Олеся Носова: «Если играешь в тройке лидеров, начинаешь ценить узких профессионалов»

Интервью с шеф-редактором сайта KP.ru

В «Комсомольской правде» уверены, что журналист должен быть универсальным — и никак иначе. Сотрудники их мультимедийной редакции работают не только на печатную газету и сайт, но и участвуют в радиоэфирах. Все фотографируют. Все снимают видео. Но узких специалистов в редакции меньше ценить не стали, даже наоборот. Кажется, это работает: ежемесячно на сайты издания заходит до 60 миллионов человек, по данным самой «КП». Мы поговорили с шеф-редактором KP.ru Олесей Носовой, как все это работает.

 

— Как прошла трансформация редакции «Комсомольской правды» в мультимедийную?

— Нельзя сказать, что это было просто. Но лучшие журналисты нашей редакции вообще не испытывали серьезных проблем при  работе с  новыми форматами. Наоборот, они быстро сообразили, что эти возможности расширяют их навыки и обогащают материал.

Теперь журналист привозит из командировки не просто заметку, а мультимедийный материал со снимками, видео, живыми рассказами очевидцев. Некоторые наши азартные корреспонденты полюбили стримы. Это замена традиционным репортажам: приехал на  место события, можно как будто взять читателя с собой, показать ему в  прямом видеоэфире все самое интересное.

Но, конечно, у нас есть те, кому комфортнее работать на радио, чем быстро писать для интернета. И те, для кого выйти в прямой эфир радио — большое преодоление себя. Мы с пониманием относимся к этим особенностям, учитываем эти моменты при работе с нашими корреспондентами.

 

— А насколько сильно изменился штат «Комсомольской правды» во время транзита? Много ли было увольнений, изменений, найма новых сотрудников?

— Мы достаточно давно это прошли, самый острый период был лет 5–6 назад. Ротация кадров, конечно, была, но  в  рамках обычных процессов. Никто не  уволился из-за внезапной мультимедийности. 

Вообще у нас много сотрудников, которые работают в редакции годами, и они нормально адаптировались к новым условиям. Устраивались в газету, неожиданно очутились еще и на радио, и на сайте и прекрасно теперь себя там чувствуют. 

А  так мы с  удовольствием берем и  новеньких. Вообще «Комсомолка» — реально работающий социальный лифт для  журналистов, особенно региональных. 

ОТ ЖУРНАЛИСТОВ МЫ ТРЕБУЕМ ПОНЯТНЫЕ ВЕЩИ: БЫТЬ ГЛУБОКО ПОГРУЖЕННЫМИ В СВОИ ТЕМЫ, ВЛАДЕТЬ ИНСТРУМЕНТАМИ (ФОТО, ВИДЕО, АУДИО), ВНЯТНО ПИСАТЬ, ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

— Кстати, про зарплаты. Сколько в среднем получают сотрудники «Комсомольской правды»?

— Ставка традиционно невысокая, так как журналисты все-таки должны зарабатывать на гонорарах. Есть нюансы: все деньги платятся за выходы на сайте и на радио, в газете гонораров нет, но есть ежедневные премии за лучшие материалы.

В среднем наши корреспонденты стабильно зарабатывают более 100 тысяч рублей в месяц, а некоторые и по 150– 170 тысяч. Верхней планки по заработкам нет.

Кроме того, у нас нет жесткой стены между рекламным отделом и редакцией. Журналисты часто участвуют в различных коммерческих проектах.

— То есть редакция спокойно включается в заказы, в коммерческие истории?

— Конечно. Прежде всего, это касается нативной рекламы — очень популярное направление в последнее время. Она не может обойтись без участия высокопрофессионального журналиста.

 

— Сейчас сотрудник СМИ, получается, должен уметь все — от аналитики, работы с облаком, фото до работы с текстами, редактурой? Или же позволительно уметь что‑то одно?

— Сотрудники небольших СМИ, конечно, обязаны быть специалистами широкого профиля. Но если вы играете в первой тройке лидеров, как «Комсомолка», то тут начинаешь особо ценить узких профессионалов. Многое построено на нюансах, которые в маленьких СМИ просто не имеют значения. Потеря 1 процента посетителей для небольших сайтов незаметна. А для «КП» с ее 60 млн уникальных пользователей ежемесячно это уже минус 600 тысяч посетителей.

Современный паблишинг, включая дистрибуцию контента, очень сложный. Поэтому от журналистов мы требуем понятные вещи: быть глубоко погруженными в свои темы, владеть инструментами (фото, видео, аудио), внятно писать, иметь представление о социальных сетях и т. д. Все остальное — по желанию. Не надо изучать нашу систему публикации контента (административный интерфейс), SEO, SMM, требования к текстам от разных агрегаторов. Этой работой занимаются специалисты.

У НАС ПРИНЯТО РАБОТАТЬ НА ВСЕХ ПЛАТФОРМАХ. ЕСЛИ ТЫ ПОСТОЯННО ИЗБЕГАЕШЬ РАДИО ИЛИ НЕ ДЕЛАЕШЬ СТРИМЫ С МЕСТА СОБЫТИЯ — ЭТО БЫСТРО ЗАМЕТЯТ

Но если журналист проявляет интерес — пожалуйста, включайся. Будем работать вместе.

Возможно, придумаем новые форматы. И это опять приводит к тому, что у корреспондента повышается квалификация, он становится более конкурентоспособным на рынке.

 

— А есть ли система поощрения и наказания? Я слышала, вы покупаете своим сотрудникам айфоны. Но что на самом деле подталкивает журналистов делать классные материалы и в разных форматах?

— Айфоны — это идеальный инструмент для журналиста, поэтому в наших интересах ими снабжать репортеров.

А вообще все дело в самой редакции. У нас принято работать на всех платформах. Если ты постоянно избегаешь радио или не делаешь стримы с места события — это быстро заметят. Тогда придется быстро обучаться или уходить на другую работу.

Мы постоянно корректируем наши производственные стандарты.

Специальный корреспондент Александр Коц за работой в Сирии
Специальный корреспондент Александр Коц за работой в Сирии

Например, у нас нет фотокоров. У нас фотовидеооператоры — мы даже в название включили самое главное требование к должности: готовить не только фото, но и видео.

 

— По большому счету твой заработок в «КП» будет зависеть от твоих усилий? Чем больше ты будешь вкладываться, тем больше ты будешь расти?

— Конечно. Это очень сильно поощряется. Когда к нам приходит новый неравнодушный человек, очень интересно наблюдать, как он открывает для себя все наши возможности — и эфиры на радио, и интерактивы на сайте, и спецпроекты. Можно даже книги писать, мы их тоже издаем.

 

— А насколько большой штат у вас?

— В федеральной редакции мультимедийных журналистов немного — не больше 80 человек.

Но мы обрастаем специалистами, которые помогают переупаковывать контент для разных платформ. Есть штат ведущих редакторов, выпускающих газету, и достаточно много людей на сайте и радио. Это связано со спецификой разных направлений. На радио не обойтись без линейных ведущих, тех, кто держит эфир, звуковиков, продюсеров. На сайте — без новостников и редакторов, SMMщиков, дизайнеров и проч.

 

— Какие системы аналитики вы используете в редакции?

Евгения Коробкова — спецкор отдела культуры
Евгения Коробкова — спецкор отдела культуры

— Большую часть нашей жизни занимает, конечно, ЛиРу (LiveInternet.ru). Во-первых, потому что это чуть ли не единственная статистика, которая позволяет нам сравнивать себя с конкурентами в ежедневном режиме. Во-вторых, это очень важная статистика для регионов. Для более серьезных исследований мы используем Google Analytics и «Яндекс.Метрику».

Пару лет мы использовали модный и дорогой Content Insights, который позволил нам увидеть воочию, какие именно статьи читает наша постоянная аудитория. И мы обнаружили классную штуку: те материалы, которые мы считали лучшими, лучшими считают и наши читатели. У них самое продолжительное время прочитывания, большая вовлеченность и т. д. И при этом эти заметки не обязательно будут в топе по посещаемости.

Мы знаем, что Дарья Асламова, Володя Ворсобин, Алексей Овчинников и многие другие делают отличные материалы, — и читатели это подтверждают.

То есть наше ядро ценит именно такие статьи.

 

— А какие ключевые показатели в статистике вы смотрите и вообще кто это делает?

— Какую-то начальную статистику умеют собирать все выпускающие редакторы, но более серьезные изыскания проводят аналитики. В ежедневном режиме мы отслеживаем посещаемость и время на сайте, а также уровень отказов. А аналитики готовят более серьезные исследования и проверяют наши новые идеи и гипотезы.

 

— Как вы собираете обратную связь? Это письма на почту, комментарии в социальных сетях, группах?

— Мы анализируем комментарии на  сайте и  в  соцсетях. Плюс у нас есть требование к журналистам — отвечать читателям. Если ты создал рейтинговую заметку и тебе что-то написали читатели, то будь добр пообщаться с ними в комментариях. Это очень полезно, так как посетители осведомленнее нас по многим темам. И достаточно часто мониторинг откликов подсказывает новые повороты сюжета.

Кроме того, когда в комментариях появляются журналисты, уровень дискуссии сразу возрастает. 

НАША МИССИЯ, ВОЗМОЖНО, ДОЛЖНА ЗВУЧАТЬ ТАК: ДЕЛАТЬ СЛОЖНОЕ ПРОСТЫМ И КОМФОРТНЫМ, ОБСЛУЖИВАТЬ НАШЕГО ЛЮБИМОГО ЧИТАТЕЛЯ

Многие СМИ сейчас отказываются от комментариев, так как с ними тяжело работать. Но для нас это важный контент. Даже в газете несколько раз в неделю выходят полосы с комментариями. Люди подчас интересно высказываются.

 

— Реально ли предугадать, что зайдет вашему читателю или слушателю? И как вы это определяете?

— Многие вещи на кончиках пальцев, но сюрпризы случаются регулярно. Вот, например, смерть Децла. Был колоссальный интерес аудитории, никто и не предполагал, что это так всколыхнет людей.

 

— По вашему мнению, вот эти 60 млн человек, заходящие на ваши сайты, — они все думающие, образованные?

— Вообще разные материалы читает разная аудитория. Читатель раздела «Экономика» отличается от читателя раздела «Здоровье». 

Собственно, с  материалами происходит примерно то же самое, что и с рекламой, — я имею в виду систему программатик, когда человеку показывается та реклама, которая, по мнению рекламодателя, ему больше подходит.

Так и с контентом. Люди ищут информацию не на сайтах, а в поисковиках и агрегаторах. Или же им подбрасывают ссылки друзья в соцсетях. То есть с большой степенью вероятности вам попадется неслучайный материал на интересующую тему. А бренд придает дополнительную окраску и верификацию.

 

— Продолжая тему социальных сетей, у вас кто отвечает за дистрибуцию в соцсетях? Это какой‑то один человек?

— У нас есть SMM-служба, которая работает не только на «КП», но и обслуживает наших рекламодателей на аутсорсе. То есть мы сделали, по сути, коммуникационное агентство. 

Примерно половина контента у нас сделана специально под соцсети, прежде всего — видео. Вообще соцсети мы выделяем в отдельную платформу «КП», с которой работаем почти так же, как с сайтом, радио и газетой. То есть не ставим задачу перегонять посетителей из соцсетей на сайт, а стараемся донести контент «Комсомолки» в соцсети.

 

— Получается, миссия социальных сетей сейчас не в том, чтобы привести пользователей на сайт?

— Да. Миссия соцсетей — расширить аудиторию издания, бренда.

 

— А какие основные статьи доходов KP.RU?

— Я не могу вам этого сказать, мы стараемся не создавать ситуации, чтобы какой-то вид заработка стал преобладать над остальными. Потому что тогда это ставит нас в уязвимое положение.

Например, тот же самый программатик, который дает на некоторых сайтах до 70–90 % заработка, тоже стараемся диверсифицировать. Например, пропускаем через эту систему наших обычных рекламодателей. То есть рекламодателя нашли традиционным способом, а его заказ открутили посредством программатика. Почему? Потому что программатик позволяет экономить рекламный инвентарь, таргетировать рекламу на нужную аудиторию, снижает холостые прокрутки.

А сейчас наше новое увлечение — видеопродакшн (производство видео). Мы видим, как хорошо наше видео заходит в соцсетях, поэтому теперь оказываем услуги производства и для клиентов.

Собственно, это та же история, что и с SMM, — разобрались, как это работает, и поставили на коммерческие рельсы.

 

— А как вы можете описать миссию «КП»?

— Мне очень нравится, что  «Комсомольскую правду» называют любимым брендом. Когда проходят какие-нибудь исследования самых родных, своих брендов, то, как правило, «КП» на первой позиции. А наша миссия, возможно, должна звучать так: делать сложное простым и комфортным, обслуживать нашего любимого читателя.

Мы не будем писать то, что нашему читателю неважно и неинтересно, если его это отталкивает. И, конечно, стараемся делать привлекательные заголовки. Которые побуждают прочитать заметку.

 

— То есть если пользователям будет интересна «желтуха», претенциозные заголовки, что-то не совсем правильное и качественное, вы будете это писать?

— Мы не мыслим такими категориями. Стараемся писать то, что интересно нам самим. И конечно, мы стараемся делать привлекательные заголовки. Мне кажется, за это грех осуждать.

 

— А что в твоем понимании привлекательный заголовок?

— Тот, который побуждает прочитать заметку. И я думаю, вкус нам не так часто изменяет. Если мы где-то возьмем неверную ноту, тональность, то в комментариях это сразу увидим.

Фотокорреспондент Мария Ленц, «КП‑Красноярск»
Фотокорреспондент Мария Ленц, «КП‑Красноярск»

— «КП» часто критикуют, даже на вашей странице в «Википедии» описаны многие скандалы. Почему критики так много?

— Мы достаточно беспечны и не следим за своей страничкой в «Википедии», ничего там не подчищаем. Хотя, наверно, следует это делать.

С другой стороны, у нас ежедневно только на сайте публикуется от 1200 до 1500 заметок. Никто [из конкурентов] столько не пишет. Даже математически вероятность ошибки у нас выше, чем в других СМИ. И время от времени нам приходится извиняться за свои промахи. Признать свою ошибку — это нормально.

В  этом году «Комсомольской правде» исполнится 94 года. И все эти годы «Комсомолка» была самым популярным изданием в стране. И тот факт, что она остается им и сейчас, о многом говорит. Значит, доверие читателей мы не обманули. 

 

— Вы извиняетесь, если допустили ошибку?

— Да, конечно.

 

— Вы можете просто удалить с сайта материал, в котором что-то не так? У ряда СМИ есть такая практика.

— Можем, конечно. Просто это делать нежелательно с точки зрения нашего имиджа.

 

— Я к этому и веду: согласно правилам этики, необходимо написать объясняющий дисклеймер, а не просто молча удалить материал.

— Навскидку не помню, но если посмотреть по нашим косякам, мы извиняемся, как можем. Удалять заметки нехорошо ни с точки зрения этики, ни с точки зрения поисковых машин — остается дырка на сайте. Хотя если мы какую-то заметку и удалим — ну, что теперь, не будем делать из этого трагедию. Но мы всегда стараемся вести себя корректно, и если вдруг произошла оплошность, то, конечно, мы извиняемся. К счастью, в нашей жизни их немного.

Фото: Из архива «КП»
Сообщить об ошибке
Мар 20, 2019
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: