Как правильно сверстать «фоторепортаж»

Основные ошибки и правила

 «Сделай нам фоторепортаж с…» — так чаще всего ставят задачу корреспонденту и так чаще всего обрекают материал на бессмысленность. Ибо такая формулировка:

1)   не дает представления о том, в чем же история,

2)   подразумевает, что все можно и нужно снять в одном месте и примерно в одно время (как правило, речь идет о мероприятиях),

3)   требует того, чтобы фотографий было много, даже если все самое главное можно рассказать при помощи одного снимка,

4)   даже если снимки бестолковые, их все равно нужно ставить на полосу в одном номере, единым блоком, иначе будет не «фоторепортаж». В итоге полоса выглядит так, как будто на нее фотоаппарат стошнило случайными фотографиями. Посмотрим, что можно сделать (ну, и чего делать нельзя). 

 

ОШИБКИ РЕДАКТИРОВАНИЯ.

1)   Определитесь, что и зачем вы публикуете. Если просто лица местных жителей, то это должна быть именно серия портретов.

2)   Групповые портреты (в том числе чиновников) в этом случае не нужны.

3)   Как в любом тексте должна быть главная мысль, так и в подборке фотографий должен быть главный снимок. Здесь его нет.

4)   Сейчас центром композиции является текст, а он здесь не нужен совсем.

5)   Содержание всех снимков и планы практически одинаковы, трудно сказать, что каждый из них добавляет к рассказу.

 

ОШИБКИ ПЛАНИРОВАНИЯ. «Фотоотчеты» с «мероприятий», прошедших несколько дней назад, не нужны. Фото с мероприятий нужно ставить, если:

•   там что-то случилось, но тогда история — о том, что произошло,

•   нужно показать лица местных людей, чтобы люди узнавали себя, покупали газету (но это не должны быть начальники, и лица должны быть видны). Во втором случае текст не нужен, как не нужен текст и в приведенном справа примере. Чего только стоит начало: «Глава администрации городского поселения «Поселок Разумное» не любит пустых обещаний». Все так и кинутся читать.

 

МАЛЫЙ РАЗМЕР. Групповые фотографии и широкие планы заведомо будут нечитаемы, еслы вы ставите их на полторы колонки. Сейчас это просто потеря места.

 

ПЛОХИЕ ПОДПИСИ. Формально фотографии подписаны, но они несут или слишком мало, или совсем никакой инфомации: пустые и короткие.

 

ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ И МЕСТА

(без основного текста). Это фотозарисовка из газеты «Интекс-Пресс» из г. Барановичи в Беларуси. Журналист и фотокорреспондент поехали в деревню, не зная, что именно они там найдут. Фотографии, таким образом, не привязаны к какому-то сюжету. (Это чем-то похоже на ситуацию, когда корреспондента отправляют «на фоторепортаж».) Ничего не происходило. Материал — просто набор картинок-фактов, которые должны дать читателю почувствовать, что такое сейчас маленькая белорусская деревня. Так как нет сюжета, нет никакого развития, а есть набор открыток, то нет смысла делать какой-то общий текст. Вся описательная информация ушла в подписи к фото (они достаточно большие и информативные). Эта информация привязана к изображению и вместе с фото сама по себе представляет маленькую историйку. Одна историйка — одна грань жизни в деревне. Все вместе они дают более или менее цельную картину, какой ее увидели авторы.

•   ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СНИМОК. В материале есть совершенно очевидный главный снимок (он в центре), снимок второго уровня важности (там, где зеркало и радио), снимки третьего уровня и один четвертого (маленький портрет с цитатой). Главный снимок должен содержать в себе фокус публикации: там должны быть и главные герои, и главные эмоции, и самая ключевая информация в подписи.

•   РАЗВЕРНУТЫЕ ПОДПИСИ. Когда нет основного текста, фотографии становятся способом организации информации. В подписях обозначено, что и кто изображены на снимках и в какой ситуации, сообщается фактическая информация о деревне, добавляются цитаты героев. Все это требует места, что и должно быть предусмотрено версткой.

•   РАЗНЫЕ СНИМКИ. Фотографии отличаются по планам (общий, деталь), по содержанию (группа, портрет, объект или предмет), по динамике (статичное фото, взаимодействие героев, движение). Это делает всю картинку живой и разнообразной, ты видишь историю как бы со всех сторон. Важно, что журналисты не просто стояли на одном месте, а перемещались по деревне, сознательно искали то, через что можно рассказать про эту деревню.

 

ФОТОИСТОРИЯ

Это история из того же «Интекс-Пресса». Она о единственной в городе патронажной сестре, которая ухаживает за больными стариками, и о том, как она работает. Здесь есть история, сюжет, а значит, и основной текст. Хотя фотографии сделаны на протяжении нескольких дней, они как бы выстраиваются в описание одного дня, который читатель проживает вместе с сестрой Катей. День начинается с того, как Катя идет к больным, а далее описываются разные ситуации и проблемы, с которыми она сталкивается. Здесь есть центральный снимок, но остальные фотографии — примерно одного размера и веса, так как они представляют что-то вроде «кадров» документального фильма. Снимки по содержанию (ракурсы, планы, герои, действие) разные, хотя это и не так просто сделать, когда вы описываете день одного и того же человека и он почти всегда оказывается в кадре. В данном случае фотожурналисту пришлось доснимать кадры, которых не хватало.

•   КОМПОЗИЦИЯ. Здесь, по сути, есть лишь два уровня фотографий: главный снимок и остальные фото, которые его обрамляют. Это удобно, когда нужно разместить много фото в логической последовательности.

•   ПОДПИСИ. Так как есть основной текст, то подписи могут быть сравнительно короткими (сравните с предыдущим примером). Разного рода подверстки хорошо использовать, чтобы заполнить «дыры», образующиеся в схеме расположения.

•   РАЗМЕР. Эта история занимает разворот. Даже не беритесь планировать фотоисторию, если вы знаете, что на нее есть меньше полосы. Чтобы фотографии работали, им нужно место. 

Иллюстрация: shutterstock.com; полосы: «Интекс-Пресс», Барановичи, Беларусь
Сообщить об ошибке
Июл 12, 2018
Рекомендации экспертов по созданию качественного лонгрида
Все больше людей читают про моду. Но все меньше — в СМИ