В одну телегу впрячь не можно

Что общего между журналистикой и пиаром?

Я вам скажу, что общего. Это некоторые факультеты в некоторых российских вузах, которые так и называются — «журналистики и связей с общественностью».

На самом же деле между этими специальностями — пропасть. И преподавать одним и тем же студентам две такие разные дисциплины значит либо плохо разбираться в предмете, либо сильно жульничать.

Журналист описывает мир таким, какой он есть. И людей — такими, какие они на самом деле. И события во всем их многообразии. Пиарщик же, выполняя подряд, создает нужный заказчику образ — человека, фирмы, события. Иногда — очень редко — этот образ вполне соответствует действительности. Однако чаще всего он не только не соответствует, но и входит с ней в прямое противоречие.

Журналисты были всегда. Другое дело, что и они порой вынуждены писать, говорить и показывать не то, что на самом деле, а что требует от них хозяин. Но тогда это не журналистика, а пропаганда или лучше сказать — издевательство над профессией.

Учить человека журналистике значит учить его быть честным, принципиальным, уметь отстаивать свою точку зрения, идти наперекор обстоятельствам. Понимаю, что все это звучит сейчас наивно и может вызвать улыбку у молодых, но на том стою

Пиарщики появились у нас с наступлением капитализма и либеральных свобод. Это типично рыночный продукт. Я помню, как на заре 90-х, по наивности решив заняться связями с общественностью, отправился в Канаду на стажировку в тамошние компании, промышлявшие этим делом. Еще тогда меня смутили заокеанские акулы пиара, согласившиеся просветить неофита. Они упорно избегали рассказов о секретах своей профессии, часто отводили глаза, ограничивались общими словами, недомолвками. Они словно сразу угадывали во мне человека другой крови, другой, враждебной им, профессии.

Вернувшись в Москву, я стал внимательно просматривать привезенные из-за океана учебники. Там было много умных и красивых слов, но мало дела. Слава Богу, на этом мой пыл угас, я вернулся к родной профессии.

Учить человека пиару — значит учить его умению манипулировать людьми, дурачить их, выдавать черное за белое. В идеальном обществе — том самом, которое устроено по законам справедливости, равенства, братства — делать этого не нужно, там не будет потребности в такого рода профессии

Но когда оно наступит, это общество, и наступит ли оно вообще? Жестокая капиталистическая реальность требует играть по ее правилам.

Мой друг, известный российский пиарщик и умный человек, когда мы с ним спорим на эту тему, говорит: «Типичный пиарщик — это пресс-секретарь». Верно, радуюсь я, но ведь цель пресс-секретаря как раз и состоит в том, чтобы не выдавать правду, а, напротив, всеми силами скрывать ее. Тогда мой друг идет на компромисс: «Наша задача говорить правду. Но не всю».

Я вовсе не рою под эту новую профессию. Она вполне себе имеет право на существование в одном ряду с политтехнологами, маркетологами, лоббистами и прочим порождением рыночных времен. Но только давайте не будем ставить ее рядом или на одну полку с журналистикой.

В одну телегу впрячь не можно — коня и трепетную лань.

P.S. Написав этот текст, сел в самолет и полетел из Праги в Москву. На борту просмотрел с десяток федеральных изданий. Все они примерно на восемьдесят процентов составлены из так или иначе приспособленных для газеты пресс-релизов. То есть получается, что пиар побеждает журналистику?

Заходная иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Ноя 3, 2017
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: