Авиадиспетчеры контента

Кто такие медиакураторы и зачем они нужны?

Представьте себе авиадиспетчера. Он принимает самолеты, заходящие на посадку на вверенный аэродром. Если этих самолетов будет в одной точке чуть больше, тогда произойдет как минимум заминка и необходимость захода на второй круг (а это трата времени и энергии), а как максимум — катастрофа. Один самолет сверх лимита может внести сумятицу в стройную работу системы. 


 

Каждый конкретный пользователь — это посадочная полоса, на которую с разной скоростью приземляются пакеты контента. Если вы подписаны на большое количество «самолетов» с контентом, вам сложнее воспринимать, обрабатывать и осмысливать его. Эту метафору приводит Эрин Киссейн в своей книге «Основы контентной стратегии», которую я порекомендую редакторам сайтов.

Конечно, каждый пользователь сам является «авиадиспетчером», формируя свои подписки, ленты в соцсетях и посещая выбранный круг сайтов. Но он с радостью делегирует эти задачи профессиональному… И вот здесь загвоздка. Какой термин вставить? Журналисту? Нет, журналист находит истории. Редактору? Нет, редактор определяет политику отбора контента с позиции издания.

Так появляется фигура медиакуратора. Это, по сути, авиадиспетчер, который сажает на аэродром пользователя (новостные ленты, агрегаторы информации) самолеты информации в нужном объеме, с нужной периодичностью и в удобном формате.

Три кита медиастратегии — важность, интересность и полезность. Нельзя просто выдавать информацию, не заботясь об указанных ее свойствах для потребителя. Но в том-то и сложность задачи, ведь это не абсолютные значения. У каждого из нас свое понимание, что важно, что интересно и что полезно. 

 

ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАКУРАТОРСТВА

Благодаря медиатехнологиям, мы имеем возможность формировать вокруг себя то информационное пространство, которое нам интересно и необходимо. И пользователи часто идут по одному и тому же алгоритму. Сначала человек, получающий доступ к большому объему информации, на радостях подписывается на все, что хоть как-то откликается на потребности и интересы.

Затем «посадочные полосы» быстро перегружаются. Человек начинает тратить кучу времени на разгребание лент. Потом пользователя начинает мучить совесть: «Я подписался на рассылки, а времени все это читать нет». В голове начинает образовываться каша из скандала с форумом АТЭС и пермским министром, новостей о том, что «Звездные войны» снимает Disney, а новые исследования показывают, что у Земли не одна, а пять Лун.

Информация требует постоянного тонуса, человек старается отбрасывать лишнее, забрасывать в сервисы типа Pocket какие-то статьи, теша себя надеждой в стиле «сейчас некогда, прочитаю позже». Не прочитает. Я удаляю из Pocket все статьи, которые старше трех дней. Просто потому, что если я за три дня к ним не вернулся, значит, не так они важны оказались.

Здесь человеку очень пригодилась бы помощь специалиста по наведению информационного порядка.

Суть медиакураторской работы заключается в следующем: обрабатывать потоки информации, отбирать значимое, делать краткую выжимку сути, добавлять ценность, находить и проверять источники, расставлять приоритеты, давать ссылки, интриговать и привлекать. То есть делать то, что сделает контент куратора ценным для потребителя.

КУРАТОР — ЭТО НЕ ОТДЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ, НЕ ОТДЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КОТОРОЙ СРОЧНО НУЖНО УЧИТЬ В ВУЗАХ. ЭТО СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Самым неочевидным для понимания является, на мой взгляд, «добавленная ценность информации». Сбор информации по темам, указание источников — здесь все понятно: это техника, которую могут делать алгоритмы и специализированные приложения. А вот с «добавленной ценностью» не все так просто. Куратор работает на этом направлении несколькими способами:

•   СДЕЛАТЬ КРАТКУЮ ВЫЖИМКУ Куратор должен быть достаточно подкованным специалистом в своей теме, чтобы иметь возможность вычленять только самое важное из большого объема информации. Он должен выдать своему читателю то, на основе чего тот примет решение — идти ли дальше по ссылкам, которые для него отобрали. Пользователи будут всегда ценить, когда сложный и большой объем информации подается в укороченном и упрощенном для понимания виде.

•   ОРГАНИЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ Мало просто отобрать факты, мнения и прочее. Важно сделать это в удобной форме и в соответствии с темой. Ценность здесь складывается из всего объема, а не от отдельных частей. В дополнение к выжимке организация информации дает не просто выжимку, но показывает информацию из различных источников (и типов источников — фото, видео, твиты и т. п.), давая многомерное представление о предмете.

•   ПИСАТЬ САМОМУ Крайне редко можно обойтись просто набором ссылок и выжимкой из чужих текстов. Для того чтобы собрать вместе различные источники, куратор должен объединить их в одном тексте, написать его. Добавить по возможности собственные материалы, факты и мнение. Насчет «добавить свое мнение», кстати, нет однозначной позиции среди медийных специалистов. Кто-то считает, что куратор — это больше технический специалист. Кто-то полагает, что куратор — это технический специалист, чьему мнению аудитория доверяет, и поэтому высказывание мнения добавляет веса контенту.

•   ДОБАВИТЬ КОНТЕКСТ Если контент — это король, то контекст, по-видимому, — бог. Глобально это и есть основная работа куратора: постоянно вращаться в контексте, вылавливать его на сопредельных территориях, создавать контекст из, казалось бы, разрозненных тем. Куратор, как правило, завязан на обновляемой информации. Но не стоит думать, что в этом случае контекст — это «подтянутые» с помощью плагина Related Posts статьи по теме.

Работа с контекстом — это умение к новостной информации «подтянуть» информацию из других источников, нарисовать картину с динамикой (новость) и с подобранным информационным фоном и связями. Это тоже добавляет ощутимую ценность работе куратора.

Важное замечание по всем вышеперечисленным пунктам: куратор должен быть скептиком. И если репортеру нужны как минимум два источника, чтобы подтвердить информацию, то куратор не должен себя ограничивать в источниках. Потому что, создав контент и контекст на основе ложной информации, он создает нечто большее, чем просто фейковую новость. Он создает фейковый контекст. Так он теряет свой вес как создателя добавленной ценности отобранной информации.

 

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Мой интерес к кураторству начался несколько лет назад, когда я осознал, что количество источников информации, которые замыкаются на мне, переросло мыслимые пределы и в этой какофонии, как мне показалось, я теряю что-то интересное. Особенно это касалось Twitter и Facebook, ленты которых буквально разрывались от гремучей смеси нужного и ненужного, важного и проходного. Эти сервисы я давно перестал воспринимать как коммуникативные. Для меня они — основные источники той информации, которая мне важна, интересна и полезна.

Большая часть пользователей социальных сервисов просто потребляют контент. Они не комментируют, не постят. Просто читают. Поэтому объяснима популярность новостных аккаунтов, которые, как правило, редко вступают в общение с пользователями. Они не требуют общения, но выдают кучу отобранной информации.

Осознав, что захлебываюсь, я решил: мне нужны какие-то инструменты, которые помогут фильтровать контент. В тот момент Twitter и Facebook запускали функции списков. Я разбил свои ленты на списки, в которые включил пользователей, генерирующих информацию по темам. Стало проще, но не идеально. Потом я настроил в Flipboard свои ленты, превратив его в универсальный информационный хаб для себя.

В итоге мои ленты при том же (а теперь уже даже большем) количестве источников стали более полезными, интересными и важными. Из них я черпаю то, что повышает мою информированность по нужным мне темам, что обучает меня, и то, что в конце концов попадает в мой блог. Собственно, вот и иллюстрация того, как пользователь может эволюционировать.

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СТОРОНА СИЛЫ

Информационные сайты, новостные ресурсы, блоги, аккаунты соцсетей, видео- и фотохостинги… Авторы и редакторы этих ресурсов не так часто задумываются о том, кто и как их читает и смотрит. Они привыкли считать себя просто генераторами контента, а максимум, что готовы делать для его дистрибуции, — разместить кнопочки like, share, tweet или запостить RSS-ленту в «Яндекс.Новости».

Я помогал португальским коллегам с локализацией их новостного проекта Niiiws, который отбирает новости по географическому принципу (география + язык). Одной из моих задач была подготовка набора источников для приложения. И я столкнулся с проблемой: далеко не все российские национальные издания имеют нормальные RSS-потоки. То есть когда информация разбита по рубрикам и подрубрикам, для каждой из которых есть отдельный RSS-поток. Такая организация обеспечивает доступ к конкретным темам, что чрезвычайно удобно.

Новостийщики часто забывают, что тематические потоки привлекают больше вовлеченных читателей, чем общая лента. Но, увы, очень часто редакторы информационных лент мыслят не категориями вовлеченного чтения, а категориями кликов, которые к вовлеченности не имеют никакого отношения. Для них важнее кликнуть на ссылку, получить +1 к посещаемости и продать под это рекламу.

Здесь сталкиваются две парадигмы: журналистика и коммерция. Тут все зависит от редактора, сможет ли он наладить компромисс между этими сторонами. Вопрос не в том, что настройка тематических RSS-фидов каким-то образом сократит количество кликов. Это нонсенс. Редактору просто нужно принять факт: такие ленты нужны. Сделать их несложно. Зато это облегчит агрегацию и дистрибуцию контента.

Читатель должен четко понимать, где он может получить то, что его интересует, а не иметь одну ленту, в которой соседствуют новости про «Звездные войны» и свадьбу Сердюкова.

Издания должны быть готовы к тому, чтобы стать источником, сегментированными потоками для медиакураторов. Это, по моему мнению, условие выживания в современном, перенасыщенном информацией мире.

КУРАТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ СКЕПТИКОМ. СОЗДАВ КОНТЕНТ НА ОСНОВЕ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОН СОЗДАЕТ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПРОСТО ФЕЙКОВУЮ НОВОСТЬ. ОН СОЗДАЕТ ФЕЙКОВЫЙ КОНТЕКСТ

 

ХОЧЕШЬ БЫТЬ КУРАТОРОМ — БУДЬ ИМ

Подчеркну: куратор — это не отдельная профессия, не отдельная специализация, которой срочно нужно учить в вузах. Это система с открытым кодом, если можно так выразиться. Существует некая эволюционная цепочка, которую проходит пользователь в своем развитии. Сначала он просто потребляет информацию. Потом он начинает ее фильтровать, формировать подборки контента и становится куратором. А потом, на основе отбираемой информации, — и создателем контента.

Человек может стать куратором как для себя, так и для различных кругов подписчиков. Куратором может быть редактор, блогер, педагог, эксперт коммерческой компании, чиновник. Кураторство — это процесс переплавки вала информации в структурированные упакованные потоки. Ну и, кроме всего прочего, куратор служит образовательным целям в своих нишах. Он всегда на информационном острие. 

Иллюстрации: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Авг 6, 2018
Как написать диплом и получить от этого удовольствие
СМИ привлекают подписчиков едой и алкоголем