Не в службу, а в дружбу

Почему я никогда не пользуюсь услугами пресс-служб

Когда мне случается выступать перед студентами факультетов журналистики, то один из советов, адресованных будущим мастерам пера и микрофона, звучит так: никогда не имейте дело с пресс-секретарями и пресс-службами. Присутствующие на встречах наставники юных дарований при этом морщатся, и я их понимаю, потому что там у них, кажется, даже спецкурс такой есть, что-то типа «Взаимоотношения редакции и пресс-службы». Но я все равно упорно гну свое: хотите стать журналистом, а не сливным бачком, тогда держитесь подальше от этой публики.

Объяснять, почему я так считаю, значит, ломиться в открытые двери. Ибо любой профессионал давно усвоил: пресс-службы существуют не для того, чтобы делиться информацией, а чтобы информацию скрывать. Речь, как вы сами понимаете, идет именно о той информации, которая и интересует СМИ, а не о той, которая показывает ведомство или коммерческую структуру в исключительно розовых тонах.  

В советские времена штатные расписания предприятий и ведомств ни пресс-секретарей, ни пресс-центров не предусматривали. Поэтому работать, кажется, было проще. Захотел получить интересующие тебя сведения, садись за телефон, звони, договаривайся о встречах с носителями информации, бери у них интервью. Явно проще было еще и потому, что пресса тогда пользовалась авторитетом и у населения, и у начальства — редко кто отказывался от встреч и бесед. Но, разумеется, приоритет имели те корреспонденты, у которых были имя, репутация. А также надежные связи в тех сферах, которые они освещали.

Все мы в одной лодке, только гребем иногда в разные стороны

В этом смысле ничего не изменилось и теперь. Хочешь получить эксклюзив, знать подноготную, иметь доступ к инсайду — значит, с младых ногтей не ленись общаться с разными людьми, а еще лучше — дружить, заводить доверительные отношения. Это одно из обязательных условий успешного журналиста. Можно сказать, что тут мы схожи с разведчиками, им также приходится подобным образом выстраивать свои отношения с источниками информации (если, разумеется, эти отношения строятся не на меркантильной основе).

Уже хрестоматийным стал пример, когда рядовая сотрудница «Комсомолки» Тамара Кутузова еще за год до полета Юрия Гагарина оформилась в отряд космонавтов на должность лаборантки и таким образом редакция загодя имела возможность познакомиться с биографиями и характерами будущих героев космоса. А теперь представим себе ситуацию, при которой тогда бы существовала пресс-служба и газета официально обратилась бы за информацией о подготовке первого полета. Редактора сочли бы за сумасшедшего.

Нет, как было, так и есть: спасение утопающего — дело рук самого утопающего.

Я прекрасно понимаю, что эти мои заметки оскорбляют чувства нескольких тысяч граждан, чья работа связана как раз с пресс-центрами и пресс-службами. Но камень-то не в их огород. Наверняка среди этих граждан есть очень ответственные и порядочные люди, которые добросовестно выполняют свою работу. Однако, по сути, эта их работа и работа настоящего профессионального журналиста — вещи если и не прямо противоположные, то явно не пересекающиеся. Кесарю кесарево… Все мы в одной лодке, только гребем иногда в разные стороны.

А написал я эти заметки под впечатлением прочитанного в социальной сети поста, автор которого известный журналист Николай Варсегов. Коллега рассказывает о том, как обратился к руководству тюменского таксопарка «Максим» с просьбой ознакомиться с обстоятельствами гибели их таксиста в ДТП, а оно, руководство, переадресовало корреспондента в пресс-службу, которая находится в городе Курган. Пресс-служба в лице пресс-секретаря показала ему фигу. И не в кармане, а натурально. Как, собственно говоря, и делает почти любая другая пресс-служба в подобном случае.

Варсегов — журналист тертый, многое повидавший, но и он изумился: уж если и в таксопарках заводятся такие порядки, то как дальше жить нашему брату?

Я его чувства целиком разделяю. И по-прежнему следую давно заведенному правилу. Если мне говорят: обращайтесь к нашей пресс-службе, то я обращаюсь к первому лицу (руководителю компании, структуры, ведомства — не все же они круглые идиоты), а если это не помогает, ищу другие способы разжиться нужной информацией.

И вам советую.

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Сен 19, 2018
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: