Как зарабатывает и на что рассчитывает в digital-пространстве «Марийская правда»

Сергей Дружинин, главный редактор: «Если что-то мешает работать, причины надо искать в себе: может, не хватает компетентности, настойчивости, креативности, еще чего-то»

«Марийская правда» — общественно-политическое издание Марий Эл № 1. Как одному из старейших печатных СМИ республики удается удерживать этот статус, чем оно зарабатывает и на что рассчитывает в цифровом пространстве, рассказывает главный редактор «Марийской правды» Сергей Дружинин.

 

— Насколько трудно вашему изданию работать на медиарынке сегодня?

— Проблемы, разумеется, есть — жизнь их периодически подкидывает. Но все можно решить в рабочем порядке, а вот чтобы опускались руки — такого нет.

Да, к СМИ сейчас много требований со стороны контролирующих органов, есть законодательные ограничения — по рекламе, персональным данным, возрастные цензы. Но работать можно. Тем более что есть и поддержка региональных изданий. Большое значение для нас имеют проектные субсидии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям — это и мощная финансовая поддержка, и структурирование тематической работы издания в течение года. Также мы заключили договор об информационном партнерстве с «Российской газетой», получив не только доступ к качественному контенту этого авторитетного издания, но и возможность сотрудничать в других форматах — например, получать эксклюзивные комментарии от спикеров федерального уровня. Наконец, есть прекрасные примеры успешных региональных редакций, на которые хочется равняться и у которых всегда есть чему поучиться, — тут сразу на ум приходит издательский дом «Алтапресс».

Поэтому мое мнение: если вдруг что-то катастрофически мешает работать, причины прежде всего надо искать в себе. Может, не хватает компетентности, настойчивости, креативности, еще чего-то.

 

— На что живет «Марийская правда»? Как обстоят дела с рекламой?

— Основные наши источники дохода — средства, заработанные на оказании рекламных услуг, подписке, продаже газет в розницу, а также субсидии Роспечати и госконтракт на освещение деятельности органов власти республики. 

ХОРОШО ИДУТ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ (АВТО, ЗДОРОВЬЕ И Т. Д.) ЛИБО ИМИДЖЕВЫЕ — НАПРИМЕР, К ГОСУДАРСТВЕННЫМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКАМ. ПОД ИНТЕРЕСНУЮ ИДЕЮ ДЕНЬГИ НАЙТИ МОЖНО

В рекламной деятельности мы делаем упор на проекты. Каждый заранее продумывается, прописывается, прорабатывается графически. Хорошо идут тематические (авто, здоровье и т. д.) либо имиджевые — например, к государственным и профессиональным праздникам. Под интересную идею деньги найти можно. Последний пример: только мы сообщили, что собираемся выпустить ко Дню Победы спецвыпуск «Бессмертный полк» на базе макета «Марийской правды» от 9 мая 1945 года с фотографиями участников войны, присланными нашими читателями, как в течение нескольких часов нашелся генеральный партнер, изъявивший желание оплатить все расходы на реализацию этой задумки.

Спецвыпуск сделан на базе макета «МП» от 9 мая 1945 года
Спецвыпуск сделан на базе макета «МП» от 9 мая 1945 года

— Вы запустили проекты «Будь здоров» и «Полоса безопасности», на реализацию которых Роспечать выделяет субсидии. Расскажите о них.

— В конце каждого года мы планируем работу на будущий. Проводим аудит рубрик: какая уже начинает выдыхаться, что можно придумать нового. Ориентируемся на актуальные тренды: по ним больше информационных поводов и фактуры. К их числу относятся национальные проекты. Про них не только много говорится, но и активно ведутся работы: ремонтируются дороги, идет строительство новых социальных объектов и реконструкция старых, закупается современное медицинское и спортивное оборудование. Выдумывать ничего не надо — фотографируй, рассказывай. 

«Будь здоров» и «Полоса безопасности» — социально значимые проекты, которые интересны не только читателям, но и рекламодателям
«Будь здоров» и «Полоса безопасности» — социально значимые проекты, которые интересны не только читателям, но и рекламодателям

В проекте «Будь здоров» мы рассказываем о методах сохранения здоровья, в том числе благодаря физической активности и средствам народной медицины. «Полоса безопасности» полезна не только автомобилистам, но и пешеходам. Кстати, оба эти проекта интересны еще и рекламодателям.

 

— Как вы определяете успешность того или иного проекта?

— Критерием успешности проектов, кроме читательского интереса и поддержки экспертной группы Роспечати, считаем победы материалов, серии публикаций в профессиональных журналистских конкурсах. Например, статьи нашего сельского собкора Дмитрия Шахтарина в проекте «Родная сторона» отмечены первым местом в одной из номинаций Национальной премии «Моя земля — Россия». Этот же автор вошел в шорт-лист премии имени Василия Пескова. Ведущий проекта «Проспект культуры» Марина Оленева по итогам года отмечена премией правительства Республики Марий Эл за освещение культурной жизни республики.

 

— Вы упомянули, что зарабатываете на подписке и рознице. Что в вашем случае сейчас работает эффективнее?

— Долгое время главным каналом распространения для нас была почтовая подписка. Но сейчас на первое место вышла розничная продажа газет. В первую очередь это связано с непомерными, на мой взгляд, аппетитами почты, постоянно повышающей стоимость подписки (при этом более половины денег, полученных от подписчиков, она оставляет себе), и жалобами на качество ее доставки. 

Также мы развиваем сеть альтернативной подписки через газетные киоски и предприятия. На предприятия газеты доставляем своим транспортом, поэтому берем Йошкар-Олу и окрестности: специально везти газеты в отдаленные районы невыгодно.

 

— На вашем сайте можно подписаться на pdf-версию газеты. Насколько востребована эта опция?

— Электронная подписка пока не очень востребована, хотя у нее есть своя постоянная аудитория.

 

— Как идет освоение digital-пространства? 

— К сожалению, пока нет четкого графика создания мультимедийного контента. Делаем его по остаточному принципу — когда есть свободное время. Хотя, например, круглых столов и прямых линий с видеотрансляциями в интернете отсняли уже пару десятков. Стараемся каждый вторник записывать видеоролик с анонсом свежего номера. Но в целом такая ситуация меня не устраивает. Поэтому планируем в этом году перейти на системный выпуск не только видеоконтента под маркой «Марправда ТВ», но и других мультимедийных продуктов.

 

— С какими социальными сетями работаете?

— Основной акцент мы делаем на работу с «ВКонтакте» и Facebook. Первая соцсеть более массовая, там хорошо заходят разные конкурсы, розыгрыши призов и т. д. Во второй активнее обратная связь — когда мы используем в наших публикациях комментарии читателей, то обычно берем их из Facebook. Instagram для нас что-то типа наружной рекламы — продвигает торговую марку.

 

— Сколько человек у вас трудится в редакции? И стоит ли перед вами проблема нехватки кадров?

— Общая численность коллектива — 27 человек, в том числе девять пишущих. Средний возраст — 38 лет.
 

Шеф-редактор «Марийской правды» Наталья Балахонцева (слева) и начальник отдела дизайна и верстки Ирина Бородянская
Шеф-редактор «Марийской правды» Наталья Балахонцева (слева) и начальник отдела дизайна и верстки Ирина Бородянская
Шеф-редактор сайта marpravda.ru Василий Золотов
Шеф-редактор сайта marpravda.ru Василий Золотов

Проблема кадров существует. Решаем ее как за счет привлечения внештатных авторов (в том числе ветеранов газеты), так и с помощью студентов журфака. Сотрудничество с молодежью завязалось после прохождения ими практики в нашем издании, сейчас студенты сотрудничают с нами регулярно. Ну а мы, соответственно, стараемся не упускать их после получения дипломов.

 

— Вы занимаетесь офлайн-проектами и проведением мероприятий?

— Нет, проведением мероприятий мы не занимаемся. Периодически участвуем в каких-то республиканских и городских мероприятиях, но сами пока ничего не организуем. Все наши проекты напрямую связаны с нашей основной деятельностью — изданием газеты и наполнением сайта. 

Справка

«МАРИЙСКАЯ ПРАВДА» издается с 1921 года. Выходит форматом А3 по вторникам на 24 полосах (тираж — 9300 экземпляров) и по пятницам на 16 полосах (тираж — 4600 экземпляров). Территория распространения — Республика Марий Эл. Учредители: правительство Республики Марий Эл и ОАО «Газета «Марийская правда». ОАО «Газета «Марийская правда» также является учредителем сетевого издания marpravda.ru. Аудитория сайта, по данным метрики mail.ru, — около 800 тысяч уникальных пользователей в месяц.

Фото: Андрей Антонов
Сообщить об ошибке
Июл 9, 2019
Интервью со Светланой Сидоровой, доцентом факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
Шесть европейских магистратур для медиа с полной стипендией

Вам будет интересно: