Иерархия элементов на газетном развороте

Разворот как единое пространство: простые способы упорядочить верстку и сделать ее осмысленной

Большинство изданий в России выходит в формате А3. Когда читатель берет в руки большую газету (А2, например), он, скорее всего, будет читать ее постранично, перегибая развороты против корешка и дальше складывая страницы до удобных пропорций. Газеты же меньших форматов человек обычно не складывает, а читает как книжку, удерживая все издание в развернутом виде. То есть малоформатное издание предстает перед читателем не в виде страниц, а как серия разворотов. Соответственно, планируя оформление номера, разворот нужно рассматривать скорее как единое пространство, а не как две поставленные рядом страницы.

Пространство это должно быть иерархически организовано. Так мы покажем читателю, какие истории, с нашей точки зрения, являются наиболее важными (ценными, необычными), какие — менее важными. Таким образом, мы, с одной стороны, облегчаем читателю взаимодействие с изданием, с другой — формируем невербальное сообщение для читателей о том, во что мы верим, какую аудиторию мы хотим привлечь, что для нас самих важно и интересно.

 

СПОСОБЫ ВЫСТРАИВАНИЯ ИЕРАРХИИ:

1.   РАСПОЛОЖЕНИЕ. Чем ближе к верху и центру, тем важнее.

2.    РАЗМЕР. Чем больше места занимает материал, тем скорее он будет воспринят как важный. (Размер материала не значит размер текста. Под материалом понимается совокупность элементов, которые относятся к одной истории: фото, заголовки, инфографика.)

3.   НАЛИЧИЕ ФОТОГРАФИЙ, их размер, количество, содержание. Фотография привлекает больше внимания, чем текст. Большая фотография привлекает еще больше внимания. Большая фотография с ярким содержанием будет точно замечена всеми. Большое количество фотографий сигнализирует, что редакция потратила дополнительные усилия для производства материала, а значит, считает его более важным. Так же работает инфографика.

4.   РАЗМЕР (ВЕРНЕЕ, «ВЕС») ЗАГОЛОВКА, его начертание и структура. Заголовочные комплексы материалов первого, второго, третьего и менее значимых уровней вы последовательно оформляете в соответствии с выбранными для каждого уровня стилями. Каждый уровень должен явно отличаться от других, визуально не должно возникать никаких сомнений, какой стиль «главнее в иерархии».

 

Давайте посмотрим, как более осмысленная иерархия элементов на развороте делает газету более читабельной и привлекательной. Другие инструменты (например, типографика, использование цветов, дизайн колонтитулов, модульная сетка) не обсуждаются и не затрагиваются.

У ГЛАВНОГО ТЕКСТА НЕТ НОРМАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ

Частая ситуация. Но для подчеркивания «главности» текста достаточно расположить материал (в центре наверху) и использовать стиль оформления заголовков первого уровня (здесь — «тяжелая» гарнитура, сложный заголовочный комплекс). Но главная иллюстрация все равно должна быть. Не важно, что она относится к второстепенному материалу, коль скоро иерархия читателю ясна. Здесь слабое фото также дополнено подписями и превращено в фотографику. Снимок режется разворотом. Некоторые типографии могут такое печатать, но следите, чтобы разрез не шел через содержательно важные элементы фотографии.

 

ЕСЛИ ТИПОГРАФИЯ НЕ МОЖЕТ ПЕЧАТАТЬ ФАЛЬШРАЗВОРОТЫ

•   Возможность ставить фото «на разрез» — важный инструмент. Поговорите с типографией: действительно ли это за пределами их технических возможностей. Но если и так, то можно обойтись и без разрезания.

•   В таких случаях старайтесь поставить главный снимок как можно ближе к корешку. Правая или левая полоса — не имеет большого значения.

•   Фотография (фотоблок) не может быть маленькой: я бы сказал, что не менее четверти рабочего поля полосы, а лучше — от трети и больше.

•   Чем больше текст, тем больше сопровождающая его фотография. Полосный текст потребует полосной иллюстрации.

•   Планируйте разворот так, чтобы там были один-два сравнительно больших текста и несколько маленьких. Это даст больше свободы. Худшая ситуация — два одинаковых по размеру текста.

 

ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ

Иерархически выстроенные развороты газеты («Интекс-Пресс», Беларусь) без использования средника. Вверху — разворот, где много материалов, из которых один — главный («Выбери свою дорогу…») и один — второстепенный («Эксперимент…»). Четыре фото, собранные в блок, относятся к главному материалу и с визуальной точки зрения являются единой иллюстрацией. Внизу — решение для фотополосы, где только один материал, но много снимков.

 

Как выстроить иерархию элементов на развороте

Одна из московских районок. Проблемный разворот

•   НЕПОНЯТНО, КАКОЙ МАТЕРИАЛ ГЛАВНЫЙ. Все заголовки одинаковые, неконтрастные, неинформативные.

•   ТРИ ФОТОГРАФИИ ПРИМЕРНО ОДНОГО РАЗМЕРА, и все — почти ни о чем: какой-то ветеран, какие-то элементы и женщины, которые на эти штуковины смотрят.

•   РАЗВОРОТ НАПОМИНАЕТ КАКОЙ-НИБУДЬ РАЗВАЛ НА СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ, где в сарайчике худой товар разложен в одинаковые кучки с одинаковыми ярлычками. Читателю предлагается самому рыться в этих кучках, разбираясь в преимуществах товара и его необходимости. Скорее всего, мимо такого прилавка читатель пройдет.

ИЕРАРХИЯ ЭЛЕМЕНТОВ И ЗАГОЛОВКОВ.

Тот же разворот — с выстроенной иерархией материалов. Понятно, что главная здесь публикация — это история про ветерана-матроса. Достигается это за счет выдающегося «веса» заголовочного комплекса, размера фото и центрального расположения публикации. Ярко выраженная вертикаль делает фотографию драматичнее, хотя сам по себе портрет никакой.

1.   ЗАГОЛОВОК ПЕРВОГО УРОВНЯ. Он должен отличаться по «весу» — быть самым «тяжелым». «Вес» — совокупность таких факторов, как кегль шрифта, площадь, которую занимает заголовочный комплекс (длина фразы, наличие и длина подзаголовка), плотность гарнитур, цвет. Даже если такой заголовок окажется не в верхней части разворота, не должно оставаться сомнений, что он главный.

2.   ЗАГОЛОВОК ВТОРОГО УРОВНЯ. Материалов второго уровня, скорее всего, у вас будет несколько (здесь — два). От главного материала они отличаются стилем заголовка: другое начертание (здесь — нежирный сериф) и структура (здесь — одноуровневый заголовок против заголовка с подзаголовком). 

3.  Маленькая идея, КАК СДЕЛАТЬ НЕИНТЕРЕСНУЮ ФОТОГРАФИЮ БОЛЕЕ РАБОТАЮЩЕЙ. Иногда снимок можно превратить в «фотографику» (гибрид фото и инфографики). Тексты «про ветеранов» — часто самые скучные тексты, которые публикуются в газетах. Но посмотрите внимательнее на этот дежурный портрет (очень плохой). За каждой из медалей есть маленькая или большая история, целая цепочка воспоминаний. Расскажите эти истории. Сделайте хотя бы так: обозначьте медали цифрами, а рядом напишите, что это за медаль, за что человек ее получил и какая маленькая или большая история была с этой наградой связана.

 

ДОСТАТОЧНО ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ.

Для оформления разворота достаточно и одной иллюстрации (если оформлять две отдельные полосы, то понадобятся уже две иллюстрации). Лучше поставить одно хорошее большое фото, чем десять маленьких, но плохо читаемых. Если у вас мало ресурсов, экономьте их: планируйте один снимок на разворот, но такой, который не стыдно поставить крупно

Иллюстрация: shutterstock.com; из архива автора
Сообщить об ошибке
Июл 10, 2018
Отечество осталось. А пророка больше нет 
СМИ учатся показывать рекламу под настроение, которое сами же и создают
Речевые клопы и СМИ как источник заражения