Шерше ля Telegram!

ЖУРНАЛИСТ прочитал свежее исследование о том, как журналисты и PR-специалисты стран СНГ используют мессенджеры в своей работе

В 2017 году мир прошел через новую реперную точку в развитии массовых коммуникаций: количество пользователей Интернета через смартфоны превысило количество пользователей Интернета через компьютеры. Смартфоны стали гаджетом номер один во всем мире.

Недавнее исследование, проведенное авторами из России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана показало, что мессенджеры стали одними из самых востребованных приложений и среди специалистов медиа. Авторы опросили 256 экспертов из числа практикующих (то есть работающих по специальности не менее 3 лет) журналистов и специалистов в области связей с общественностью.

Основной вывод проекта может показаться банальным: мессенджеры стали основным инструментом профессиональной коммуникации, вытеснив SMS и мобильную телефонную связь. Оно и понятно: мессенджеры дешевле и удобнее. Кроме того, в них можно использовать мультимедиа, шифровать сообщения и создавать групповые чаты. Стикеры выводят эмоционирование на новый уровень, а боты автоматизируют коммуникацию.

Многие респонденты предпочитают писать друг другу в Viber, Telegram, Facebook Messenger, а не звонить по телефону. А традиционные СМС сейчас отправляют друг другу разве что представители среднего и старшего поколений.

Какие задачи решают специалисты медиа при помощи мессенджеров? На первом месте — оперативная связь с журналистами, пиарщиками и источниками информации. Вот как прокомментировала это журналистка из Беларуси:

Между собой в отделе мы в основном общаемся только с помощью мессенджеров. С героями помоложе тоже нередко приходится переписываться. Так быстро и удобно передавать важную информацию. Иногда у героев остается мой номер, и, когда у них появляется информация, они сбрасывают ее или фото в мессенджер. Когда весь день много общаешься, если появляется возможность написать или позвонить — проще написать. Это менее эмоционально затратно.

мессенджеры — наиболее короткий путь к потребителю

Другим важным открытием стало отношение к подписке на новости и просмотру ленты новостей. Опрошенные эксперты оказались скорее пассивными получателями, нежели активными распространителями информации: почти в два раза больше респондентов отметили, что больше потребляют, а не распространяют новости через мессенджеры.

Мы спросили экспертов о стикерах, ботах, аудио- и видеофайлах. Оказалось, что только 45 % экспертов используют стикеры, 36 % отметили наличие ботов в PR и журналистике. А вот аудио- и видеосообщения отправляют 78 % опрошенных.

О противостоянии социальных сетей и мессенджеров эксперты высказываются по-разному. Основной принцип остается прежним: «Для нас важно быть там, где просто есть какая-то аудитория и где ее легче зацепить», — сказал один из опрошенных. Некоторые эксперты указывают на высокую перспективность использования мессенджеров в журналистике. Вот как это сформулировал один из экспертов:

Думаю, что мессенджеры — наиболее короткий путь к потребителю. Технически, они простые в использовании, не требуют затрат трафика и времени. Рассылка в Viber, к примеру, более таргетированная и куда дешевле, чем иные способы продвижения.

С другой стороны, социальные сети успешно адаптируются к смартфонам и тоже содержат сервисы персональных сообщений. Дальнейшая эволюция информационно-коммуникационных технологий покажет, во что разовьются мессенджеры и как их будут использовать журналисты.

 

Источник: Быков И.А., Градюшко А.А., Ибраева Г.Ж., Турдубаева Э.О. Мессенджеры в профессиональной коммуникации журналистов и PR-специалистов в странах Евразийского экономического союза. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2018. №2. С. 4-13.

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Окт 18, 2018
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: