и делается основная ставка. Там размещаются анонсы и ссылки на газетные материалы, подходящие под интересы аудитории: темы образования, бизнеса, благоустройства и инфраструктуры, городских проблем, исторические материалы и истории земляков.

 

— Что является финансовым фундаментом газеты на сегодняшний день?

— Экономическая модель за 20 лет существования газеты не изменилась: доходы от продажи рекламы и тиража. В процентном выражении это равные доли, с некоторой поправкой на сезонность. Максимальный спад рекламы на  примере СМИ Калининградской области за последние пять лет произошел в 2017 году и  составил 23 % в  минусовом выражении к 2016 году. И только в 2019-м мы увидели положительную динамику, но с ростом всего в 1 %. Что касается тиражей, тенденция последних лет — 10-процентное падение по году. Такая же картина и в нашем издании.

 

— Какие каналы реализации тиража для вас в приоритете? Подписка? Редакционная подписка? Розничная продажа?

— Мы используем все перечисленные каналы. Эффективнее сегодня работает розничная продажа, причем доля супермаркетов и магазинов превысила киоски прессы, хотя долгое время ситуация была обратная. Этому есть объяснение — массовое закрытие киосков. Из 200 осталось 70, и процесс продолжается. В основном точки остались в Калининграде, в области киосковых продаж практически нет. Институт подписки также теряет актуальность, почта газету доставляет на сутки позже, а бывает и два дня задержки.

 

— Субсидии Роспечати на реализацию социально значимых проектов — неплохое подспорье? Расскажите о самых интересных, на ваш взгляд, проектах.

— Субсидии позволяют нам частично закрыть существенные издержки в производстве «Маленькой Страны Калининград» (это ежемесячное приложение к газете), а для большого издания это возможность заниматься социальными проектами.

Проект «Доктор от Бога» — как раз из таких. Его цель — привлечение внимания к проблемам и  новациям местного здравоохранения. Мы стараемся, с одной стороны, поднять престиж профессии, повысить информированность калининградцев в вопросах профилактики, с другой — указать на существующие болевые точки. В формате семейной газеты мы рассказываем истории о лучших врачах и медицинских работниках, об уникальных операциях. Разбираемся в  проблемных ситуациях взаимоотношений «пациент — врач». Проводим круглые столы с привлечением специалистов (темы — от прививочных кампаний до лучших практик социально-государственного партнерства).

УХОД СМИ В ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, — ЭТО ПРОГРЕСС, С ДРУГОЙ — ПОТЕРЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ, ОСОБЕННО НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Принципиальный момент: героев публикаций в проекте «Доктор от Бога» нам подсказывают читатели, которых самих или их родственников в прямом смысле спасли врачи. Стартовал проект накануне Дня медицинского работника. Первым стал рассказ о нейрохирурге Артеме Маркарьянце (статья называлась «Моя мама будет жить? — Будет, иди домой, отдохни…»). Вышедшие в свет публикации оперативно появлялись и на онлайн-площадках газеты, стимулируя читателей к участию в проекте.

Отдельной темой стало резонансное калининградское «дело врачей». Двух медиков — главврача роддома и приехавшего по вызову неонатолога Регионального перинатального центра — обвинили в убийстве новорожденного и заключили под стражу. Общество разделилось на два лагеря, ситуация вышла на федеральный уровень. Наша газета дала возможность высказаться всем сторонам. Расследование громкого уголовного дела продолжается и по сей день.

Еще один вызывающий интерес читателей проект нашей газеты, получивший поддержку в  виде субсидии, называется «Районы-кварталы».

