Разработка & Человечность

Анна Савина — главный редактор издания о медиа и дизайне Accent рассказала ЖУРНАЛИСТУ как редактору быть полезным в технологическом стартапе и зачем вдохновлять работников медиа.

Чем вы занимаетесь?

Я работаю в онлайн-издании о медиа и веб-дизайне Accent, которое создано компанией Setka. Она делает инструменты для digital-редакций. Фактически Setka — это IT-стартап, который вырос внутри издательского дома Look At Media, а сейчас работает самостоятельно.

Я работала и в Look At Me, и во многих других онлайн-изданиях, и много писала о стартапах, технологиях и бизнесе. Но для меня в новинку работать в технологической компании такого размера — я много об этом узнала благодаря журналистской работе, но на практике все совсем по-другому.

То, чем занимается ваше медиа – это что? Бренд-журналистика?

Тут пока нет устоявшихся терминов — кто-то называет эту сферу контент-маркетинг, кто-то — бренд-журналистика или еще как-то. В любом случае, у нас есть несколько целей.

С одной стороны, мы хотим делиться знаниями в области цифровых медиа и веб-дизайна и вдохновлять людей, которые работают в этой сфере. И эта часть не имеет никакого отношения к продукту Setka — мы просто выбираем спикеров, которые кажутся нам интересными и прогрессивными, и расспрашиваем их о том, как они работают.

С другой — мы хотим помочь пользователям продуктов Setka, и поэтому мы много пишем об основах веб-дизайна, типографике, способах использования Setka Editor и т. п. Кроме того, мы хотим использовать блог для обмена знаниями с сообществом разработчиков WordPress. Но этот раздел еще не запустился.

На какие успешные проекты в бренд-журналистике вы равняетесь?

Если говорить о зарубежных примерах, то мне нравятся блоги компании Casper — это американский производитель матрасов. Они делают целых два блога. У них есть Casper Blog — смешной сайт обо всем, что касается сна и отдыха, с кликбейт-заголовками и коротенькими материалами. А еще они издают Van Winkle’s — независимое серьезное издание, которое публикует материалы о научных исследованиях, связанных со сном, работой мозга и т.п. Это совершенно разные по тону и стилю издания, которые подходят для разных аудиторий; одно — для заработавшихся миллениалов, а второе — для людей постарше. Кроме того, они проводят интересные события — например, Sleep Symposium, на котором выступают и молодые художники, и люди вроде [известного американского медиаменджера] Арианны Хаффингтон.

Еще мне нравится издание, которое делает сервис для маркетинг-автоматизации Intercom. У них есть какие-то статьи про сам продукт, но в целом это просто очень хороший сайт о стартапах и бизнесе с массой полезных советов, которые могут пригодиться, даже если вы не используете сервис. Кроме того, они издают хорошие электронные книги о дизайне, менеджменте, клиентском сервисе и т.п. с очень продуманным дизайном и выпускают подкаст. Из российских блогов мне нравится Тинькофф-журнал и блог Amplifr.

Ваш проект вырос из издательского дома Look At Media — отличается ли Accent от других медийных проектов этой компании?

Я писала для The Village и для Wonderzine, но в штате работала только в Look At Me, так что могу сравнить только с ним. В Accent процессы организованы похожим образом, но в целом это разные издания с разной тематикой, так что мне сложно проводить параллели. Конечно, как шеф-редактор Look At Me я интервьюировала дизайнеров, арт-директоров и сотрудников медиа, но на этом сходства заканчиваются.

Если говорить о дизайне, то Accent действительно сильно связан с другими проектами Look At Media. Для верстки постов мы используем инструмент Setka Editor, который основан на CMS Look At Media, а арт-директор Setka — Сергей Родионов, который работал в The Village и Hopes&Fears.

Что нужно журналисту, чтобы влиться в стартап?

Работа в редакции отличается от стартапа: в технологических компаниях больше дисциплины, структуры, более продуманная система постановки задач и их приоритизации.

Мне кажется, важны две вещи. Во-первых, нужно быть любопытным, интересоваться сферой, в которой вы работаете, и не бояться задавать вопросы коллегам — они точно могут посоветовать какие-то курсы, объяснить непонятные вещи или указать на внутренние документы, которые надо прочитать.

Во-вторых, важно разобраться в том, как работает продукт, который разрабатывает компания, научиться им пользоваться, расспросить разработчиков про непонятные функции, изучить Help Center и т .д.

Как устроена работа редакции?

Я пишу сама и заказываю тексты нашим внештатным авторам, организовываю съемки в разных городах (мы всегда снимаем наших героев сами), работаю с командой разработки и дизайн-отделом. Пока у нас есть две главные рубрики. В разделе «Вдохновение» мы пишем о медиа-профессионалах со всего мира. Например, недавно я интервьюировала эксперта по дрон-журналистике Мэтта Уэйта, а до этого — арт-директора издания The Outline Стефана Эльбаза. Кроме того, рассказываем про то, как работают разные редакции: мы уже писали о международном бизнес-издании Quartz, голландском политическом сайте De Correspondent, немецком лайфстайл-журнале Freunde von Freunden и т.д.

В разделе «Практика» мы создаем что-то похожее на микроэкнциклопедию веб-дизайна. Мы объясняем, как использовать сетки, как работать с фотографиями, просим нашего арт-директора давать советы по верстке шаблонов для разных типов постов и т. п. Скоро мы собираемся запустить раздел, в котором будем публиковать колонки наших разработчиков — это позволит нам работать с сообществом WordPress и делиться опытом и с техническими профессионалами.

