Елена Упорова о «маяке» для российских подкастеров

«Если подкастинг в России все-таки получит достойное развитие, эта не очень толстая книжка станет историческим документом»

В издательстве «Аспект-Пресс» вышла книга С.С. Распоповой и Т. А. Саблиной «Подкастинг». В ней авторы уделили внимание истории происхождения подкастинга, его отличиям от радио, особенностям подкаста как речевого интернет-жанра. Отдельное место в книге занимают интервью с подкастерами и подходы к созданию подкастов для начинающих журналистов.    

Так случилось, что за два месяца до выхода этой книги ко мне обратился коллега из Словении с вопросом: «Ты не знаешь, что можно почитать про подкастинг на русском языке?». Я развела руками: «Продолжай читать на английском». 

Коллега долго и успешно работал ведущим на российской радиостанции, потом построил студию в Любляне, купил отличный рекордер, но вдруг обнаружил, что совершенно не понимает куда двигаться — и с технической точки зрения, и с точки зрения «упаковки» контента. В результате первый подкаст про Берлин глазами русскоязычных местных граждан мы монтировали 10 дней, постоянно ругаясь. Еще месяц у него ушел на записи, расшифровку и сценарий. 

В это же время мне позвонил повар из Казани с тем же самым вопросом. Повар раньше был блестящим пишущим журналистом, а вот теперь ему приспичило делать философские подкасты прямо из кухни маленькой кофейни в центре столицы Татарстана. Но он не знает как

И вот сейчас у меня в руках книга, что очень важно — на русском, что не менее важно — не учебник и не пособие, а исследование подкастинга на просторах рунета. Здесь собраны и проанализированы интервью «пионеров» и «комсомольцев» отечественного подкастинга, в которых они признаются в ошибках и делятся технологиями пока еще скромных достижений. Это как читать дневники первопроходцев какой-нибудь Арктики. Все немного не уверены и одновременно полны энтузиазма. Владея неплохой технической базой, чувствуют себя слепыми котятами. Если подкастинг в России все-таки получит достойное развитие, эта не очень толстая книжка станет историческим документом. А для тех, кто решительно и бесповоротно хочет делать подкасты, — маленьким маяком в густом тумане. 

когда у тебя перед ноутбуком лежит такая книжка, становится легче. Ты чувствуешь, что кто-то думает о тебе.

И давайте перестанем ругать слово «подкастинг», которое до сих пор подчеркивает русский Microsoft Word. Но он подчеркивает и название коренного малочисленного народа России нганосанов. От этого нганасаны не исчезнут. Исчезнут они от плохой жизни. Такое может случиться и с российским подкастингом. Поэтому так важно говорить о нем, обсуждать, исследовать, помогать подкастерам. 

Поверьте, это сложно — сделать хороший конкурентоспособный подкаст. Это не просто сесть у микрофона и что-то эгоистично рассказать про свои страдания или радости. Это большой труд, эмоциональная, вербальная, когнитивная нагрузка. И когда у тебя перед ноутбуком лежит такая книжка, становится легче. Ты чувствуешь, что кто-то думает о тебе.

Еще одна моя подруга, очень известный дизайнер перед сном слушала подкасты одного тоже очень известного образовательного проекта, в котором и я чуть поучаствовала. Она перестала спать. По утрам пила феназепам. Потом вдруг перестала слушать и стала прекрасно спать. 

Чем больше будет таких исследований, тем лучше будет спать аудитория и подкастеры, а российский подкастинг, наконец, сможет найти оригинальный и надежный путь в пока еще темном, часто пугающем лесу.

 


Фрагмент книги


 

Подкастинг в России появился практически в одно время с Америкой, и сразу же, как и на западе, стал развиваться в нескольких направлениях:

— подкасты-терминалы — вебсайты, которые поддерживают хостинг звуковых файлов. К западным подкаст-площадкам относят: ODEO, Singing Fish, Podcast Alley, Podcast News, Digital Podcast.  В России — это Russian Podcasting, основанный Василий Стрельниковым. RPOD не требует передавать исключительные права, он дает возможность опубликовать свои подкасты любому человеку;

— официальные подкасты эфирного радио, телевизионных каналов, интернет-СМИ, газет, журналов, крупных компаний. Так, на сайтах многих радиостанций функционируют архивы образовательных подкастов и  тематических программ, например, «Время джаза»,  «Футурошока», где идет обсуждение культурных феноменов настоящего и будущего с точки зрения экономики и промышленного производства и др. Подкасты на радиостанции «Маяк» посвящены военной истории, кулинарии, спорту. Частый гость «Маяка» — Евгений Стаховский и его подкаст по истории философии. Подкаст «Наука в фокусе» на радиостанции «Эхо Москвы», гостями которого являются химики и физики, биологи и астрономы, робототехники и геологи, рассказывает об актуальных проблемах естественных наук;

— подкасты — аудиоблогинги, которые создают пользователи блогов и социальных сетей. Они вместо того, чтобы писать тексты на интересующие их темы, делают аудиозапись той же тематики.

Вместе с тем, в функционировании подкастов в России есть свои особенности, которые обусловлены спецификой развития российских медиа. Россия — исторически являлась читающей страной, что позволяло аудитории СМИ знакомиться с информацией в удобное для нее время и без дополнительных средств (радиоприемник, телевизор, плейер). Как известно, чтение печатного текста требует от человека внимания и сосредоточенности. Читатель обладает высокой степенью свободы при контакте с печатными изданиями, что позволяет ему прервать чтение, возобновить его, сделать пометки на полях, подчеркнуть что-то и др.

В развитии русского общества газета и журнал играли очень важную роль, они сформировали русскую интеллигенцию. Под интеллигенцией понимают людей, которые занимаются умственным трудом, генерируют и воспроизводят культурные ценности. Россия традиционно является литературно-центристской страной, в основе ее культурного дискурса было печатное слово, в то время как в западном сознании всегда доминировало звучащее слово и музыка. Вероятно, это обстоятельство во многом определило то, что подкасты, основанные на звучащей речи, слабо развиваются в России. Об этом говорят саудпродюсеры и подкастеры разных лет.  Познакомимся с их высказываниями.

 

Василий Стрельников

Почему в России подкасты не прижились?  Наверное, потому, что русский человек сверхскромный. Дело в том, что в России нет развлекательных, вещательных традиций. Русские люди привыкли писать. Русскому потенциальному подкастеру очень сложно сесть перед микрофоном и что-то такое по-человечески записать и потом выложить. Все предпочитают свои чувства и настроения выкладывать в блогах и прятаться…

 

Сергей Пархоменко

Отношение к радио у нас немножко другое. Есть страны, где радио играет очень большую роль в общественной и в интеллектуальной жизнях. Но, например, В США есть National Public Radio (NPR, Национальное Общественное Радио), которое является важнейшим феноменом американской информационной, интеллектуальной и культурной среды. И огромное количество людей слушают по многу часов в день и относятся к нему с огромным доверием и уважением. Для Франции радио очень важная вещь. Там люди много слушают радио. В России пока спад интереса к радио. Когда-то на каждой кухне стояла радиоточка, и она работала. Люди к этому привыкали на всю жизнь. Потом у нас постепенно радио стало вытеснять телевидение. Но мне кажется, что интерес к звучащему слову возвращается по мере того, как жизнь людей становится более интенсивной, как в их жизнь входят новые средства доставки, в частности Интернет, который появляется везде и всюду. Сегодня мы находимся почти в постоянном доступе к интернету.

 

Елена Упорова

Почему в России подкаст — это тоска смертная? Сразу скажу, в России не любят радио так, как любят его в США или в Европе. Юрий Сапрыкин как-то сказал: «Тут бесполезно развивать мощную, альтернативную музыку, здесь Земфиру слушают и Шевчука, а то, что дальше, не знают. Вот на этих двух только и можно собрать большие концерты»

У нас радио всегда было рупором пропаганды.  Радио — черная тарелка, вечно что-то бубнящая или куда-то зовущая. Когда в 1990-е годы ушла с эфиров пропаганда, все восприняли это как самую большую радость. Эфир стал свободным, и первое, что произошло, — все ударились в музыкальное радио. Тогда, кстати, возникла радиостанция «Европа–плюс». Стало появляться разговорное радио. Радиожурналист Аркадий Ревенко в это время делал замечательные документальные записи разговоров старушек из деревень, по-моему, он их называл «открытки». В это время как-то по-другому зазвучала радиостанция «Юность», которая до этого выступала не очень интересно, но там был Визбор, там были репортажи, прямо вживую. В России не была сформирована разговорная культура, не было уважения к звуку, к радио, как таковому. Сколько не пытались поднимать независимых исполнителей, не получается, как в США, Австралии и Европе.

 

Артем Нужин

Тренд задает Запад. В России мы несколько не успеваем идти в ногу со временем. На данный момент не могу назвать нашу страну мировым лидером в звукорежиссуре. Безусловно, Россия полна талантов, есть профессионалы и самородки, которые очень хорошо разбираются в технике, но нам нужно стремиться к уровню западной звуковой культуры

 

Павел Федоровский

Наш подкастинг в 99 % случаев — это длинные речи перед ноутбуком о программировании или отсутствии счастья в жизни. Или о плохой музыке. Но аудитория-то у нас есть! Значит, есть надежда, что появятся веселые, отчаянные, талантливые подкастеры. Возможно, им будет полезно познакомиться с американскими удачными проектами: Heaven's gate, NYT, The Daily, Love and radio, Ear hustle, The truth, 99% Invisible with Roman Mars, Radiotopia, Voxmedia.

 

Виктория Некрасова

Низкая популярность подкастинга в нашей стране связана с тем, что мало качественного контента на русском языке и нет понимания того, как его монетизировать в России. Для создателей подобных материалов гораздо привлекательнее Youtube площадка с понятной монетизацией, наличием большой базы поклонников в стране, а также с предубеждением, что видео — это более яркая и «продающая» история. Продвижением подкастов в массы в России сегодня занимаются крупные новостные порталы (в частности, Meduza), взявшие технологию у западных изданий. Meduza не только создает подкасты, но и делает про них своего рода PR материалы.  Она объясняет своей аудитории, что это мировой тренд и что пользоваться подкастами удобно

Заходная иллюстрация: shutterstock.com; фото: aspectpress.ru; broadcasting.ru; echo.msk.ru; rschweppes.ru; из личных архивов Елены Упоровой, Виктории Некрасовой, Павла Федоровского
Сообщить об ошибке
мая 14, 2018
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: