Почему стоит участвовать в фотоконкурсах

О чем нужно помнить участникам

Наверное, каждый фотограф и каждый фотожурналист хотя бы раз в жизни участвовал или испытывал желание участвовать в конкурсе. И это совершенно естественно — нет такого фотографа, который бы работал «в стол», то есть снимал и никому не показывал результаты работы. По сути своей, фотография не может существовать без зрителей, фотограф не может расти, совершенствоваться, двигаться вперед без обратной связи со зрителями. Фотожурналистам проще — их работы публикуются каждый день, и обратная связь в той или иной форме существует всегда.

Однако такое явление, как фотографические конкурсы, — это особая статья: фотоконкурсы позволяют наглядно видеть через сравнение уровень мастерства, уровень креативности каждого. Фотоконкурсов сейчас море, такого не было никогда в истории фотографии — конкурсы международные и национальные, конкурсы творческих союзов и спортивных обществ, конкурсы ежегодные и ежемесячные, документальной, свадебной, семейной фотографии, не говоря уже о портретных и архитектурных конкурсах. 

САМЫЙ ЗНАЧИМЫЙ, САМЫЙ ПРЕСТИЖНЫЙ ФОТОКОНКУРС В МИРОВОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ — ЭТО WORLD PRESS PHOTO, ВСЕМИРНЫЙ КОНКУРС ПРЕСС-ФОТОГРАФИИ, СУЩЕСТВУЮЩИЙ С 1955 ГОДА

Для фотографа конкурс — это возможность себя показать и людей, то есть их работы, посмотреть. Победа на конкурсе World или попадание в группу победителей в номинациях — это уже повод гордиться, повышать свою самооценку и оценку в глазах людей, чье мнение тебе ценно.

Участие в конкурсе и непопадание в шорт-лист — это не повод горевать, а повод задуматься над тем, правильно ли ты отобрал снимки для конкурса. Почему это важно? Потому, что конкурсы сейчас — это технология! Довольно глупо думать, что пошлешь десяток-другой своих карточек, которые ты считаешь хорошими, и тебя увенчают лаврами. В победители пройдут снимки, которые точно попадают в тренд момента и соответствуют господствующему сейчас мнению.

Для повышения «проходимости» снимков необходимо анализировать номинации конкурса и четко понимать, куда ты посылаешь свои фото. Ошибка в номинации в большинстве случаев автоматически выкидывает ваши снимки из соревнования. Но доброе к фотографам жюри может перенести их в другую номинацию и, более того, выдернуть из вашей серии одну хорошую карточку и наградить ее! Так делается не от хорошей жизни — бывает неудачно составленная серия, которая не имеет шансов на победу, но в ней есть хороший кадр, который изымают из серии и пускают в номинацию одиночных кадров, в которой у него этот шанс есть. Сам по себе имеет, в серии — нет. Невнятная серия утопит хороший кадр… 

Крайне полезно посмотреть на состав жюри (в любом приличном конкурсе состав жюри публикуется) — он определяет корпус победителей. Если в жюри будут люди из New York Times, например, то можно с очень большой вероятностью назвать победителей. Если будут люди из французских и немецких изданий, то состав победителей будет несколько другой. Неопределенность увеличится, если жюри будет состоять из фотожурналистов, фоторедакторов, кураторов и критиков из Индии, Сингапура, Китая или Бангладеш.

Знание состава жюри, его, скажем так, идеологии, точное попадание в номинацию наравне с фотографическими достоинствами позволит вашим снимкам если не победить, то оказаться в первой линии. И это очень полезно для выработки бойцовского характера у фотографа, его волевого потенциала и стремления к победе. Помогает строже относиться к своим «шедеврам». Происходит своеобразное наращивание «фотографических мускулов». Суммарно это приводит к следующей ступени фотографического развития. 

ЗНАНИЕ СОСТАВА ЖЮРИ, ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ В НОМИНАЦИЮ НАРАВНЕ С ФОТОГРАФИЧЕСКИМИ ДОСТОИНСТВАМИ ПОЗВОЛИТ ВАШИМ СНИМКАМ ЕСЛИ НЕ ПОБЕДИТЬ, ТО ОКАЗАТЬСЯ В ПЕРВОЙ ЛИНИИ

Фотоконкурсы живут либо за счет спонсоров, либо за счет участников. Если организаторам не удалось втиснуться в список кормящихся от казны, то остается поиск генерального спонсора или группки спонсоров калибром поменьше. Если в этих усилиях организаторов постигнет неудача, то всегда есть способ заработать на платном участии — фотограф платит некую сумму за участие в конкурсах, например, 20-50 долларов. И за эти деньги победителям обещают что угодно — персональные выставки, книги, деньги просто так и деньги на доработку проектов. Наберется 300, 500, 5000 участников — и у организаторов будут деньги на хлеб. А может быть, и на хлеб с маслом. Я, разумеется, утрирую, но схема довольно прозрачна. Есть еще вариант уютной и почти домашней тусовки-конкурса, когда с вас берут какую-то незначительную денежку и на эти деньги вам печатают ваш выставочный кадр и вешают его на выставке. Тем самым убивают двух зайцев: дают людям возможность погордиться собой и загружают работой лаборатории, в которых сейчас по большей части тишина и покой — золотые деньки, когда снимки смотрели в отпечатке, а не на экране телефона, остались позади…

Если захотите участвовать в конкурсе, то внимательно прочтите условия! Особенно те мелкие строчки, в которых говорится о правах организаторов конкурса распоряжаться вашими снимками. Когда там написано про использование исключительно для рекламы конкурса — это нормально, когда же написано про любое другое использование, то лучше не участвовать — ваши снимки вам не будут принадлежать. 

World Press Photo 2017. Валерий Мельников победил с серией «Черные дни Украины» в номинации «Долгосрочные проекты»
World Press Photo 2017. Валерий Мельников победил с серией «Черные дни Украины» в номинации «Долгосрочные проекты»
World Press Photo 2018. «Мусорный ныряльщик» Кори Арнольда — лучшая фотография в номинации «Природа»
World Press Photo 2018. «Мусорный ныряльщик» Кори Арнольда — лучшая фотография в номинации «Природа»
Sony World Photography Awards 2013. Серия «Личность и общество. Реальность против иллюзий» Ильи Питалева стала лучшей в номинации «Текущие события»
Sony World Photography Awards 2013. Серия «Личность и общество. Реальность против иллюзий» Ильи Питалева стала лучшей в номинации «Текущие события»
Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина 2018. Гран‑при конкурса и 1‑е место в номинации «Моя планета (серии)». «Как я болела». Фото: Алена Кочеткова
Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина 2018. Гран‑при конкурса и 1‑е место в номинации «Моя планета (серии)». «Как я болела». Фото: Алена Кочеткова
Джастин Салливан, «Противостояние». 1‑е место в номинации «Главные новости (одиночные работы)»
Джастин Салливан, «Противостояние». 1‑е место в номинации «Главные новости (одиночные работы)»
Луис Тато, «Беспорядки в Кении после выборов». 1‑е место в номинации «Главные новости (серии)»
Луис Тато, «Беспорядки в Кении после выборов». 1‑е место в номинации «Главные новости (серии)»
World Press Photo 2018. 1‑е место в номинации «Люди (истории)». На снимке 14‑летняя Аиша, сбежавшая от боевиков «Боко Харам» (запрещена в РФ). Фото: Адам Фергюсон
World Press Photo 2018. 1‑е место в номинации «Люди (истории)». На снимке 14‑летняя Аиша, сбежавшая от боевиков «Боко Харам» (запрещена в РФ). Фото: Адам Фергюсон
World Press Photo 2018. Лучшей фотосерией в номинации «Окружающая среда» стала «Пустошь» Кадира ван Лохуйзена
World Press Photo 2018. Лучшей фотосерией в номинации «Окружающая среда» стала «Пустошь» Кадира ван Лохуйзена
World Press Photo 2018. 1‑е место в номинации «Окружающая среда». «В ожидании свободы». Фото: Нейл Олдридж
World Press Photo 2018. 1‑е место в номинации «Окружающая среда». «В ожидании свободы». Фото: Нейл Олдридж
World Press Photo 2016. Сергей Пономарев, «Кризис беженцев в Европе». 1‑е место в номинации «Общие новости (истории)»
World Press Photo 2016. Сергей Пономарев, «Кризис беженцев в Европе». 1‑е место в номинации «Общие новости (истории)»

Самый значимый, самый престижный фотоконкурс в мировой фотожурналистике — это World Press Photo, всемирный конкурс пресс-фотографии, существующий с 1955 года, когда группа голландских фотографов создала международный фотоконкурс для расширения аудитории фотожурналистики до глобального уровня. Ежегодный конкурс собирает тысячи участников и десятки тысяч снимков из множества стран. Победа в этом конкурсе — это 
Sony введение фотографа в некий «зал славы», знак признания его значения и роли в современной фотожурналистике. За годы существования WPP в нем участвовали десятки советских и российских фотографов, 121 из них стал лауреатом этого фотоконкурса, в 2017 году сразу четыре — Елена Аносова, Кристина Кормилицына, Валерий Мельников, Сергей Пономарев.

В 2018 году выбор жюри («Фотография года» и по три приза в девяти категориях) отразил болевые точки нашего мира, определил современные тенденции в мировой фотожурналистике.

«Фотографией года» был признан снимок Ronaldo Schemidt, фотографа агентства Франс Пресс, на котором изображен горящий заживо человек на митинге в Венесуэле. В XXI веке мощную конкуренцию этому конкурсу составил другой — Sony World Photography Awards. Он состоит из четырех самостоятельных конкурсов с явным акцентом на молодых фотографов и студентов, изучающих фотографию и фотожурналистику. Наши фотографы ежегодно участвуют в этом конкурсе и занимают хорошие места — в 2015 году Валерий Мельников занял второе место со своей серией «Черные дни Украины», а годом позже Илья Питалев победил в профессиональном конкурсе с темой про Северную Корею. Они оба работают в РИА «Новости», ныне МИА «Россия сегодня», и входят в элиту отечественной фотожурналистики.

ФОТОКОНКУРС ИМЕНИ АНДРЕЯ СТЕНИНА ПРИЗВАН СТИМУЛИРОВАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СЕГОДНЯШНЕЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ. В 2018 ГОДУ ОН СОБРАЛ БОЛЕЕ 6000 РАБОТ ИЗ 77 СТРАН

В России проводится множество фотоконкурсов, выбирайте сообразно своим вкусам и творческим амбициям! Уже десять лет существует фотофестиваль на кубанской земле — PhotoVisa, он обширен и знаменит, в его рамках проходят конкурсы фотографий и фотосерий; сейчас он переходит на формат биеннале, так что следующая PhotoVisa состоится в 2020 году.

В Сибири, в Тюменской области, уже 17 лет проходит Конкурс репортажной фотографии памяти Александра Ефремова. За эти годы он вырос из регионального во всероссийский. Александр Ефремов был очень популярен в Тюмени, был яркой фигурой среди сибирских фотографов. Он прилетел в Чечню в командировку и погиб на второй день второй чеченской войны. Александр Ефремов стал прототипом первого в России памятника «Жизнь за правду» в честь всех журналистов, погибших при исполнении профессионального долга. Памятник стоит на родине Ефремова, в Тобольске. Его друзья и коллеги при поддержке Союза журналистов и многих неравнодушных людей издали альбом его снимков, потом организовали выставку, из которой и вырос конкурс.

Но самый мощный и значимый в сегодняшней российской медиасфере — Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина. Его особенностью является возрастное ограничение для участников — от 18 до 34 лет. Андрей Стенин, фотокорреспондент РИА «Новости», погиб на Донбассе в свои 34 года, поэтому понятно такое ограничение по возрасту. Этот фотоконкурс призван стимулировать достижения молодежи в сегодняшней фотожурналистике и успешно это делает — в 2018 году он собрал более 6000 работ из 77 стран. Прием заявок традиционно открывается 22 декабря, в день рождения Стенина. Осенью 2019-го будут подведены итоги и объявлены победители. А в 2018 году Гран-при получила калужский фотограф Алена Кочеткова с пронзительной серией «Как я болела» про собственную борьбу с онкологическим заболеванием.

Сейчас информации о любых фотоконкурсах полным-полно, не ленитесь, находите интересный вам, посылайте работы, участвуйте и побеждайте! Все в ваших руках! 

Заходное фото: World Press Photo 2018. «Фотографией года» был признан снимок Роналдо Шемидта, фотографа AFP, на котором изображен горящий заживо человек на митинге в столице Венесуэлы
Сообщить об ошибке
Мар 18, 2019
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: