Как выбрать шрифт для медиа

Делимся полезным материалом «Медиатора»

Важность шрифта часто недооценивают. И это неправильно. Если шрифт нечитабелен, пользователь скорее всего откажется от чтения текста. А это  —  потерянные деньги и пустая трата времени автора.

Вообще типографика и шрифт  —  емкая и сложная тема, которую профессионалы изучают десятилетиями. В этом материалы мы расскажем про базовые принципы выбора шрифтов.

Андрей Абрамов, арт-директор дизайн-студии AIC:

Выбору шрифта важно уделять внимание. Большинство медиа — это текст. От используемого шрифта, его параметров и параметров набора человек может читать текст как быстро и гладко, так и спотыкаться о невыверенную типографику.

Типы шрифтов

Перед тем, как выбрать шрифт, нужно разобраться, что это такое. В типографике есть два понятия: гарнитура и шрифт.

Шрифт  —  начертание букв и знаков, которые вместе представляют цельную систему, как в стилистическом, так и в композиционном плане.

Гарнитура  —  объединение шрифтов, которые могут отличаться по начертанию и кеглю, но неизменно одинаковые по характеру рисунка. У каждой гарнитуры в обязательном порядке имеется свое название.

Проще говоря, Times New Roman — это гарнитура; а Times New Roman Bold — шрифт.

 

Существуют четыре основных типа гарнитур:

•   Антиква, она же гарнитура c засечками, она же serif. Например, Garamond, Times New Roman, Georgia.

Times New Roman

•   Гротеск, она же гарнитура без засечек, она же sans-serif . Например, Verdana, Helvetica, Proxima Nova.

Helvetica

•   Леттеринг, рукописная гарнитура.

Леттеринг. Источник: Школа каллиграфии «от Аза до Ижицы»

•   Декоративная гарнитура. Например, Intro, Calligraph Modern, Drum.

Drum

В медиа чаще всего используются гарнитуры антиква и гротеск.

Андрей Абрамов, арт-директор дизайн-студии AIC:

Выбор самой гарнитуры — вопрос вкуса и стиля медиа. Здесь стоит ориентироваться на ощущения. Я рекомендовал бы почитать историю понравившегося шрифта — как и для каких целей автор создал его. Как минимум, это поможет избежать казусов при общем взгляде на проект.

 

Шрифты различаются по нескольким параметрам:

•   кегль —  размер шрифта;

•   начертание — прямой, курсивный, перечеркнутый;

•   насыщенность — тонкий, жирный, полужирный;

•   ширина — нормальный, узкий, широкий;

•   четкость — четкий, размытый;

•   контраст.

Перед тем, как выбрать шрифт, выясните, платный он или бесплатный. Если шрифт платный, нужно понять, какой у него тип лицензии. Это можно сделать на сайте myfonts.com.

Также существуют условно-бесплатные шрифты. Их можно использовать при соблюдении условий, выдвинутых правообладателем. Например, в некоммерческих целях.

Дмитрий Осадчук, креативный директор Mail.Ru Group:

Шрифт — объект авторского права. Покупая или загружая шрифт, вы приобретаете лицензию  —  право использовать данный шрифт. Шрифтовые компании следят за использованием своих работ и, за использование шрифтов без лицензии могут подать в суд и взыскать огромные штрафы.

Отличная новость  —  хороших бесплатных шрифтов (в том числе и кириллических) становится все больше и больше. Но лицензионное соглашение на них также стоит читать внимательно (например paratype.ru/help/license/ptfree.asp )

Бесплатные шрифты имеют лицензию, позволяющую использовать их в коммерческих и личных целях. Такие можно найти в библиотеке Google Fonts или на Behance в разделе Typography по запросу free.

 

Есть два основных вида лицензий на шрифты:

Настольная лицензия — вы скачиваете установочный файл шрифта и используете его в графических редакторах и для печати.

Веб-лицензия — для использования шрифта на сайте. Она делится на три вида:

•   с оплатой за просмотры;

•   с подпиской на определенный срок;

•   с подпиской на тариф: внутри тарифа могут стоять ограничения по количеству просмотров или времени использования.

 

Самые читабельные шрифты

В 2002 году вышло исследование Sofraware Usability Research Laboratory уичитского университета о читабельности шрифтов. Команда исследователей сравнила несколько десятков шрифтов и пришла к выводу, что на экране компьютера лучше всего воспринимается Verdana 12-м кеглем.

Также исследователи сравнили несколько популярных шрифтов и пришли к выводу, что шрифты без засечек с экрана воспринимаются лучше.

Американская ассоциация писателей и художников тоже для онлайна рекомендует шрифты без засечек. Однако так считают не все  —  например, для основного текста Medium использует serif-шрифт Hebrew Michol.

Дмитрий Осадчук, креативный директор Mail.Ru Group:

Шрифт с засечками (антиква) по-прежнему широко используется как базовый шрифт в именитых медиа-изданиях (New York Times, The Guardian, Ведомости и многие другие). Вероятно, одна из причин, что это визуальное наследие из печатных изданий, когда практически все журналы и газеты были набраны антиквой. На уровне ощущений кажется, что антиква на сайте придает ему более строгий и деловой вид.

Самыми популярными шрифтами считаются Georgia, Verdana, Helvetica, Arial и Roboto.

 

Шрифт и верстка

Важно, чтобы шрифт встраивался в верстку. В первую очередь проверяйте, как выбранный шрифт отображается на разных устройствах. Есть гарнитуры, которые в разных обстоятельствах ведут себя по-разному: становятся жирными или, наоборот, слишком тонкими.

Дмитрий Осадчук, креативный директор Mail.Ru Group:

Обязательно проверяйте, как отображается шрифт во всех версиях браузеров ваших пользователей. Может оказаться, что часть аудитории сайта с трудом может читать материал из-за неправильного рендеринга шрифта на своих устройствах.

Как шрифты могут выглядеть в разных браузерах и устройствах

Для больших текстов специалисты рекомендуют использовать выравнивание по левому краю (левый флаг). Для небольших текстов и выносов  —  выравнивание по центру (выключка по центру). И никогда не использовать выравнивание по ширине (полная выключка) и по правому краю (правый флаг).

Андрей Абрамов, арт-директор дизайн-студии AIC:

В параметрах шрифта и набора рекомендую обратить внимание на ширину текстовой колонки и интерлиньяж (междустрочный интервал). Здесь советы простые: длина строки (с пробелами) для удобного перемещения взгляда — 50–80 символов; а интерлиньяж — 1.5–2–2.5 от размер кегля. Это объясняет, почему многие текстовые медиа делают узкую колонку. И здесь есть момент, про который в онлайне все забывают: чем длинее строка, тем больше интерлиньяж. Даже, если у вас есть межстрочный для одного кегля, это не значит, что стиль будет один для колонок разной ширины.

Для межбуквенного интервала тоже есть универсальные советы: чем меньше кегль, тем ближе разрядка к нулю или положительному значению; капс — разряжается. Дальше дело вкуса и выбранной стилистики.

 

Как выбрать шрифт

•   Перед тем, как использовать шрифт, почитайте, что о нем говорят специалисты.

•   Не воруйте шрифты.

•   Если у вас не бюджета на покупку шрифта или разработку собственного, воспользуйтесь бесплатной библиотекой Google Fonts.

Проверяйте, как ведет себя шрифт на разных устройствах и в разных браузерых. Это поможет избежать неприятных неожиданностей.

•   Чем меньше разрешение экрана, тем хуже видны засечки. Это делает шрифт нечитабельным.

•   Используйте не больше двух шрифтов на одной странице.

•   Черный на белом читается лучше, чем белый на черном.

•   Не используйте выравнивание по ширине и правому краю. Для больших текстов — выравнивание по левому краю. Для коротких и выносов — выравнивание по центру.

•   Для заголовков выносов, цитат и других крупных элементов используйте акцидентный шрифт.

•   Идеальная длина строки — 50–80 символов.

 

Бонус

Если чувствуете желание и силу углубиться в понимание и историю шрифта, то есть 3 канонические книги:


Источник и иллюстрации: Медиатор
Заходная иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Авг 8, 2018
Определяем, какие истории заслуживают публикации
Как телевизионщику с 20-летним стажем пережить Зиму
Дискуссия о грамотном применении современных аналитических инструментов