Лев Гурский: «Я пишу о плохом, чтобы оно не случилось»

О новом детективно-фантастическом романе Льва Гурского «Корвус Коракс». 

В конце мая в столичном Доме кино и в Сахаровском центре прошли презентации нового детективно-фантастического романа под названием «Корвус Коракс». В центре сюжета — некая важная политическая информация, которую главные герои намерены обнародовать, а их противники желают, напротив, скрыть от общества. Примечательно, что выход книги сопровождался информационным вбросом: в Сети распространилась фейковая новость о том, что, мол, автор книги за миллион рублей поместил на обложке книги фотографию оппозиционного политика. Откуда взялся этот фейк? Связан ли он как-нибудь с сюжетом книги? На эти и другие вопросы согласился ответить автор романа, известный писатель ЛЕВ ГУРСКИЙ.

 

— Лев Аркадьевич, так есть ли на обложке фото Алексея Навального?

— На этот вопрос ответить проще всего. Вот вам книга. Осмотрите ее со всех сторон. Есть на ней Навальный? А?

 

— Нет.

— Значит, тема закрыта. То был очевидный пример так называемого вранья.

 

— Но среди героев романа есть Навальный?

— На  этот вопрос ответить тоже просто. Правда, ответ будет несколько длиннее. Хотя сюжеты моих романов — чистый вымысел, я нередко беру прототипов из реальной жизни. Мне очень интересно ставить персонажей, отчасти позаимствованных мной из нашей действительности, в разные необычные и даже фантастические обстоятельства и наблюдать, как они будут себя вести.

В предыдущих моих романах среди прототипов героев были, например, Ельцин, Путин, Медведев, Сурков, Ходорковский, Новодворская, Чубайс и многие другие ньюсмейкеры. В  новом романе есть у  меня и  персонаж, прототипом которого является Алексей Навальный. Это важный для сюжета, но вовсе не главный герой книги. Мои главные персонажи в этот раз почти полностью вымышлены. Так было удобнее строить сюжет. Это же фантастика, в конце концов.

 

— А чему посвящен сюжет? Какую информацию пытаются обнародовать герои? Кто и почему им мешает?

— Если я вам сейчас все в подробностях расскажу, читать будет неинтересно. Так что конкретные детали я опущу. Действие романа происходит сегодня в столице России — но только это не совсем та Россия и не совсем та Москва. В этом мире нет компьютеров, интернета, мобильной связи, телевидения, кино, даже беспроволочного телеграфа. Таким образом, с  точки зрения технологий мир застыл где-то на уровне середины девятнадцатого века — с  некоторыми вкраплениями века двадцатого, поскольку двигатели внутреннего сгорания и цеппелины я все же сохранил персонажам книги.

— То есть это мир позапрошлого века?

— Нет. Мир именно наш, теперешний, на календаре — 2019 год. Отбросив в прошлое технологии, я оставил почти в  неприкосновенности нынешние общественно-политические и культурные реалии. Именно поэтому в книге столько узнаваемых персонажей — не только из области политики, но и из шоу-бизнеса. А вот кинозвезд в этой реальности нет, потому что нет кино. Его заменили театр и цирк, конкурирующие между собой. Впрочем, стоп, я уже приближаюсь к сюжету…

 

— Насколько мне известно, самый любимый жанр писателя Гурского — политический детектив. А здесь он, стало быть, уже другой — фантастический?

— Не совсем так. Фантастика — это фон, обрамление сюжета. А сам детектив в романе получился «историко-политический», хотя всякая история связана с современностью иногда теснее, чем нам бы хотелось. Есть некая тайна прошлого — мерзкая тайна, подлая. Люди старшего поколения о ней что-то слышали, но помалкивают. А пропагандисты ее, конечно же, отрицают. Тайна эта мной не выдумана. Во времена СССР ее старательно замалчивали, а у тех, кто о ней напоминал, начинались неприятности. Опять-таки поставим на этом многоточие. Замечу лишь, что, согласно сюжету романа, один живой свидетель того прискорбного сюжета остался. И это плюс для главных положительных героев. Проблема в том, что этот живой свидетель — не человек…

 

— Интригует. Я так понимаю, что ваш роман относится не только к развлекательному жанру. Получается, вы сдвинулись в сторону так называемой «серьезной литературы»?

— Никуда я не сдвигался. Я относился и отношусь к фантастике и детективу как к вполне серьезной литературе и не делаю никаких скидок на жанр. Не умею и не хочу просто развлекать. В каждом романе у меня есть сверхзадача. Если читатель ее не заметил и «снял» только верхний слой, то, значит, ему от книги были нужны только погони и пиф-паф. Ну и хорошо. Потому что есть — я точно знаю! — и другая категория читателей. Они копают вглубь, видят ассоциации, считывают аллюзии и понимают, ЧТО я имел в виду там-то и там-то. Писать для таких людей — особое удовольствие.

 

— И много таких читателей?

— Может, меньше, чем  мне хотелось, но гораздо больше, чем вы можете представить. К ним-то я и обращаюсь в первую очередь. Есть важная причина, по которой я, собственно, и  взялся писать эту книгу, и  хочу теперь, чтобы ее прочли. В  книге имеются черты еще  одного жанра, не упомянутого выше, — романа-предупреждения. Я верю, что когда литература о чем-то внятно предостерегает, когда читателей много и им ясен смысл этого предостережения, прогноз автора может не сбыться. Фантастика как бы заклинает реальность, и та трусливо отступает, чтобы не совпасть с выдумкой писателя. Во всяком случае, я на это надеюсь…

 

— Вам не кажется, что это смахивает на суеверие?

— Возможно. Но мне, если честно, плевать, как  это выглядит. Я  пишу в  своих книгах о  плохом, чтобы в жизни его не было. Гадости случаются. Но  когда они «рукотворные», то есть связаны со злой волей людей, их можно избежать. Пока не наступил день «Икс» и час «Ч», надо проорать как можно громче: «Аларм!» Так, кстати, и в журналистике. Хорошие репортеры честно пишут о  том, что  уже случилось. А отличные — о том, что мы еще успеем предотвратить. 

Фото: из архива Льва Гурского
Сообщить об ошибке
мая 29, 2019
Рассказывает главный редактор «Крымской газеты» Мария Волконская
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни

Вам будет интересно: