Подкастинг в России: лидеры, особенности, перспективы

У подкастинга в России большое будущее

О подкастинге в России широко заговорили в 2017 году благодаря аудиоматериалам издания Meduzа. В Америке формат стал популярен уже с начала двухтысячных и пытался прижиться у нас задолго до Meduzа. Кто такие сегодняшние российские подкастеры и о чем они говорят, как устроен мир русскоязычных подкастов в iTunes и кто в нем лидирует, разбирался ЖУРНАЛИСТ

 

Подкасты сегодня живут на разных площадках (VK, SoundCloud, PodFM, ODEO, Singing Fish, Podcast Alley, Podcast News, Digital Podcast etc.). Но, на наш взгляд, основной все же остается iTunes, заработавший в России в 2012 году, после чего первопроходец и энтузиаст отечественного подкастинга Василий Стрельников закрыл свой исторический Russian Podcasting, сказав, что «похоже, российский подкастинг в полном порядке».

Картина интересов аудитории русскоязычного подкастинга в iTunes прослеживается довольно четко. Большой популярностью пользуются шоу о путешествиях, музыке, литературе, кино, а также подкасты, посвященные саморазвитию и изучению английского языка. Многие каналы принадлежат ужеизвестным редакциям, например, интернет-изданию Meduza, радио «Маяк», Europa Plus и Radio Record. Через подкастинг также распространяют свои идеи многие известные блогеры или просто медийные личности. К таким можно отнести YouTube-блогеров Юрия Дудя, Кирилла Скобелева и Андрея Курпатова.

Если посмотреть на общую панораму русскоязычного подкастинга — довольно сильно ощутима его неустойчивость. Об этом свидетельствует быстрая сменяемость рейтинга подкастов. Сегодня ты можешь занимать первую позицию чарта, а завтра о тебе все забудут — в принципе, все, как в мире медиа. На платформе уже обосновались некоторые «монополисты», «магнаты» подкастинга, но их авторитетное положение все же не гарантирует им стабильность.

 

КТО ЛИДИРУЕТ В ITUNES

Первое место в рейтинге среди русскоязычных подкастов за последние два года довольно часто занимает Radio Record, это программы радиостанции, которая начала вещать в эфире Санкт-Петербурга в 1995 году. Эта станция в силу ряда причин одной из первых покинула аналоговый эфир, чтобы продолжить свою радиожизнь только в интернете. 

БОЛЬШОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ ПОЛЬЗУЮТСЯ ШОУ О ПУТЕШЕСТВИЯХ, МУЗЫКЕ, ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО, А ТАКЖЕ ПОДКАСТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ САМОРАЗВИТИЮ

В этот рейтинг первых пятидесяти входят 22 подкаста именно радиостанций. Лидирующую позицию по количеству программ в iTunes занимает радио «Маяк», затем идет русскоязычная BBC.

В первые полсотни входят и восемь каналов новых медиа. Среди них интересные проекты Arzamas, «Постнауки», Look At Me, «Лайфхакера», «Кинопоиска».

В первой десятке возникает нашумевший проект 2017 года − подкаст видеоблога Юрия Дудя «ВДудь», где выкладываются аудиоверсии видеоинтервью. Персональных подкастов среди топ-50 только четыре. Мы видим, что аудиопрограммы по запросу в интернете пытаются функционально восполнить просветительскую лакуну, образовавшуюся в результате усиления развлекательной составляющей медиарынка. Подавляющее большинство популярных «iTunes шоу» аудиопередач выполняет образовательную функцию — 29 из первых 50. В основном это записи передач крупных радиостанций хронометражем в среднем от 15 до 50 минут.

Наиболее активно себя проявляет радиостанция «Маяк» − целых семь образовательных программ входит в лидеры рейтинга. Это «Хочу все знать» (рубрика «Маяка» «Вера. Надежда. Алексей», в которой ведущие Денис Николаев и Алексей Веселкин задают банальные вопросы экспертам из разных областей естественных наук), «Ликвидация безграмотности», «Говорим правильно», «Философия», «Русский мир. Истоки» и др. Подкасты этой радиостанции востребованы, понятны и удобны слушателю.

К образовательным еженедельным подкастам лидеров iTunes относятся программы русской службы BBC, которые позволяют изучать английский язык.

В основе подкастов Arzamas лежат курсы, или «гуманитарные сериалы», где специалисты гуманитарных наук читают лекции о культуре.

Разговоры о культуре в самом широком смысле — это и тема нового популярного подкаста Blitz and Chips портала Look At Me. Идет обсуждение кино, музыки, технологий, науки − всего, что сделано человеком и что меняет человеческую жизнь.

В форме интервью с известными лицами кино построены подкасты самого большого российского портала о кинематографе «Кинопоиск». 

 

РАЗНОВИДНОСТИ ПОДКАСТОВ

Тенденция к образовательной составляющей подкастов объяснима технологическими особенностями. Подкасты востребованы во время занятий монотонными видами спорта, прогулок, долгой поездки в транспорте, за рулем, когда есть время на фоновое вдумчивое прослушивание. Поэтому новостные и даже юмористические подкасты не так популярны — для такой тематики аудитория пользуется другими каналами.

Аудиопрограммы по заказу привлекают людей, которые хотят самостоятельно формировать потребляемый ими информационный контент, а также узнать новое в определенной специальности или в узкой области какого-либо увлечения. Кроме того, они позволяют автору максимально полно донести желаемую информацию до слушателя — чего не могут себе позволить традиционные вещательные медиа с ограниченным эфирным временем. 

Сегодня можно попытаться классифицировать русскоязычные подкасты в iTunes намного шире. Их можно разделить по разным категориям: функциональным, тематическим, а также по создателям.

Так, можно выделить три функциональных типа подкастов, они идентичны функциям медиа:

•   образовательные, «лайфхак»-подкасты (например, уроки английского языка BBC);

•   разговорные развлекательные или юмористические подкасты («Тоже шоу», «15 сантиметров»);

•   информационные или аналитические подкасты («Железная логика» от «Вести ФМ», The Thought Show от BBC World Service, etc.).

Деление по тематическим категориям предлагает сам iTunes: творчество, бизнес, комедии, образование, игры и хобби, органы власти и организации, здоровье, для всей семьи, музыка, новости и политика, религия и духовность, наука и медицина, общество и культура, спорт и отдых, технологии, ТВ и кино.

При анализе создателей подкастов можно выделить три группы:

•   передачи традиционных эфирных радиостанций («Маяк», «Вести ФМ», «Эхо Москвы» и т. д.);

•   создатели аудиопрограмм только для подкастинга, это могут быть как индивидуальные аудиоблогеры, так и не радийные СМИ («Шоу Кирилла Скобелева», Meduza, Arzamas и др.).

 

РАДИО, НО НЕ РАДИО

Подкастинг в России даже сегодня не стал, в отличие от американского, объектом внимания массовой аудитории и частью мейнстрима. Связано это с низким уровнем технологического развития, с тем, что люди привыкли больше читать, а не слушать, а также смотреть картинки в интернете, наконец, авторы подкастов просто плохо их продвигают.

Хотя у самой формы вещания одни преимущества. Во-первых, подкастинг не требует лицензирования частоты, в отличие от радиовещания, и доступен в любое время без привязки к сетке вещания. Во-вторых, прослушивание подкастов возможно как в режиме онлайн, так и офлайн, что значительно упрощает жизнь в ситуации «нет сети». И наконец, большим бонусом является то, что за скачивание программы и подписку на каналы не нужно платить, все функции абсолютно бесплатны, а аудитория, как мы знаем, любит бесплатный и качественный контент. А найти его можно в ежедневно обновляемом разделе «Топ-чарты», куда попадают лучшие. 

Подкастинг живет интересным и актуальным контентом. Здесь практически нет рекламы — один неверный шаг может спугнуть и без того не слишком доверчивую аудиторию. У iTunes нет рекламы в русскоязычном пространстве, а ее распространителями являются непосредственно сами подкастеры — редакции или отдельные люди.

Подкастинг — это некая эволюция радио, а может, и побочная ветвь радиовещания. Точно так же, как телевидение постепенно переходит на площадку YouTube, так и радио нуждается в спасательном жилете.

Потенциал производства аудиопрограмм самого широкого спектра тем и форматов в России еще не был раскрыт. Об этом свидетельствует позитивный опыт аудиопроектов на ресурсах Arzamas и Meduza, которые с момента своего запуска получили постоянную аудиторию. Документально-художественные и аналитические жанры радиожурналистики, в постперестроечный период вытесненные из программных сеток эфирных вещателей, постепенно обретают второе рождение в форме подкастов. Пространство российского подкастинга, ограниченное узкими радийными форматами, открыто для разнообразных экспериментов, которые могут воплотиться в значительные проекты уже в перспективе ближайших пяти лет. 

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
мая 13, 2019

Вам будет интересно: