Елена Упорова о «маяке» для российских подкастеров

«Если подкастинг в России все-таки получит достойное развитие, эта не очень толстая книжка станет историческим документом»

В издательстве «Аспект-Пресс» вышла книга С.С. Распоповой и Т. А. Саблиной «Подкастинг». В ней авторы уделили внимание истории происхождения подкастинга, его отличиям от радио, особенностям подкаста как речевого интернет-жанра. Отдельное место в книге занимают интервью с подкастерами и подходы к созданию подкастов для начинающих журналистов.    

Так случилось, что за два месяца до выхода этой книги ко мне обратился коллега из Словении с вопросом: «Ты не знаешь, что можно почитать про подкастинг на русском языке?». Я развела руками: «Продолжай читать на английском». 

Коллега долго и успешно работал ведущим на российской радиостанции, потом построил студию в Любляне, купил отличный рекордер, но вдруг обнаружил, что совершенно не понимает куда двигаться — и с технической точки зрения, и с точки зрения «упаковки» контента. В результате первый подкаст про Берлин глазами русскоязычных местных граждан мы монтировали 10 дней, постоянно ругаясь. Еще месяц у него ушел на записи, расшифровку и сценарий. 

В это же время мне позвонил повар из Казани с тем же самым вопросом. Повар раньше был блестящим пишущим журналистом, а вот теперь ему приспичило делать философские подкасты прямо из кухни маленькой кофейни в центре столицы Татарстана. Но он не знает как

И вот сейчас у меня в руках книга, что очень важно — на русском, что не менее важно — не учебник и не пособие, а исследование подкастинга на просторах рунета. Здесь собраны и проанализированы интервью «пионеров» и «комсомольцев» отечественного подкастинга, в которых они признаются в ошибках и делятся технологиями пока еще скромных достижений. Это как читать дневники первопроходцев какой-нибудь Арктики. Все немного не уверены и одновременно полны энтузиазма. Владея неплохой технической базой, чувствуют себя слепыми котятами. Если подкастинг в России все-таки получит достойное развитие, эта не очень толстая книжка станет историческим документом. А для тех, кто решительно и бесповоротно хочет делать подкасты, — маленьким маяком в густом тумане. 

когда у тебя перед ноутбуком лежит такая книжка, становится легче. Ты чувствуешь, что кто-то думает о тебе.

И давайте перестанем ругать слово «подкастинг», которое до сих пор подчеркивает русский Microsoft Word. Но он подчеркивает и название коренного малочисленного народа России нганосанов. От этого нганасаны не исчезнут. Исчезнут они от плохой жизни. Такое может случиться и с российским подкастингом. Поэтому так важно говорить о нем, обсуждать, исследовать, помогать подкастерам. 

Поверьте, это сложно — сделать хороший конкурентоспособный подкаст. Это не просто сесть у микрофона и что-то эгоистично рассказать про свои страдания или радости. Это большой труд, эмоциональная, вербальная, когнитивная нагрузка. И когда у тебя перед ноутбуком лежит такая книжка, становится легче. Ты чувствуешь, что кто-то думает о тебе.

Еще одна моя подруга, очень известный дизайнер перед сном слушала подкасты одного тоже очень известного образовательного проекта, в котором и я чуть поучаствовала. Она перестала спать. По утрам пила феназепам. Потом вдруг перестала слушать и стала прекрасно спать. 

Чем больше будет таких исследований, тем лучше будет спать аудитория и подкастеры, а российский подкастинг, наконец, сможет найти оригинальный и надежный путь в пока еще темном, часто пугающем лесу.

 


Фрагмент книги


 

Подкастинг в России появился практически в одно время с Америкой, и сразу же, как и на западе, стал развиваться в нескольких направлениях:

— подкасты-терминалы — вебсайты, которые поддерживают хостинг звуковых файлов. К западным подкаст-площадкам относят: ODEO, Singing Fish, Podcast Alley, Podcast News, Digital Podcast.  В России — это Russian Podcasting, основанный Василий Стрельниковым. RPOD не требует передавать исключительные права, он дает возможность опубликовать свои подкасты любому человеку;

— официальные подкасты эфирного радио, телевизионных каналов, интернет-СМИ, газет, журналов, крупных компаний. Так, на сайтах многих радиостанций функционируют архивы образовательных подкастов и  тематических программ, например, «Время джаза»,  «Футурошока», где идет обсуждение культурных феноменов настоящего и будущего с точки зрения экономики и промышленного производства и др. Подкасты на радиостанции «Маяк» посвящены военной истории, кулинарии, спорту. Частый гость «Маяка» — Евгений Стаховский и его подкаст по истории философии. Подкаст «Наука в фокусе» на радиостанции «Эхо Москвы», гостями которого являются химики и физики, биологи и астрономы, робототехники и геологи, рассказывает об актуальных проблемах естественных наук;

— подкасты — аудиоблогинги, которые создают пользователи блогов и социальных сетей. Они вместо того, чтобы писать тексты на интересующие их темы, делают аудиозапись той же тематики.

Вместе с тем, в функционировании подкастов в России есть свои особенности, которые обусловлены спецификой развития российских медиа. Россия — исторически являлась читающей страной, что позволяло аудитории СМИ знакомиться с информацией в удобное для нее время и без дополнительных средств (радиоприемник, телевизор, плейер). Как известно, чтение печатного текста требует от человека внимания и сосредоточенности. Читатель обладает высокой степенью свободы при контакте с печатными изданиями, что позволяет ему прервать чтение, возобновить его, сделать пометки на полях, подчеркнуть что-то и др.

В развитии русского общества газета и журнал играли очень важную роль, они сформировали русскую интеллигенцию. Под интеллигенцией понимают людей, которые занимаются умственным трудом, генерируют и воспроизводят культурные ценности. Россия традиционно является литературно-центристской страной, в основе ее культурного дискурса было печатное слово, в то время как в западном сознании всегда доминировало звучащее слово и музыка. Вероятно, это обстоятельство во многом определило то, что подкасты, основанные на звучащей речи, слабо развиваются в России. Об этом говорят саудпродюсеры и подкастеры разных лет.  Познакомимся с их высказываниями.

 

Василий Стрельников

Почему в России подкасты не прижились?  Наверное, потому, что русский человек сверхскромный. Дело в том, что в России нет развлекательных, вещательных традиций. Русские люди привыкли писать. Русскому потенциальному подкастеру очень сложно сесть перед микрофоном и что-то такое по-человечески записать и потом выложить. Все предпочитают свои чувства и настроения выкладывать в блогах и прятаться…

 

Сергей Пархоменко

Отношение к радио у нас немножко другое. Есть страны, где радио играет очень большую роль в общественной и в интеллектуальной жизнях. Но, например, В США есть National Public Radio (NPR, Национальное Общественное Радио), которое является важнейшим феноменом американской информационной, интеллектуальной и культурной среды. И огромное количество людей слушают по многу часов в день и относятся к нему с огромным доверием и уважением. Для Франции радио очень важная вещь. Там люди много слушают радио. В России пока спад интереса к радио. Когда-то на каждой кухне стояла радиоточка, и она работала. Люди к этому привыкали на всю жизнь. Потом у нас постепенно радио стало вытеснять телевидение. Но мне кажется, что интерес к звучащему слову возвращается по мере того, как жизнь людей становится более интенсивной, как в их жизнь входят новые средства доставки, в частности Интернет, который появляется везде и всюду. Сегодня мы находимся почти в постоянном доступе к интернету.

 

Елена Упорова

Почему в России подкаст — это тоска смертная? Сразу скажу, в России не любят радио так, как любят его в США или в Европе. Юрий Сапрыкин как-то сказал: «Тут бесполезно развивать мощную, альтернативную музыку, здесь Земфиру слушают и Шевчука, а то, что дальше, не знают. Вот на этих двух только и можно собрать большие концерты»

У нас радио всегда было рупором пропаганды.  Радио — черная тарелка, вечно что-то бубнящая или куда-то зовущая. Когда в 1990-е годы ушла с эфиров пропаганда, все восприняли это как самую большую радость. Эфир стал свободным, и первое, что произошло, — все ударились в музыкальное радио. Тогда, кстати, возникла радиостанция «Европа–плюс». Стало появляться разговорное радио. Радиожурналист Аркадий Ревенко в это время делал замечательные документальные записи разговоров старушек из деревень, по-моему, он их называл «открытки». В это время как-то по-другому зазвучала радиостанция «Юность», которая до этого выступала не очень интересно, но там был Визбор, там были репортажи, прямо вживую. В России не была сформирована разговорная культура, не было уважения к звуку, к радио, как таковому. Сколько не пытались поднимать независимых исполнителей, не получается, как в США, Австралии и Европе.

 

Артем Нужин

Тренд задает Запад. В России мы несколько не успеваем идти в ногу со временем. На данный момент не могу назвать нашу страну мировым лидером в звукорежиссуре. Безусловно, Россия полна талантов, есть профессионалы и самородки, которые очень хорошо разбираются в технике, но нам нужно стремиться к уровню западной звуковой культуры

 

Павел Федоровский

Наш подкастинг в 99 % случаев — это длинные речи перед ноутбуком о программировании или отсутствии счастья в жизни. Или о плохой музыке. Но аудитория-то у нас есть! Значит, есть надежда, что появятся веселые, отчаянные, талантливые подкастеры. Возможно, им будет полезно познакомиться с американскими удачными проектами: Heaven's gate, NYT, The Daily, Love and radio, Ear hustle, The truth, 99% Invisible with Roman Mars, Radiotopia, Voxmedia.

 

Виктория Некрасова

Низкая популярность подкастинга в нашей стране связана с тем, что мало качественного контента на русском языке и нет понимания того, как его монетизировать в России. Для создателей подобных материалов гораздо привлекательнее Youtube площадка с понятной монетизацией, наличием большой базы поклонников в стране, а также с предубеждением, что видео — это более яркая и «продающая» история. Продвижением подкастов в массы в России сегодня занимаются крупные новостные порталы (в частности, Meduza), взявшие технологию у западных изданий. Meduza не только создает подкасты, но и делает про них своего рода PR материалы.  Она объясняет своей аудитории, что это мировой тренд и что пользоваться подкастами удобно

Заходная иллюстрация: shutterstock.com; фото: aspectpress.ru; broadcasting.ru; echo.msk.ru; rschweppes.ru; из личных архивов Елены Упоровой, Виктории Некрасовой, Павла Федоровского
Сообщить об ошибке
мая 14, 2018
Оплата фрилансеров отличается в разных СМИ не только размером, но и методом расчета
Международная сеть изданий об искусстве и арт-рынке The Art Newsрaper принадлежит российской владелице Инне Баженовой.