Любовь и ненависть начинающих журналистов

Каждый год преподаватели факультетов журналистики разбираются с представлениями о профессии у начинающих журналистов. Есть в них стандартный набор стереотипов, но есть и подвижные элементы. Вот как изменились ориентиры студентов за пять лет

Начиная с 2011 года проводилось анкетирование абитуриентов и студентов первого курса Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, а также учеников 10-х и 11-х классов профильного журналистского класса школы № 309 Санкт-Петербурга. Из всего массива было выбрано 150 анкет для детального изучения.

Вопросы были простыми: какие СМИ знают и читают, какие СМИ считают качественными и жёлтыми, кого из известных журналистов могут назвать, кого из них считают авторитетными, какие книги читают, какими интернет-изданиями пользуются, о чём хотят писать и т.д. Помимо этого, ребята выполнили несколько творческих заданий: например, нарисовать «Герб журналиста», поместив на него главные составляющие профессии, написать эссе «Почему я выбираю журналистику?», сделать зарисовку о любимом или нелюбимом журналисте, в которой необходимо было аргументировать свой выбор конкретной персоны и ­назвать причины выбора.

Впоследствии мы сравнили данные начала исследования с текущим моментом.

 

На кого ориентируются молодые журналисты

В 2011–2012 годах в этом списке можно было увидеть (по убыванию количества упоминаний) Юрия Роста, Владимира Соловьёва, Артемия Троицкого, Дмитрия Нагиева, Юлию Латынину и других. Список «антикумиров» возглавили Дмитрий Губерниев, Андрей Малахов, Дмитрий Быков.

Нередко к журналистскому сообществу школьники, абитуриенты и студенты относили шоуменов, что говорит об ошибочности представлений о профессии: не каждое медийное лицо занимается журналистикой. В данных 2011–2012 годов можно было увидеть, как одни и те же журналисты оказывались в списках как любимых, так и нелюбимых героев.

Среди причин нелюбви к журналистам участники опроса выделяли: использование своего мастерства с одной всепоглощающей целью — получение пресловутой финансовой прибыли; продажность журналистов, которые делятся на два лагеря: лагерь «охотников» и лагерь «жертв»; невнимательность, безразличие, поверхностность, «несмотрибельность» в кадре; просто «льёт воду», никакой информативности и насыщенности в его тексте нет; с дефектами речи; цинизм, эгоизм, лицемерие.

 

Кумиры 2016-го

Своеобразный хейт-список в 2016 году возглавляют Ксения Собчак, Александр Гордон, Александр Невзоров (максимальное количество упоминаний). Кроме того, в него вошли: Ольга Романовская (работала в «Ревизорро»), Петр Толстой, Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая, Елена Летучая («Ревизорро»), Иван Охлобыстин, Арам Габрелянов, Артём Шейнин, Отар Кушанашвили, Борис Корчевников, Сергей Пархоменко, Аркадий Мамонтов, Дмитрий Киселёв, Александр Проханов, Виктор Шендерович, Леся Рябцева.

 

Что читают абитуриенты?

В 2011–2013 годах в топ читаемых изданий входили «Русский репортёр», «Коммерсант», «Российская газета», Esquire, New York Times, Times, «Известия», Financial Times, «Ведомости».

Через пять лет в списке остались «Коммерсантъ», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Русский репортёр» (несколько потерял свои позиции в сравнении с результатом предыдущего исследования), «Известия».

 

Что читали в 2011 году

Однако самым популярным ответом на вопрос «что я читаю из качественной прессы?» в 2016 году являлся «ничего не читаю». Далее — «Аргументы и факты», «Огонёк», «Русский репортёр», «Дилетант», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Коммерсантъ», Vogue.

 

Какими темами интересуются

В 2011–2013 годах среди основных направлений значились путешествия, социальные проблемы, люди, культура, мода, спорт, кино, общество, музыка, искусство. В 2016 году по-прежнему приоритетными остаются темы культуры и искусства, путешествий, однако появляются политика, события мирового масштаба, криминал, наука и др. Однако исчезла такая тема, как «люди». К сожалению, обычный человек со своими проблемами перестаёт быть объектом внимания медиа, а на авансцену выходят новые герои (фрики, маргиналы, представители ­шоу-бизнеса, чиновники и т.д.).

 

О чём хочу писать и снимать? 2016 год

Важно отметить, что в 2015–2016 годах выросла гражданская активность молодых журналистов. Об этом говорят размышления в эссе «Почему я выбираю журналистику?»: «мы пришли в профессию, чтобы менять мир вокруг нас и помогать людям». Мы видим наличие критического мышления и разочарование в существующих идеалах. Трансформируются и ценностные ориентации современного молодого поколения: жизненные ценности с личных интересов и отношений перемещаются в сторону работы и общественной деятельности.

Сообщить об ошибке
Мар 14, 2017
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: