Всё в своих руках

Обзор медиапространства Нижегородской области

В 2017 году практически все нижегородские печатные СМИ стали частями информационных холдингов. Конечно, в Нижнем есть ещё представители сетевых изданий и федеральных брендов, но судьба местных газет — особая статья. В 1990‑е годы Нижний Новгород блистал ожерельем независимых частных изданий, имевших
значительный авторитет как у читателей, так и у властей. В 10‑х годах нового века чаще говорят не о блеске, а о нищете местной «бумажной» прессы.

Если собрать всех нижегородских редакторов и медиаменеджеров и попросить их хором ответить на вопрос, умирают ли печатные СМИ, то единодушного ответа не получишь. Твёрдое «нет» сказали четверо, «меняются трансформируются» — трое, «болеют» — один. И только один собеседник сказал: «Скорее да, чем нет».

Тем не менее все собеседники уверены, что будущее газет и журналов именно в трансформации. Организационной и технологической.

 

КРУГОМ ОДНИ ХОЛДИНГИ

В том или ином виде информационные холдинги существуют в Нижнем Новгороде ещё с конца прошлого века. Практически все они создавались для решения задач политических и умирали, когда эти задачи переставали быть актуальными для собственников. Пожалуй, единственным примером бизнес-подхода в создании холдинга была компания «Биржа плюс», долгое время еженедельно выпускавшая четыре газеты: общественно-политическую «Биржу» и три тематических приложения — «Биржа+Авто», «Биржа+Карьера», «Биржа+Свой дом». Сейчас, после многократной смены собственников, осталась только «Биржа» в виде ежемесячного журнала.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ СЕЙЧАС В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ХОЛДИНГИ СОЗДАНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Екатерина Чудакова, директор по развитию Государственного автономного учреждения Нижегородской области «Нижегородский областной информационный центр»

Топ-менеджеры действующих холдингов уверяют, что в первую очередь их интересуют не политические, а коммерческие задачи. Екатерина Чудакова, директор по развитию Государственного автономного учреждения Нижегородской области «Нижегородский областной информационный центр» — областного газетного холдинга, созданного правительством, — имеет большой опыт работы в коммерческих изданиях и считает, что рекламных доходов холдингу явно мало, хотя рынок газетной рекламы всё ещё существует. Поэтому уповать на рекламу, а также на подписку и розничную продажу не стоит: нужно искать другие продукты, приносящие прибыль. Например, издавать путеводители для туристов, различные альманахи и т. д. А полученную прибыль пускать на развитие газет холдинга.

Сергей Кучин, министр информационных технологий связи и средств массовой информации правительства Нижегородской области

Вопрос снижения издержек также важен. По информации Сергея Кучина, министра информационных
технологий связи и средств массовой информации правительства Нижегородской области, при создании правительственного газетного холдинга было решено оптимизировать административный и технический персонал, но не трогать творческие коллективы. В результате общий штат сократился почти вдвое. Более того, сейчас все редакции, ставшие отделами единой организации, сидят на одной территории, что позволяет экономить на аренде. По словам Кучина, творческие коллективы реорганизация не затронула. В результате тиражи, в том числе и подписные, незначительно, но выросли: в августе-сентябре — на 6% относительно того же периода прошлого года. Для справки: общий недельный тираж четырёх изданий холдинга составил 60 700 экземпляров, подписной — 25 580.

Марина Булгакова, главный редактор газеты «Нижегородский рабочий»

В холдинге «Медиа-столица» есть только одна газета — «Нижегородский рабочий». А главным «драйвером» бизнеса является телекомпания. Главный редактор «Рабочего» Марина Булгакова уверенно говорит, что работать в рамках холдинга — комфортно. Во-первых, информационную поддержку оказывают телекомпании и информагентства. Во-вторых, пакетная продажа рекламы на все издания холдинга идёт лучше, чем на отдельные. В-третьих, родственные СМИ обеспечивают хорошее продвижение материалов друг друга на различных площадках. И действительно, в рейтинге «Медиалогии» за II квартал 2017 года «Нижегородский рабочий» с тиражом в 10 тыс. экземпляров занимает 11‑е место по области, опережая и «Коммерсантъ — Нижний Новгород», и «КП-Нижний Новгород», и «Нижегородскую правду».

Андрей Вовк, три года работавший главным редактором бесплатного еженедельника «Патриоты Нижнего»

Холдинг «Столица Нижний» сформировался в основном из новых изданий. Лишь недавно они получили право издавать «Московский комсомолец в Нижнем Новгороде». Основным печатным продуктом является их бесплатный еженедельник «Патриоты Нижнего» с 50‑тысячным тиражом. Бесплатность — это принципиальная позиция собственников. Андрей Вовк, три года работавший главным редактором «Патриотов», убеждён, что при бесплатном распространении информации в интернете у газет только один выход: становиться бесплатными, но с прозрачной системой дистрибуции, чтобы рекламодатель понимал, кто увидит его сообщения.

Иван Юдинцев — медиаменеджер, который, по его собственным словам, выполняет функцию посредника между редакциями и собственниками холдинга «Столица Нижний»

Ему вторит Иван Юдинцев — медиаменеджер, который, по его собственным словам, выполняет функцию посредника между редакциями и собственниками холдинга «Столица Нижний». «Бесплатные газеты — это отдельная ниша, — говорит Юдинцев. — Они не хуже и не лучше платных. Это как хоккей и футбол: площадки разные, правила разные, но большинство людей с удовольствием смотрят и то, и другое. Если есть бесплатные рекламные газеты, то почему не должно быть бесплатной общественно-политической газеты?»

Справедливости ради стоит сказать, что в газетах этого холдинга мало «сторонней» рекламы, зато есть реклама компаний, принадлежащих собственнику.

Юрий Ищенко, создатель и бессменный главный редактор газеты «Новое дело»

Единственным противником создания крупных холдингов-монополистов в Нижнем Новгороде оказался Юрий Ищенко, создатель и бессменный главный редактор газеты «Новое дело», закрывший её после перехода её областного выпуска в правительственный холдинг. «Создание холдинга — это обезличивание тех изданий, которые туда вошли, — поясняет Ищенко. — Происходит определённое "перемешивание" кадров, которое приведёт к смешению и смещению жанров. Когда все врозь — сохраняется индивидуальность. Когда все в куче — не остаётся никаких секретов. Как можно сохранить тайну в общежитии имени монаха Бертольда Шварца? Уже нет редакционных секретов, нет эксклюзивов, нет извечного журналистского желания первым найти тему, первым написать. Через некоторое время холдинговые начальники поймут, что все газеты как‑то очень похожи. И оставят только одно издание. Сейчас они, конечно, сэкономили на объединении административных и технических служб, но через полгода захочется ещё раз сэкономить».

 

НАЖМИ НА КНОПКУ

В вопросе технологических изменений представители холдингов и сторонние наблюдатели более единодушны. Главный тезис: современный потребитель предпочитает получать информацию в удобной для него форме. Проще говоря, новости — в интернете; аналитику и жизненные истории — на бумаге. С этим связано исчезновение в Нижнем Новгороде местных ежедневных газет: узнавать новости завтра, которые тебе «брякнули» в Telegram сегодня, уже неинтересно. Утром хочется видеть анализ этой новости, реакцию на неё знаковых персон и простых людей, рассуждения экспертов и аналитиков.

Однако не все могут пользоваться благами цивилизации. Екатерина Чудакова рассказала такую историю: «У меня есть дом в деревне Малая Ельня. Это недалеко от города, но там настоящая глухомань. Я подписала всю улицу на "Нижегородскую правду", и когда по субботам туда приезжаю, мы обсуждаем с соседями каждый номер. Им нравится. Некоторые из них вообще только от меня узнали, что есть такая газета. Купить прессу там негде, а на почте никто не расскажет, какие газеты есть. Дадут каталог — и сам разбирайся».

Нижний Новгород, старейшая типография города

Лень — двигатель прогресса. Читателю уже лень тратить время на поход в киоск за свежей газетой. Он скорее возьмет её по пути бесплатно на стойке в магазине, метро или офисном центре. Или найдёт всю информацию в смартфоне, едучи на работу в общественном транспорте. Руководитель пресс-службы в администрации экс-губернатора Валерия Шанцева Роман Скудняков уже не разделяет печатные СМИ и их сайты, считая, что это просто иной способ взаимодействия с читателем.

Роман Скудняков, руководитель пресс-службы в администрации экс-губернатора Валерия Шанцева

Об этом же говорят и другие медиаменеджеры. Например, Екатерина Чудакова считает, что надо «перевернуть» современную схему появления информации «газета-сайт-соцсети». Оперативную информацию выдавать в мессенджер, на сайт, потом дублировать в соцсетях. Потом обрабатывать для газеты и результат снова продвигать через соцсети.

«Многократно видел, — сетует Иван Юдинцев, — как журналист, придя с события, садится писать сначала в газету, которая выйдет через неделю, а не на сайт, куда можно поставить материал через несколько минут. И уж чего многие совсем не хотят понимать — что текст для интернета и для газеты — это разные тексты, потому что аудитории разные».

Сергей Раков, генеральный директор ООО «Медиа-столица»

Сергей Раков, генеральный директор ООО «Медиа-столица», в недавнем прошлом директор департамента общественных связей администрации Нижнего Новгорода, уверен: если тележурналист не сможет написать текст для газеты или для информагентства — это непрофессиональный журналист. 

Ирина Панченко, заместитель председателя Нижегородского отделения Союза журналистов

Ему вторит заместитель председателя Нижегородского отделения Союза журналистов Ирина Панченко. «Мне обидно, что газеты большого города, где в университете даже есть кафедра журналистики, низки по качеству, что утеряны традиции деловой журналистики, которыми отличался Нижний, — с горечью говорит она. — Приятное исключение — "Земля Нижегородская", у которой есть свой выпестованный читатель и подписчик. Я несколько лет вхожу в жюри журналистского конкурса на Ямале. Там ситуация обратная. Есть просто восхитительные издания, например, "Красный Север". Они проводят расследования, дают глубокую аналитику, находят такие темы, которые у нас редко увидишь. Могу вспомнить разве что великолепное расследование Натальи Резонтовой в "Нижегородском рабочем" — о трагедии на Волге в 1949 году. Надо сказать, что в области есть районки, которые профессиональнее работают, чем областные газеты. Например, "Выксунский рабочий"».

 

ВЕСТИ С ПОЛЕЙ

Районные газеты уйдут с рынка печатных СМИ последними. Именно за счёт своей локальности, за счёт того, что читатель им доверяет больше, чем областным и даже федеральным изданиям, поскольку их информацию можно проверить очень быстро.

«Районки — это локальные новости о тех, кого ты знаешь», — лаконично формулирует Ирина Панченко.

Районкам живётся несладко. Нет у них инвесторов, не хватает рекламодателей, рассчитывать приходится на бюджетные деньги да на подписку с продажами. Сергей Кучин говорит, что статус соучредителя (областное правительство является соучредителем всех районных газет) даёт возможность поддерживать их финансово, но сами редакции являются муниципальными учреждениями. Область субсидирует определенный объём; всё, что сверх него, — забота муниципалитета или собственный доход.

За последние два года поменялась и стала совершенно прозрачной модель субсидирования. Область финансирует часть тиража и зарплату минимально необходимого штата. Для каждой редакции суммы просчитываются отдельно, а в прошлом году был введён дополнительный коэффициент (повышающий или понижающий), который считался от ёмкости рекламного рынка.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА ПОМЕНЯЛАСЬ И СТАЛА СОВЕРШЕННО ПРОЗРАЧНОЙ МОДЕЛЬ СУБСИДИРОВАНИЯ РАЙОННЫХ ГАЗЕТ. ОБЛАСТЬ ФИНАНСИРУЕТ ЧАСТЬ ТИРАЖА И ЗАРПЛАТУ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО ШТАТА

Изменилась пропорция субсидий. Раньше область покрывала 30% затрат, теперь — 80%. Абсолютная цифра субсидий, несмотря на достаточно напряженный бюджет, не уменьшилась. Более того, министерство попросило
областных депутатов перебросить экономию, образовавшуюся в связи с организацией холдинга, на районки. Депутаты, кажется, согласились.

Но есть у районных газет и ещё один хозяин — муниципалитет. И глава муниципалитета в любой момент может поменять руководителя муниципального предприятия (естественно, по согласованию с министерством-соучредителем), а с журналистскими кадрами на местах дело обстоит не очень хорошо. Хорошо ещё, если опытного, но уходящего на пенсию главного редактора сменит школьный учитель. В главные редакторы могут предложить и сотрудника местной администрации, который понятия не имеет о производстве газеты, зато будет освещать любое действие местной администрации, вплоть до публикации стенограмм «оперативок».

 

И О ПОГОДЕ

Многие — и специалисты, и «продвинутые» читатели — связывают падение качества нижегородской журналистики с практикой так называемых ТЗ (технических заданий), которые рассылались из пресс-служб различных органов власти по редакциям СМИ, чтобы те «правильно» освещали властные мероприятия.

«Как правило, мы давали в СМИ справочные материалы по одному, наиболее важному для нас, событию дня, — парирует Роман Скудняков. — В информационной ленте, где 40, 60, 80 сообщений, один материал погоды явно не делает. В еженедельной газете, конечно, таких тем может появиться больше, но и там они в процентном соотношении не перекрывают другие события. Не очень понимаю, как рекомендации от органов власти по одному‑двум сюжетам в день могут отразиться на качестве журналистики. А вот некоторые руководители СМИ порой считают, что если в сюжете нет губернатора, то нет сюжета. Но это уже вопрос не мифической цензуры, а самоцензуры редактора. Даже самая сильная пресс-служба не в состоянии контролировать весь контент».

Тем не менее погоду в нижегородских СМИ (только ли в нижегородских?) делает политика. И политики.

«Газета вынуждена заниматься политикой, искать спонсоров, которые вкладываются, чтобы защищать свой бизнес или продвигать свои корпоративные интересы, — напоминает Андрей Вовк. — Хватит строить иллюзии, что человек даёт деньги и не собирается влиять на контент».

«Сколько лет работали наши газеты по ТЗ из областной администрации! Зачем‑то делали вид, что перерабатывают присланный пресс-релиз, ставили свои фамилии под заметками. А если взять несколько газет и сличить заметки про одно и то же событие — разницы не увидишь», — замечает Ирина Панченко.

По мнению Ивана Юдинцева, печатные СМИ умирают потому, что их легче придушить. «В интернете очень трудно закрыть возможность доставки плюралистической информации. В газетах это сделать легче. Ещё легче — на телевидении. Поэтому печатные СМИ всё чаще соответствуют старой шутке: столб — это хорошо отредактированное дерево. Наши газеты — это хорошо отредактированные деревья в духе минимум двух редакционных политик. Одна — федеральная, другая — холдинговая. Так что столб получается очень хорошо обтёсанный».

Фото: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Дек 9, 2017
Отечество осталось. А пророка больше нет 
СМИ учатся показывать рекламу под настроение, которое сами же и создают
Речевые клопы и СМИ как источник заражения