Как бы вы сформулировали свою миссию? Accent же сделан не только для продажи продукта?

Да, конечно. Мы пытаемся вдохновить коллег по индустрии и показать им, как они могут усовершенствовать свое издание или блог вне зависимости от того, пользуются ли они продуктами Setka или нет. Не все наши спикеры делают издания на WordPress, так что их советы могут быть полезны тем, кто хочет повысить трафик, наладить работу редакции или улучшить что-то еще.

Кроме того, мы стараемся делать эксклюзивные материалы о зарубежных изданиях — конечно, о них можно прочитать и на английском, но нам важно напрямую общаться с западными коллегами — в личном разговоре можно получить намного больше полезной информации, чем из СМИ. Например, мы делали интервью с Quartz, De Correspondent, говорили с сотрудниками The Outline и дизайнером Джоном Маэдой — мы видим, что российские читатели положительно отзываются о таких материалах.

Сложность заключается в том, что мы выпускаем материалы на двух языках, и иногда надо объяснять зарубежной аудитории русский контекст

Например, скоро мы выпустим на английском интервью с редакцией российского независимого издания TV2 — нам кажется, это будет интересно читать в Америке, потому что там многие думают, что в России нет независимых СМИ.

Как вы подбираете темы и героев? 

Нет единого рецепта, но самое главное правило для нас — выбирать героев так, чтобы интервью с ними было интересно прочитать через несколько месяцев или год. Мы выпускаем 2-3 поста в неделю, так что для нас важно, чтобы материалы не устаревали и оставались полезными и вдохновляющими долгое время.

 Делаете ли вы что-то для регионов?

Мы постоянно работаем с региональными изданиями: многие из них используют Setka Editor и Setka Workflow. Кроме того, у нас есть регулярная рубрика про русскоязычные медиа — обычно мы говорим с людьми из регионов России или из СНГ.

Думаю, было бы здорово, если Accent связывал маленькие медиа и крупные международные издания с большими бюджетами. Мы пишем и о тех, и о других, и надеюсь, у нас получится сделать такую базу знаний, которая может быть полезна вне зависимости от того, где вы начинаете строить свою компанию.

Кто важнее в онлайн-издании: автор, редактор, дизайнер, разработчик или продюсер? 

Важно, чтобы все работали наравне. Setka появилась во многом благодаря тому, что в Look At Media не относились к разработчикам как к второсортным сотрудникам, которые должны выполнять указания редакции. Все создавали внутренние инструменты вместе и прислушивались к мнению друг друга.

В Accent для меня тоже важно постоянно общаться с нашим арт-директором — часто идеи авторов могут кардинально измениться в ходе обсуждения с дизайн-отделом. Невозможно придумать рубрику или формат и потом попросить дизайнера ее «оформить» — это совсем неправильный подход, потому что любой медиа-формат — это сочетания контента и дизайна.

Что касается конфликтов, то, может, мне повезло, но я с ними почти не сталкиваюсь. Думаю, если все участники дискуссии уважают друг друга, всегда можно выбрать какой-то правильный вариант, придумать материал, ввести новую функцию или сделать что-то еще.

Почему вы выпустили плагин Setka Editor для Wordpress?

На WordPress создано 27%  всех сайтов в интернете, так что выпустить плагин было логичным шагом, чтобы достучаться до широкой аудитории. Setka Editor интегрируется и с другими платформами, но WordPress особенно важен, потому что на нем сделаны миллионы блогов и изданий (включая многие крупные медиа — например, Quartz и Vice), а мы хотим создавать инструменты именно для них.  

Часто СМS не объединяет сотрудников, а разобщает их. Могут ли все участники медиа быть на одной волне? 

Мне кажется, современные инструменты для редакций и блогеров как раз стремятся избавить людей от этих проблем: в некоторых русскоязычных изданиях, с которыми мы говорили для Accent, есть специальный человек, который загружает тексты в «админку», а все остальные боятся к ней притронуться и что-то сломать.

Важно, чтобы так больше не происходило: блогеры не зависели от дорогостоящих разработчиков и могли сами верстать посты, а медиа могли пользоваться инструментами, которые дают им максимальную гибкость и позволяют экспериментировать. Разработчики Setka Editor пытаются решить эту проблему с помощью стилей — то есть блогер или сотрудник издания выбирает для всех постов наборы шрифтов, фирменные цвета, возможно, верстает мини-шаблоны для цитат или других элементов. Благодаря этому не нужно принимать массу мелких решений, когда ты верстаешь каждый пост, все основные параметры заданы. Мне кажется, именно такие микрорешения создают страх, что ты что-то нажмешь и все сломается. 

Справка

Анна Савина — главный редактор издания о медиа и дизайне Accent. Ранее была редактором «Секрета фирмы», шеф-редактором Apparat и Insights.VC, а до этого — шеф-редактором Look At Me. Сотрудничала с Meduza, Slon, Arzamas, VC.ru, Wonderzine, Quartz, Freunde Von Freunden и другими российскими и зарубежными изданиями. Создатель еженедельной email-рассылки лучших лонгридов о технологиях, дизайне и медиа.

Фото: accent.setka.io
Сообщить об ошибке
Июн 5, 2017