Фотография в лицах

Теги: 

Об особенностях своей работы ЖУРНАЛИСТУ рассказали несколько представителей Национальной ассоциации профессионалов фотоиндустрии

Активное развитие фотоиндустрии порождает высокую конкуренцию. Фотографам постоянно нужно находить новый взгляд на привычные вещи. Успешного фотографа ассоциируют с конкретной картинкой, а заказчики обращаются к нему, если им нравится его видение мира. Те, кому не удается «совпасть» с заказчиком, рискуют навсегда уйти с рынка или остаться невостребованными.

Об особенностях своей работы ЖУРНАЛИСТУ рассказали несколько представителей Национальной ассоциации профессионалов фотоиндустрии (НАПФ).

 

Почему вы начали заниматься фотографией? Как получилось, что вы решили связать с этим жизнь?

Владимир Щукин (Санкт-Петербург)

— Я с детства любил черный цвет или отсутствие света. Меня интриговала таинственность, присущая этому цвету и возможность бесконечного воображения. Я любил фантастические книги, связанные с космосом. Когда мне было 12 лет, мама записала меня в районный фотокружок, я понял, что это мое. Что это мой мир, и я с удовольствием могу погружаться бесконечно долго в его тайны. Я был счастлив, когда мне подарили мой первый фотоаппарат «Смена 8М».

Сначала был бизнес, связанный с продажей фототоваров, потом я осознал, что это не мое и открыл рекламную фотостудию, теперь понимаю, как был наивен и что это тоже не совсем мое, так как. рассматриваю фотографию только как творческий процесс, а не единственный способ зарабатывания денег. Я был бы счастлив связать свою жизнь с творческим процессом, присущим фотографии как искусству, и воплощать этот подход во всех жанрах фотографии.

Антон Уницын (Новосибирск)

— У меня не было ни мечты, ни осознанного желания заниматься фотографией. Камера нашла меня случайно, я использовал ее, чтобы переснимать пропущенные лекции в университете. Постепенно я стал снимать мир вокруг и увлекся. В то время, в далеком 2006 году, я был студентом и учился на физика. Я всегда хотел стать ученым. У меня была мечта изобрести что-то такое, что изменило бы жизнь вокруг к лучшему. Пока я учился, фотография постепенно превратилась в хобби и стала занимать все больше и больше моего времени. На втором курсе аспирантуры я понял, что больше не хочу связывать свою дальнейшую судьбу с наукой, и в качестве нового инструмента движения к своей мечте изменить мир к лучшему, выбрал фотографию. 

Сергей Стрельников, руководитель крымского отделения НАПФ

— На этот вопрос может ответить Господь Бог, — его ответом будет Тишина и Вечность или Зигмунд Якобович Фрейд, но его ответ мне не нравится, так как у него на все вопросы ответ один. Я не знаю. Напишите, что это был нелегкий выбор на тернистом пути сомнений и бессонных ночей, когда рациональное боролось с бессознательным, но долг, любовь к Родине и вера в коммунизм победили.

 

Как и где вы учились фотографии? Как развивали творческое видение? Какие советы можете дать тем, кто только встал на этот путь?

Владимир Щукин

— Когда я начинал заниматься фотографией, не было возможности найти достойное обучение этому роду деятельности. В Советском Союзе фотографию не считали искусством. В мое время не было таких больших возможностей для обучения фотографии, как сейчас, в современной России. В основном приходилось учиться по книгам и фотографиям известных мастеров. И в России номером один для меня всегда был Александр Лапин. Я с большим усердием и пристрастием изучал его литературу по фотографии, его лекции и мастер-классы.

В 2008 году я закончил школу рекламной фотографии Игоря Сахарова. Это также произвело на меня неизгладимое впечатление и позволило мне открыть глаза на технические возможности фотографии.

Я всегда старался «видеть», а не «смотреть», ловил моменты в музеях, на выставках. Следил за творчеством современных русских фотографов. Путешествовал, будучи моряком, и впитывал культуру каждой страны, которую посещал. Причем для этого совсем необязательно иметь фотоаппарат. Нужно просто впитывать душой эти впечатления. Сравнивать их, давать оценку, видеть разницу и при этом наслаждаться красотой или ее отсутствием.

Все знают, как развивать творческое видение, но не каждый может это выдержать психологически и финансово. Это бесконечный процесс. Существуют дом, семья, дети, обязанности и рутина, которые тормозят процесс развития художника. Если у вас нет уверенности, что ваши близкие вас поймут и поддержат, то стоит дважды подумать, прежде чем вступать на тернистый путь творчества. А развиваться нужно постоянно. Как только ты остановишься, ты окажешься позади.

Творческое видение — это ваш почерк, ваше отличие и индивидуальная особенность восприятия окружающего мира. Если его не развивать, то ваше творчество станет бездушным ремеслом.

Антон Уницын

— Мне не довелось учиться фотографии. Наверное, это было связано с тем, что долго не было осознанного желания развиваться именно в этой области. Я просто старался снимать так, чтобы мне самому максимально понравился результат, радовался тому, что чувствовал прогресс в своих снимках. Только уже как вполне сложившийся автор я побывал на мастер-классах таких фотографов как Владимир Вяткин и Сергей Максимишин (призеры World Press Photo). Эти встречи повлияли на мое видение фотографии, но еще большее влияние на меня оказала книга А.Лапина «Фотография КАК», которую я прочел в 2010 году, готовясь преподавать фотографию в Новосибирском Государственном Университете.

Фото: Антон Уницын

Желая поддержать развивающихся фотографов, я организовал в прошлом году собственную творческую мастерскую, специализирующуюся на индивидуальном обучении. Идея очень проста — групповое обучение дает групповой результат, что девальвирует ценность навыков и знаний как в коммерческом, так и в творческом плане. Ведь абсолютно такими же компетенциями обладает вся группа, прошлые выпуски, а также будут обладать будущие. Чтобы получить уникальный результат — нужен индивидуальный подход, позволяющий раскрыть творческий потенциал фотографа. 

Сергей Стрельников

 — «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Ни одно учебное заведение не научит творческому видению. Это или есть, или нет. Если есть — можно развивать, как в спортзале со штангой, а учителя — жизнь и попутчики… У каждого можно учиться. Важно слушать и слышать, смотреть и видеть, уметь критически оценивать свою работу, но и знать себе цену. А потом ограбить банк, уехать в Париж, купить самых дорогих критиков, сделать персональную выставку в самой модной галерее и успех придет сам собой. Талант тут ни при чем.

 

Кто из других фотографов повлиял на вас и ваши работы?

Владимир Щукин

— Из Российских мастеров это Александр Лапин, Анатолий Бисинбаев и Игорь Сахаров. Из зарубежных Анри Картье-Брессон, Ирвинг Пенн, Хельмут Ньютон, Верушка.

Фото: Владимир Щукин

Антон Уницын

— У меня два любимых фотографа: Алекс Уэбб и Эллиотт Эрвитт. Помню, как в Дубае на церемонии награждения конкурса HIPA познакомился с Мишей Эрвиттом, сыном того самого моего любимого фотографа. Так я узнал, что, оказывается, у него русские корни. Надеюсь в ходе очередной поездки в Нью-Йорк познакомиться лично.

Сергей Стрельников

— Это Эдвард Стейхен, Альфред Стиглиц, Майкл Кенна, Жанлу Сьефф, Анри Картье-Брессон, Николай Свищев-Паола, Ричард Аведон, Федерико Феллини, Андрей Тарковский… Ну и еще около 10 000 художников, музыкантов, режиссеров и писателей.

 

Тяжело ли продвигать себя в вашем регионе, и насколько услуги фотографа являются востребованными?

Владимир Щукин

— Сейчас стало очень тяжело, а раньше можно было вообще не продвигать, хватало сарафанного радио, если ты стоящий фотограф. Это связано с развитием интернет-технологий: стало много социальных сетей, появилось больше предложений. Фотографов стало больше, чем заказчиков, но весь этот рынок с трудом можно связать с классической фотографией. Я мог бы дать много объяснений этой тенденции.

Антон Уницын

— Хорошая фотография продает себя сама через один из самых действенных маркетинговых каналов — сарафанное радио.

Сергей Стрельников

— Да, тяжело. Мой регион — вся Россия и это действительно тяжелый региончик… Вот видите, вы даже формулируете в вопросе устойчивое сочетание «услуги фотографа». Если речь идет о фотографе (художнике, композиторе…), продвигать нужно не услуги, а самого автора, представлять потенциальному зрителю его творчество, талант. А зритель где? Свадьбы? Похороны? Выпускной в детском садике? «Лайки» в соцсетях? Зрителя нет. Вдумчивого, внимательного, доброжелательного, а главное, заинтересованного. Есть потребители услуг.

 


Фото: Сергей Стрельников
 

Сотрудничаете ли вы с региональными СМИ? Если да, то с какими?

Владимир Щукин

— Я не вижу искреннего интереса со стороны СМИ и вообще со стороны культурной России в освещении событий в жизни современной российской фотографии как серьезного искусства.

Косвенно я знаком с работой фотокорреспондента из рассказов близких друзей и знаю подноготную и тягости их профессии: отсутствие карьерного роста, неадекватные загрузки, профессиональный риск. Творчеству там места нет.

Антон Уницын

— Сотрудничаю. Sib.fm. NGS в основном.

Сергей Стрельников

— Нет, не сотрудничаю. СМИ — безнаказанное зло высшей пробы нашей сегодняшней действительности. 98 % всех печатных изданий и интернет ресурсов — сжечь. Оставить только газету «Правда» и журнал «Журналист».

 

Как вы считаете, нужны ли штатные фотографы в региональных СМИ или можно ограничиться фрилансерами?

Владимир Щукин

— В СМИ нужны и те, и другие. На штатного фотографа можно повесить административную работу, работу дизайнера и прочие обязанности, как делают многие компании, нанимающие его в штат.

А фрилансеры позволяют разнообразить работу компании, сделать ее более интересной, раскрыть событие с разных точек зрения. Но, видимо, не у всех хватает финансов для такой работы.

Антон Уницын

— Рынок уже ответил на этот вопрос. Зачем держать штатного фотографа, если можно эффективно достигать тех же целей, работая с фрилансерами, при меньших вложениях? 

Сергей Стрельников

— Нужны фотографы. А как их называть — дело десятое. Штатными, заштатными или фрилансерами —не имеет значения. Я ценю профессионализм и стабильность в любой профессии, а напитки типа «Три в одном» не употребляю принципиально.

 

Случалось ли, что ваши работы использовали без разрешения на публикацию?

Владимир Щукин

— Лично мои работы пока не использовали без разрешения, но вот у моих друзей фотографов такое происходило не раз. Хотя Россия и подписала Европейскую конвенцию об авторском праве несколько лет назад, но в области авторской фотографии у нас творится полное бесправие. Контроль со стороны государства отсутствует, в суде добиться справедливости без хороших адвокатов и финансовых вложений невозможно. А используют чужие фотографии, наверно, половина всех российских интернет-сайтов, и это у них называется приличным словом — «парсить».

Многие авторы возможно даже не догадываются, что их авторские фотографии уже давно приносят прибыль другим. Если в офлайне такое встретишь уже довольно редко, то в онлайне на каждом шагу. Кстати, в Европе авторское право на фотографии защищено очень сильно и охраняется специализированными службами, в том числе государственными. Штрафы за эти нарушения там огромны и мало кто рискует воровать. У нас же, видимо, советское прошлое сказывается: «Не своруешь — не проживешь!»

Сейчас, конечно, есть серьезные методы защиты фотографий, но они требуют значительного времени для внедрения и достаточно дороги для многих индивидуальных авторов.


Фото: Владимир Щукин

Отчасти поэтому я и мои близкие по духу друзья — фотографы объединились в Национальную ассоциацию профессионалов фотоиндустрии.

Вместе гораздо проще решать многие проблемы, а их у фотографов немало. К тому же мы организовываем коллективные и авторские выставки фотографий, как в России, так и за рубежом. Мы активно сотрудничаем с Федерацией Европейских Фотографов (FEP) и уже очень скоро станем полноправными членами этой организации. Думаю, у нашей Ассоциации (НАПФ) очень хорошие перспективы в сфере популяризации Российской авторской фотографии. Сейчас в нашем коллективе уже достаточно много признанных мастеров фотографии, но мы открыты для всех талантливых людей, которые воспринимают фотографию, как искусство самовыражения.

Антон Уницын

— Нет, такого со мной не случалось.

Сергей Стрельников

—Да, было дело. Подал в суд. Суд я проиграл, судью подкупили. После суда набил морду ответчику.

 

Где можно увидеть ваши работы?

Владимир Щукин

— Я публикую свои работы только по прошествии определенного времени, требующегося лично мне для того, чтобы понять заслуживает ли моя работа внимания зрителя. Вначале я показываю ее своим близким друзьям, потом коллегам фотографам и гостям моей мастерской. Я наблюдаю за реакцией зрителя и делаю выводы для себя, достойна ли эта работа публичного показа. Но при этом отрицательное мнение даже большинства зрителей не является поводом для отказа в публикации. Иногда я откладываю работы в стол на срок 3-5 лет и более в надежде, что просто сам еще не созрел для ее художественной оценки.

Также я размещаю свои работы на ежегодном конкурсе Федерации Европейских Фотографов, где тоже проверяю отношение Европейского зрителя к своим работам. На моем персональном сайте представлено достаточно работ за последние годы, чтобы сложилось впечатление о деятельности фотографа. Также коллекции моих работ размещены на сайте художественной галереи Art-revolver.

Антон Уницын

unitsyn.com

Сергей Стрельников

— Ищите и обрящите… Если я открою все тайные места, где мои работы можно увидеть, исчезнет интрига.

Фото: Сергей Стрельников

 

Как вы находите общий язык с клиентами?

Владимир Щукин

— Большая часть моих клиентов с пониманием относится к моим просьбам и требованиям для проведения успешной фотосъемки. Абсолютно с каждым клиентом я провожу предварительное собеседование перед фотосессией, и многие меня понимают и даже помогают в процессе подготовки к ней. Я всегда пытаюсь объяснить будущей модели, что она должна разделять ответственность за успешную фотосессию с фотографом обоюдно и быть в этом заинтересована, в том числе финансово. Компромиссы здесь возможны, но совсем небольшие —пока они не мешают успешному процессу фотосьемки.

За последние 15 лет было пару случаев разногласий с клиентом, и при этом наши отношения заканчивались при первой встрече. Вспоминается показательный случай со съемкой ювелирных украшений. Сначала была сделана пробная фотосъемка нескольких украшений в соответствии с ТЗ. Увидев результат, клиент был в искреннем восторге. Далее была определена стоимость работы фотографа и дизайнера-ретушера для 500 изделий — 65000р. В ответ от заказчика я услышал следующую просьбу: «Можно ли при уменьшении количества изделий на треть, уменьшить общую стоимость на половину?» Ответ — отрицательный! В таких вопросах компромиссы недопустимы, потому что это неизбежно отражается на качестве работ и в итоге на репутации фотографа.

Антон Уницын

— Я предпочитаю работать только с «моими» клиентами. Это люди, которые смотрят похожим образом со мной на мир, на фотографию. Они понимают ценность того, что я делаю, и мне не приходится объяснять почему это нужно снять так, а это иначе. Если я вижу, что клиенту нужно какое-то другое видение, я прямо об этом говорю и советую фотографов, которые его разделяют.

Фото: Антон Уницын

Фотография для меня — это любимая работа, и я не хочу расставаться с этим ощущением, идя на компромиссы со своим творческим видением.

Сергей Стрельников

— С умным заказчиком общий язык нахожу сразу, а деловые отношения со временем перерастают в дружбу. Иные «клиенты» меня не интересуют, мы с ними живем в разных измерениях.

 

Насколько велика конкуренция среди фотографов и какими качествами необходимо обладать, чтобы эту конкуренцию выдержать?

Владимир Щукин

— Да нет никакой конкуренции среди настоящих фотографов — они очень многогранны, их трудно сравнивать. Этот термин «конкуренция» применим только к совсем начинающим фотографам и к «Человеку с фотоаппаратом», который пришел в эту сферу деятельности, чтобы банально заработать денег! Для первых настоятельно рекомендую обратиться к опыту мастеров, уверен им удастся избежать массу критических ошибок. От себя лично я уже сделал предупреждение в виде трактата об Авторской фотографии. А последним я просто соболезную.

Антон Уницын

— Все зависит от сегмента, в котором вы будете анализировать рынок. Чтобы выдержать конкуренцию есть несколько стратегий. Для меня фотография — это в первую очередь творчество, поэтому я предпочитаю развивать свое видение, свой творческий уровень. Хотя для коммерческого успеха — это не самый эффективный канал. Для меня важно, чтобы то, чем я занимаюсь, доставляло радость и удовольствие.

 

Существуют ли предрассудки насчет фотографии?

Владимир Щукин

— Отвечу афоризмами:

•   Купи фотоаппарат и стань фотографом

•   Купи Айфон 10 вместо студийного света

•   Все фотографы маньяки

•   Вся фотография документальна

•   Фотограф — это профессия

•   Чем дороже фотокамера, тем лучше фото

•   Во всем виноват Фотограф.

•   Что купить — Canon или Nikon?

•   Снимаю все

•   Отфотошопим.

Антон Уницын

— Из-за того, что сегодня у каждого человека есть опыт случайного, бездумного фотографирования, есть мнение, что все фотографии создаются так же. В массе зритель менее склонен искать в фотографии глубину и смысл, чем, например, в кино. Ведь мало у кого есть опыт «случайной» съемки фильма, а вот в фотографии даже шедевр может снять любой и совершенно случайно. Правда снять это еще полбеды. Надо еще и понять ценность того, что ты снял. Я люблю повторять студентам фразу, которая является для меня квинтэссенцией фотографии — хорошую фотографию может сделать каждый, не каждый может понять, что он ее сделал.

Сергей Стрельников

— Ага. Есть два предрассудка и одна загадка. Первый предрассудок о том, что фотографию изобрели инопланетяне, хотя все знают, что это были китайцы. Второй, Хассельблад — это человек. Нет, Хассельблад — это языческий бог, которому поклоняются все фотографы, но не у всех есть деньги на жертвоприношения ему. А загадка следующая. Никто не знает, почему у фотоаппарата объектив круглый, а фотокарточки получаются прямоугольные.

Фото: shutterstock.com; из личных архивов фотографов
Сообщить об ошибке
Авг 24, 2018
Как поймать идею и заинтересовать ею главного редактора
 Что такое умные и автоматизированные продажи рекламы и почему современному издателю нужно ими заниматься
Издательства используют СМИ для продвижения товаров