Доверие, эмпатия, умение удивлять

Три составляющие успеха медиа 

«Где бы мы с вами ни собирались, все время везде одна и та же обстановка, как будто мы из этого зала и не выходим, в какой бы регион ни приехали», — с этой шутки Владимир Путин начал общение с журналистами на V медиафоруме «Правда и справедливость». А ведь организаторы постарались — впервые собрали более 500 представителей нашей профессии не в Санкт‑Петербурге, а в Калининграде, открыв для многих самый западный город России. И все же медиафорум действительно продолжил традиции, и многие вопросы, поднятые на нем, относятся к разряду «вечнозеленых».

 

ХОЧЕШЬ ДЕНЕГ — МЕНЯЙСЯ

Главный редактор Russia Beyond Всеволод Пуля даже вывел топ-3 «болевых точек», которые (в тех или иных вариациях) обсуждаются на всех медиафорумах: будущее «печатки», сосуществование медиа и блогеров, интеграция СМИ в платформы. Может быть, это связано с однотипностью проблем, которые никак не удается решить. Вот, например, для печатных СМИ постоянная головная боль — непрозрачность формирования тарифов на доставку «Почты России». По словам заместителя гендиректора «Почты России» Инессы Галактионовой, методика формирования тарифов разработана еще в 2007 году и с тех пор не менялась. Тогда в себестоимость было решено включать технологические операции, которые начинаются с газетных узлов. Но вот отдельные особо ретивые региональные почтовики пытаются заключать договоры на доставку тиражей не только до центрального узла субъекта, но и до районных узлов. Хотя, согласно правилам распространения по подписке, все это должно входить в общую цену подписного тарифа. А центральное руководство «Почты России» то ли не знает об этом, то ли притворяется.

Как обычно, пришли к выводу: «печатку» хоронить рано: реальный доход по-прежнему приносят не сайты и соцсети, а старые добрые газеты. Другой вопрос, что средства доставки контента до потребителя меняются, и нужно успевать внедрять новые технологии, учиться и развиваться. Именно таким — меняющимся локальным медиа предназначены средства государственной поддержки, которые, кстати, с этого года увеличиваются. Планируется, что ими будет охвачено больше редакций. Но для этого тоже нужно проявить расторопность — заявки на господдержку печатных СМИ в этом году будут приниматься лишь до 31 мая.

 

ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ? НУ И ПУСТЬ!

Другая «вечная» тема — сохранение основ журналистской профессии, которые по разным причинам размываются. Например, интернет убрал порог выхода к широкой публике. Любой мало-мальски сведущий эксперт может нарастить аудиторию, которая по количественным показателям сравнится с журналистскими публикациями. Таким образом, ключевой задачей для «специалистов цифрового мира» (а к ним можно отнести и журналистов, и блогеров) становится построение взаимоотношений с потребителями информации и их сообществами.

Но здесь как раз у СМИ преимуществ больше. Всеволод Пуля выделил три составляющие «формулы успеха»: создавать доверие, вызывать эмоции и удивлять. Первое здесь — самое главное, ведь в потоке информации для потребителя важно найти то медиа, которое безукоризненно выполняет факт-чекинг, исключая возможность фейков.

Успех в борьбе за внимание читателей принесут и грамотно настроенные инструменты фильтрации. К слову, потенциал печатных изданий тут вполне может быть востребован, ведь газета дает целокупную («от сих до сих») картину мира, что по душе многим читателям, уставшим от бесконечного и бессмысленного серфинга в интернете. И здесь простой ход — рассылка ПДФ-версий по электронной почте — может, как ни странно, нарастить лояльную аудиторию.

Когда говорят об основных угрозах журналистской профессии, неизменно вспоминают про «нашествие роботов». Но и эту угрозу нужно превратить в возможность. «Роботы могут освободить журналистов от рутинной работы, чтобы больше времени осталось на работу подлинно творческую», — считает директор по медийной экосистеме ВКонтакте Сергей Паранько. Действительно, пусть боты пишут сводки погоды, но о том, почему она меняется, наверное, все же лучше сумеют рассказать люди.

 

ЖУРНАЛИСТ — НЕ «ЗАСЛАНЕЦ»

Рассуждали и о возвращении позитива на страницы печати. «О новых кораблях, новых дорогах, новых отелях становится возможно говорить. А раньше это считалось признаком «джинсы». Мол, если ты о чем-то хорошем говоришь, значит, тебе заплатили. Сейчас эта тенденция преодолевается», — сказал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.

На форуме стало известно, что уже скоро у журналистов появится свой знак отличия и признания — звание «Заслуженный журналист России».

Жаль только, что на детальное обсуждение проблем самих журналистов и отрасли в целом не хватило времени.

Фото: ОНФ; Kremlin.ru
Сообщить об ошибке
Апр 9, 2018
Интервью с начинающим журналистом
Ради (из‑за) чего репортеры лишаются работы в 2018 году — в обзоре ЖУРНАЛИСТА
Где и как просить деньги на журналистику