Калининград и вся область развиваются, население год назад наконец перешагнуло за миллион жителей, пригороды, бывшие поселки, становятся микрорайонами областного центра и должны иметь уже иную инфраструктуру. В рамках проекта создана рубрика «Пригороды», героями которой становятся местные жители. На их актуальные вопросы и претензии по запросу газеты отвечают чиновники разных уровней. И многие вопросы после вмешательства журналистов решаются весьма оперативно. Меняются в лучшую сторону и приморские города области и их пригороды — в газете успешно развивается рубрика «Курорты». Районные администрации выигрывают многочисленные гранты на обустройство сельских территорий, а это и создание комфортной среды, и новые рабочие места. И, конечно, темы для наших регулярных публикаций.

 

— Как часто «Страна Калининград» проводит мероприятия?

— Офлайн-проекты — не основная, но важная часть работы издания. На регулярной основе мы проводим круглые столы на  актуальные темы образования и медицины (это сильные и экспертные направления для «СК»). Третий год реализуем упомянутый выше проект «Клуб для родителей» — бесплатные встречи на нашей площадке читателей газеты с экспертами из разных сфер (по итогам выходит большой материал в  газете, на  сайте и  в  соцсетях). Во встречах принимают участие около 20 человек (состав примерно наполовину постоянный, но всегда приходят и новые люди).

У «Страны Калининград» есть многолетняя традиция: в последнюю среду лета всей редакцией, включая мужей, жен и детей, едем в область на сплав и велопробег. Так мы отмечаем наш грядущий в сентябре день рождения!
У «Страны Калининград» есть многолетняя традиция: в последнюю среду лета всей редакцией, включая мужей, жен и детей, едем в область на сплав и велопробег. Так мы отмечаем наш грядущий в сентябре день рождения!

Кроме того, наша газета участвует в крупных городских мероприятиях (фестиваль «Профи Кидс» и т. п.). А также организует собственные — на данный момент это работа с семейной аудиторией через проведение массовых детских конкурсов журналом «Маленькая Страна Калининград». Привлекается большое количество участников со всей области, награждение превращается в большое событие — с эксклюзивными экскурсиями, встречами с известными калининградцами и т. д.

У журнала есть большой опыт сотрудничества с госструктурами (БФУ имени Иммануила Канта, правительство Калининградской области, администрация Калининграда) в проведении совместных конкурсов и мероприятий. Награждение победителей проходит нестандартно, например, в зоопарке или зале областной филармонии. Накануне ЧМ-2018 по футболу газета провела детский конкурс на макет новой скульптуры для нашего города. Результат: на набережной Преголи сегодня красуется созданная по эскизу победителя конкурса скульптура сома, которую полюбили и местные жители, и туристы.

По легенде, его огромный собрат обитает в главной реке Калининграда.

 

— Насколько остро перед СМИ Калининградской области, и вашим изданием в частности, стоит кадровый вопрос?

— У нас небольшой коллектив, журналисты в большинстве работают практически со дня создания газеты, то есть 20 лет. Есть специальные корреспонденты не в штате, освещающие темы спорта и культуры. С журналом для детей сотрудничают студенты университета. Так как коллектив лояльный и сплоченный, кадровой проблемы нет.

Редакция и реклама работают одной командой, что позволяет воплощать самые смелые задумки. Они реализуются как в самой газете, так и виде тематических приложений.

Что касается региона, он сейчас привлекательный для переезда на постоянное место жительства. Нехватки специалистов не наблюдается. Плюс есть выпускники факультета журналистики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. 

Справка

Газета «СТРАНА КАЛИНИНГРАД» издается  с 23 сентября 1999 года.  Выходит один раз в неделю. Тираж одного номера — 16 000 экземпляров. Распространяется по Калининградской области.

Учредитель и издатель: ООО «Издательство Страна». 

Сайт: strana39.ru

Фото: shutterstock.com; Александр Матвеев; Станислав Ломакин, из архива газеты «Страна Калининград»
Сообщить об ошибке
Янв 31, 2020
Михаила Зощенко травили дважды. Первый раз — немцы, газом. Второй — свои, гуртом

Аудиоверсия беседы со Светланой Симаковой, автором лекции «Философски-эс

Вам будет интересно: