«Не хотите читать — заставим»

Как «Маяк» в разы увеличил свою читательскую аудиторию

Все началось с обновления сайта. Даже не обновления. В какой-то момент пришло острое чувство необходимости его реконструкции. Настоящей. Так, чтобы стать главной информационной площадкой в городе, чтобы стать ресурсом, на который пойдут все за всем: не только за новостями и всевозможной полезной информацией, включая всю адресно-телефонную базу по учреждениям и предприятиям, но и за частными объявлениями по продажам и покупкам. Замахнулись. Это был 2016 год, и нашему веб-ресурсу к этому моменту стукнуло 10 лет. Позиции главного печатного городского СМИ при этом слабели на глазах. Количество местных сообществ в соцсетях c многотысячными подписчиками отдавалось паническим стуком в висках — все пропало, мы отстали, не успеваем… запрыгнуть бы в последний вагон уходящего поезда. Ведь информация ежеминутно возникала где угодно, но не у нас.

 

КТО ТАКИЕ

В этом году наш город с красивым ландшафтным названием Сосновый Бор отмечает 45-летие. А нашей газете «Маяк» исполняется 35. У нас три соучредителя — АНО «Маяк», администрация города и областной комитет по печати. Первое историческое название газеты — «Маяк прогресса». Ничего удивительного. Город с теперь уже 67-тысячным населением возник вокруг построенной тоже 45 лет назад Ленинградской атомной станции (в 80 км от Санкт-Петербурга). Отпечаток особого сосредоточения здесь инженерных умов чувствовался изначально во всем. Сегодня в целом так же. Строительство замещающих мощностей ЛАЭС определило судьбу Соснового Бора как города технически и экономически продвинутого еще на многие десятилетия.

Понятно, что у нас сегодня только самые бабушки-бабушки не сидят за компьютером и не имеют интернета. А в целом, мы прикидывали, все равно остается среди наших читателей еще процентов около 35, кто готов получать газету только в бумажной версии. И это в основном пожилые люди. Увы, их число по естественным биологическим причинам сокращается и сокращается. Нового молодого притока подписчиков ждать даже смешно. При таком раскладе не выжить — доходы стремятся к нулю.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

У «Маяка» всегда был стабильно весомый тираж. До кризисных годов уверенно держался на отметке 6-7 тысяч экземпляров. Из них больше 90 процентов — по подписке. В 2014-2016 годах тенденция падения тиража стала казаться неотвратимой. Она и есть такая. Мы сопротивлялись. Пытались делать многое. Кажется, перепробовали почти все приемы привлечения читательского внимания и интереса к нам. Но сегодня читатели голосуют за получение информации не только рублем, но и своим удобством. Чем проще и быстрее информация к тебе зайдет, причем зайдет сама, тем легче выбор — где и на какой площадке быть.

В этот момент, 2016 год, уже вовсю велась работа над преобразованием сайта. Разработчик из Санкт-Петербурга промучил нас год, но в итоге мы получили что хотели — более-менее современный ресурс, позволяющий работать в режиме местного информагентства.

А как быть с бумажной газетой? Тираж падает, реклама — еще хуже. Известно, что рекламодателя сдвинуть и передвинуть на веб-ресурс трудно. Особенно в небольшом городе. Здесь носители «двигателя торговли» разворачиваются в цифровую плоскость крайне неохотно.

Когда-то запомнилась фраза героини одного из кинофильмов: «Идя ко дну, нужно достичь максимального к нему приближения, а потом напрячься и сделать резкий рывок в сторону». Вот мы и сделали. Идея охвата 100 % жителей города информацией и рекламой на всех наших ресурсах лежала, в общем-то, на поверхности. «Не хотите читать — заставим», — шутили мы. И запустили еженедельную газету с 25-тысячным тиражом, с бесплатной доставкой в каждую городскую квартиру. С прицелом на иной уровень интереса к нам со стороны и читателей, и, соответственно, рекламодателей. 

 

КАК ДОСТАВИТЬ?

Еще в 2011 году мы расстались с Почтой России. О, это был трудный бракоразводный процесс. Нас отпустили с неохотой и даже обидой. Еще бы. Качество доставки почтальонами оставляло желать лучшего, причем с каждым годом ситуация усугублялась. А наши читатели, что приятно и ответственно одновременно, не терпят задержек с «Маяком». Так и сейчас. Тут же звонки и требования. Пришлось придумывать тогда для почтальонов всяческие поощрения и премии, ставшие со временем для них стабильным дополнительным заработком. Каково это было нам, самим считающим каждый рубль? И тут — до свиданья!

сегодня читатели голосуют за получение информации не только рублем, но и своим удобством

Да, мы заключили договор с надежным ИП, который организовал службу по доставке «Маяка». И все эти годы — с 2011-го по 2016-й — мы не вспоминали про тему роста цен на доставку. Мы остановили ее на отметке 2011 года, и это устраивало нашего привлеченного ИП.

А нас устроило качество доставки. Для страховки с того времени и по сегодняшний день на первой полосе, рядом с шапкой, значится номер телефона службы, по которому можно пожаловаться на недоставленную газету. Это работает. Наши партнеры реагируют и исправляются.

Когда в 2016 году мы стали выходить тиражом на весь город, система собственной доставки уже была отработана, и пришлось ее только отмасштабировать.

 

КАК СЕЙЧАС?

История трудная. Такой рывок дорогого стоит. Во всех смыслах. Доставка обходится недешево — но это и понятно, все же 25 тысяч экземпляров надо гарантированно разнести в каждый почтовый ящик. Дорого и производство такого тиража. Газета выходит в цвете. Но пришлось ужаться в полосности. Сейчас их 20. Источники дохода: примерно 15 % — от городской администрации (в рамках договорных отношений платят за публикацию нормативных актов), еще примерно столько же — в виде субсидий на возмещение полиграфии с бумагой от областного комитета, а 70 % — реклама. В том числе и в интернете.

Расчет оказался верным — рекламодатель среагировал на охват, а читатель не отвернулся, потому что тема достойного контента для нас по-прежнему в приоритете. Раньше стимулом для высокой содержательной планки была борьба за подписчика, а теперь — за каждого читателя, жителя города, которого мы должны замотивировать донести газету из почтового ящика до своей квартиры. А с учетом того, что немалая часть получателей газеты знакомится с новостями «Маяка» на наших страницах соцсетей и сайта, приходится темы и подачу материалов разделять, делая содержание разным и точно интересным.

С другой стороны, разные наши площадки перекрестными ссылками помогают активно дополнять и поддерживать друг друга. И это тоже работает.

 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

В свете последних тенденций вряд ли стоит уповать на сегодняшние в целом 30 % бюджетной поддержки. Заменить постепенно эти средства доходами от рекламы — наша важнейшая задача. Реальна ли она? Время покажет. 

Фото: Газета «Маяк»
Сообщить об ошибке
Июн 14, 2018

Редактор The Sunday Times Эмма Такер работает на этой должности чуть больше года.

Что может дать журналисту новая социальная сеть

Вам будет интересно: