Ведь не дружить значит не жить

Директор ИД «Липецкая газета» Петр Игнатов о вековом юбилее издания и ситуации на рынке СМИ региона 

В начале года крупнейшая ежедневная общественнополитическая газета Липецкой области перешагнула вековой рубеж. О том, как в последние десять лет изданию удается держать тираж на уровне 20 тысяч экземпляров, в чем выражается господдержка местной прессе и как редакция утоляет кадровый голод, ЖУРНАЛИСТ поинтересовался у директора издательского дома «Липецкая газета» Петра Игнатова.

— Петр Иванович, редакция журнала ЖУРНАЛИСТ поздравляет вас со столетием «Липецкой газеты». Как отпраздновали?

— Спасибо за добрые слова! Приятно слышать! Говоря высоким слогом, у газеты-труженицы, газеты-воина, газеты-созидателя очень славная история, богатые традиции. Большая честь и высокая ответственность сохранять их, продолжать и развивать.

В рамках своей «Пресс-гостиной», «Клуба друзей газеты» провели целую россыпь встреч, на которых главным образом сверяли часы. На деловом зав траке в общественной приемной, суще ствующей при «ЛГ» более 50 лет, поблагодарили авторитетных экспертов: депутатов, руководителей органов гос власти и местного самоуправления, предприятий, лидеров ведущих общественных организаций. Все они на безвозмездной основе оказывают профессиональные консультации, в первую очередь нашим подписчикам.

Прекрасно прошло чаепитие с ветеранами печати и полиграфии. В их присутствии в областном краеведческом музее открыли замечательную экспозицию. Между прочим, именно здесь чудом сохранился первый номер «Известий липецких рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», правопреемницей которых является «Липецкая газета», датированный 6 января 1918 года. Представляете? В советские времена культурное учреждение располагалось в Христорождественском соборе. Выходит, сам Господь помогал сберечь газетную реликвию.

В  целом юбилейные мероприятия, живое общение с  представителями разных слоев общества позволили еще  раз переосмыслить значимость нашей профессии, внесли в работу журналистов свежую струю. Заставили каждого повысить степень своей полезности коллективу.

— Каким вам видится будущее юбиляра и печатных СМИ в целом?

— Согласен с мнениями экспертов: если не обновляться, не быть адекватным к стремительно меняющимся запросам читателей, панихиду придется заказывать уже завтра. Можно сколь угодно долго предсказывать печальное будущее принта и велеречиво восхищаться расцветом иных медийных ремесел. А нужно (что и делаем) не опускать руки, не почивать закостенело на лаврах. Активнее искать свои козыри в борьбе за место под солнцем. Голову на плаху класть не собираемся. Отдельная благодарность ЖУРНАЛИСТУ за бесценные советы, за демонстрацию передового опыта.

— Что помогает вам держаться на плаву?

— Прежде всего, мы внимательно относимся ко всем каналам распространения. Разработали и регулярно обновляем «дорожную карту» подписки, активно работаем с «Почтой России», агентством «Урал-пресс». Практикуем обычную, редакционную, корпоративную, благотворительную, электронные виды подписки.

Совместно с почтовиками готовим целые сценарии для  оригинального проведения Дней подписчика в городах, райцентрах. С концертами, розыгрышами спонсорских призов. Многие бросили этим заниматься. Мы нет.

ЕСЛИ НЕ ОБНОВЛЯТЬСЯ, НЕ БЫТЬ АДЕКВАТНЫМ К СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩИМСЯ ЗАПРОСАМ ЧИТАТЕЛЕЙ, ПАНИХИДУ ПРИДЕТСЯ ЗАКАЗЫВАТЬ УЖЕ ЗАВТРА

Результаты? Тираж «Липецкой газеты» в последние десять лет держим на уровне 20 тысяч экземпляров и каждое полугодие выходим на  плановые рубежи по другим изданиям. Пытаемся продавать их на 520 почтовых узлах связи.

Многие знают, что у нас успешно развивается одна из лучших в стране киосковых сетей «Роспечати», возглавляемая авторитетнейшей В.Е. Полуказаковой. Она регулярно прирастает современными мультимедийными павильонами прессы. На их витринах и наша продукция.

 

— На что живет ИД «Липецкая газета»? Какие издания приносят большую часть дохода?

— На выполнение государственного задания выделяется субсидия. Но политика финансистов, отвечающих за казну субъекта, предельно жестка: львиную долю готовьтесь зарабатывать сами. Поэтому отказались от многого, на что вчера не скупились. Экономим на торгах, сокращаем штаты. Очень сильно опустел портфель полиграфических заказов.

Созданный информационно- аналитический отдел проводит качественный и глубокий анализ СМИ, формирует ежедневный обзор текстовых материалов, обработанных и систематизированных по заданной проблематике. Услуга стала пользоваться спросом: заключили уже несколько коммерческих договоров.

Увеличились рекламные поступления от нашего  интернет-портала  «ЛипецкМедиа». Но  все  же больше других изданий на модульной, имиджевой рекламе, размещении официальных документов, на спецпроектах, спецвыпусках и прочем зарабатывает, конечно же, «Липецкая газета», хотя и ей с каждым годом все труднее.

 

— По версии АРПП, Липецкая область входит в топ-10 рейтинга обеспеченности киосками прессы. В регионе реализуется масштабная программа развития рынка печатных СМИ, в рамках которой осуществляется господдержка печатных изданий и модернизация торговых объектов прессы. Согласны с такой оценкой?

— Абсолютно. В нашей отрасли подобралась дружная команда профессионалов. Стараемся не подводить друг друга, работая на результат. Два месяца назад телевизионщики губернского телеканала презентовали шикарнейший съемочный комплекс. И приятная весть для нас, печатников: на паритетных началах в области начинается масштабное обновление сельских почтовых отделений связи. Очень амбициозная задумка.

Всего в Липецкой области работает 176 киосков прессы:в самом Липецке — 100 киосков, в крупных населенных пунктах региона — 76

— Ощущает ли липецкая пресса и ваш издательский дом в частности поддержку от местных властей?

— Главный редактор вашего журнала, коллеги из  Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Союза журналистов России, печатных и  электронных СМИ присутствовали на финальном гала-концерте, посвященном 100-летию «Липецкой газеты». Очень душевное, занявшее больше трех часов действо в Липецком академическом театре драмы прошло на одном дыхании еще и потому, что тон ему задал глава администрации области Олег Королев. Он очень четко, по-государственному обозначил сегодняшнюю значимость печатного слова: призвал журналистов и дальше созидать, бороться за повышение качества жизни людей, за  сохранение духовности и уважения к истинным ценностям.

Первые руководители области, наш непосредственный куратор вице-губернатор Александр Никонов, начальник управления по делам печати, телерадиовещания и связи Наталья Демьянова регулярно бывают в редакционных коллективах, не понаслышке знают о проблемах, помогают их решать.

Той же «Липецкой газете» в качестве подарка презентовали к юбилею автомобиль Renault Duster и компьютеры для всех (!) журналистов. 

А разве не приятно, когда губернатор уже вечером позвонит, к примеру, редактору детской областной газеты, довершит поздравления с  днем ее рождения и  обязательно спросит: «Как там детки, что их интересует?»; или на региональном форуме «Область будущего» заглянет в  пресс-центр «Молодежного вестника» и пожмет руки молодым репортерам и слушателям «Школы журналистики» при этой газете?

По инициативе профильного управления по делам печати организуются ежегодные конкурсы на лучшие творческие проекты в СМИ, на лучшего редактора, публициста, теле- и интернет-журналиста, которым присуждаются премии в размере до 50 тысяч рублей. Не правда ли, прекрасная форма поддержки талантливых коллег? И она (чего долго добивались) теперь закреплена законодательно.

Несколько лет назад общими усилиями, совместно с  региональным отделением Союза журналистов «дожали» тему размещения фото лучшего представителя сферы медиа на  областной Доске почета. Такого права поочередно удостаивались уже четыре сотрудника нашего издательского дома. Помимо морального стимула — 100 тысяч рублей в виде материальной помощи. Ощутимо?

 

— Очень даже. Правда, нередко серьезная помощь сопровождается не менее серьезным вмешательством в редакционную политику.

— Нам повезло. Влияние учредителей на редакционную политику наших изданий несущественно.

 

— Неужели вам не звонят и не выражают недовольство какой-нибудь статьей?

— Отвечу так: в жизни бывает всякое. Но прежние архаичные методы управления, кажется, канули в Лету окончательно. И слава Богу!

 

— А могут ли, на наш взгляд, печатные СМИ обойтись без господдержки?

— Возьмем районные газеты. Выживут они без  субвенций? Думаю, ни за что. А народ любит свою районку. Она давно стала частью местной культуры. В редакцию звонят, в силу печатного слова в селе до сих пор верят. Как не помогать такому изданию? К слову, помню золотые времена, когда существовал прекрасный федеральный закон о поддержке данного сегмента прессы.

Редактор отдела писем и массовой работы «Липецкой газеты» Эмма Меньшикова: «Как вам живется в деревне?» 

Или коснемся доброго советчика и воспитателя детей — областной газеты «Золотой ключик» с 14-тысячным тиражом только по подписке. Ей тоже очень сложно выжить в современных реалиях. Нелегко и  «Молодежному вестнику», пособляющему заронить здоровые зерна в души подростков, школьников, студентов, у  которых с пеленок не вырвешь из рук гаджеты. 

 

— Что вы думаете по поводу законотворческих инициатив, касающихся СМИ, которые были воплощены в жизнь за последние несколько лет?

— Если бы данные изменения служили во благо, о них можно было говорить подробнее. Но, к сожалению, больше приходится констатировать обратное. Для чего узаконены строгости в отношении отправки обязательного экземпляра, принесшие дополнительные расходы? А кто в глубинке в выигрыше от запретов на рекламу отдельных видов товаров, вокруг которых столько сломано копий?

Изучая, обобщая текущие животрепещущие проблемы, столичные медиаэксперты, редакторы ведущих федеральных газет вместе с нами, регионалами, пытаются достучаться до самых высоких трибун по очевид
ным, годами не решаемым вопросам. Например, в отношении высокого непрозрачного подписного тарифа почты, нерегулярной доставки той же «Липецкой газеты».

В век развития импортозамещения на отечественном рынке практически ничего не осталось из полиграфического оборудования. Непрерывно растут цены и  на  газетную бумагу. Нас это очень заботит. Если на Западе и  впрямь считают, что  развитие региональной прессы — общемировой тренд, его стимулируют налоговыми льготами, госсубсидиями на подписку, компенсациями на  покрытие убытков по доставке населению изданий, то и мы должны всем миром активнее лоббировать свои интересы.

На тот же недавний съезд Союза журналистов России липецкая делегация доставила коллективное письмо — просьбу учредить почетное звание «Заслуженный журналист России». О чем десятилетиями трубили и из других городов и весей. Что называется, капля точила камень. И вот недавно на президентском уровне обещана поддержка. Искренне хочется надеяться на  положительные перемены и по другим проблемным аспектам.

 

— В 2018 году вы отмечаете еще один юбилей: издательскому дому «Липецкая газета» исполняется 10 лет. В чем особенности работы в составе холдинга для входящих в него изданий?

— Будучи редактором, даже не помышлял о перекладывании обязанностей по  выпуску газеты, поиску средств на  ее существование, контролю за их расходованием, организации подписных компаний, развитию розничных продаж, приобретению и  поддержанию в  надлежащем состоянии автотранспортных средств, компьютерной и  иной оргтехники, многим другим не связанным с творчеством вопросам на  чьи-то  плечи. Моим нынешним подчиненным — руководителям творческих коллективов — не приходится выступать в роли жнеца, кузнеца и игреца на дуде. Они занимаются исключительно созданием контента, а объединенные бухгалтерии, автопарк, фотослужба, корректура, другие вспомогательные отделы им в помощь.

Согласитесь, если бы созданная конструкция оказалась нежизнеспособной, она давно бы почила в бозе. А мы в мае планируем скромно отметить десятилетие. Кстати, в сентябре исполнится столько же лет иллюстрированному еженедельному (!) общественно-политическому журналу «Липецкая газета: итоги недели». Качественный продукт. Над его выпуском работает небольшой коллектив во главе с выпускницей журфака МГУ Ириной Кобзевой.

 

— Кстати, о коллективе. Как решаете кадровый вопрос?

— Через «университеты» упоминавшегося «Ключика» прошла не одна тысяча юных корреспондентов. Повзрослев, оттачивают перо в «молодежке». Получают направления на журфаки. Стараемся следить за  наиболее талантливыми. И по окончании учебы с  удовольствием берем на  работу. К  слову, нынешний главный редактор «Молодежного вестника» Дмитрий Бровкин — вчерашний студент журфака Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. Редактировал студенческую газету «Талисман».

В рамках внутренней ротации журналистки «молодежки» Ольга Шкатова, Олеся Скворцова влились в дружный коллектив «Липецкой газеты». Их коллега Сергей Банных стал ведущим репортером нашего еженедельника «Регион. Вести». Выпускница воронежского журфака Софья Сускина адаптировалась на  информационно-справочном портале «ЛипецкМедиа», Мария Завалипина — в «Итогах». И такие примеры не единичны.

 

— Коллеги отмечают, что ваш издательский дом силен командным духом. Почему для вас столь важно иметь сплоченную команду единомышленников?

— А как без дружного коллектива? Без  новогодней елки для  детей сотрудников с подарками, без публичных поздравлений с юбилеем, представлений к награде, без искрометных «капустников» в актовом зале 23 февраля и 8 марта или без радости по поводу рождения у  подчиненных ребенка?!

Только за  последнее время на  средства нашего профсоюзного комитета побывали в Константинове, Ясной Поляне, Туле, Спасском-Лутовинове, воронежском природном музее-заповеднике «Дивногорье». В выходные дни стараемся посещать исторические и красивые места любимой области.

Подобного рода отдушины помогают, сплачивают. В частности, до недавнего времени не замечали молодой праздник «День снега». Теперь в последнее воскресенье января призываем гурьбой с детворой становиться на лыжи, коньки, кататься с горки. Радоваться миру, зимней красоте и белому серебру на прекрасной лыжной базе в Задонском районе. В офисе, скорее всего, закрепим в распорядке дня физпаузу. Здоровый образ жизни стал модным и в регионе. Помимо участия в «Кроссе наций» и «Лыжне России» 9 мая проводим легкоатлетическую эстафету на призы «Липецкой газеты».

В завершение хочу сказать следующее. Мы все давно в  журналистике. Максималисты. Знаем, почем фунт лиха на  руководящей работе. Поэтому в  юбилейный год хочется больше говорить о хорошем. А еще… Знаете, после того как по своим гнездышкам от меня разлетелись сыновья, завел себе кота. На породу не глядел. Главное, чтоб с  красивой мордашкой. Прихожу домой, чудный увалень встречает ласковым мурлыканьем. Будто предлагает: «Остынь. Завтра ведь опять у тебя нервотрепка». Учитывая, что добрый жест и кошке приятен, желаю всем удачи! И выше голову, друзья!

 

Справка

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» издается с 6 января 1918 года. Выходит 5 раз в неделю. Тираж одного номера — 20  000 экземпляров. Объем — 4–16 полос формата А2 и 32 полосы формата А3 («ЛГ» в четверг»). Учредители: управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области, Липецкий областной совет депутатов, «Издательский дом «Липецкая газета».

Сайт: lpgzt.ru.

Также в ИД «Липецкая газета» входят: газета «Молодежный вестник», детская газета «Золотой ключик», еженедельник «Липецкая спортивная газета», информационно-аналитический журнал «ЛГ»: итоги недели», «Литературный журнал Петровский мост», еженедельник «Регион. Вести», портал www.lipetskmedia.ru.

Фото: из архива ид «Липецкая газета»
Сообщить об ошибке
Апр 23, 2018
Семинар-практикум Глеба Федорова прошел в Москве 13 ноября
Об опыте организации студенческой практики на журфаках
Financial Times наращивает число комментаторов — женщин