Книга жалоб для журналистов (идея для стартапа)

Разочарованная журналистка создала сайт для отзывов о редакциях

Окончив университет, Валерия Систранк начала работать в местной телекомпании, где ей приходилось быть одновременно всей съемочной группой — репортером, оператором и водителем. Она также отвечала за социальные сети. Работу она вспоминает как сущий ад. Один раз ее послали брать интервью у местного жителя, который перед этим стрелял в прохожего, зашедшего в его палисадник. Тот начал кричать на журналистку. Другой раз она брала интервью в неблагополучном доме, где ее укусил кот; после интервью пришлось сдавать анализы на бешенство. При годовой зарплате в 22 тысячи долларов денег едва хватало на еду.

На втором месте работы оказалось не лучше. К огромной загрузке прибавились придирки начальства. Валерия стала испытывать сначала психологические проблемы, а потом и проблемы со здоровьем. После консультаций с психологом она решила покончить с журналистикой и основать сайт, на котором такие же репортеры, как она, делились бы впечатлениями о работе в редакции. Нечто вроде краудсорсинговой оценки внутренней редакционной культуры, зарплат, заданий, условий работы. Жалобная книга для журналистов, проще говоря.

В студенческие годы она видела такой пример: популярный в США сайт RateMyProfessor.com позволяет студентом рейтинговать профессоров и оставлять анонимные отзывы. У этого сайта, правда, есть признаваемый всеми недостаток: популярны те профессора, которые развлекают студентов, а не требуют учиться. Впрочем, этот явный недостаток, наверное, нерелевантен для подобного проекта в сфере СМИ.

Валерия создала сайт RateMyStation.com для местных телекомпаний. Авторы могут оставлять анонимные отзывы, заполнив небольшую анкету-подсказку, структурирующую отзыв. Она сама проверяет отзывы (сверяет адреса, чтобы не было повторных). С 2017 года набралось 500 отзывов. Сайт стал неплохим подспорьем для кандидатов, ищущих работу на местных станциях и желающих узнать о подводных камнях.

Спрос наверняка будет, но специфический — спрос на жалобы

О заработках проекта почти не сообщается. Виктория использует его также как платформу для продажи «сопутствующих» товаров: маек, кружек со смешными журналистскими надписями. Публикуются вакансии редакций, на чем тоже можно было бы собирать небольшие деньги. Кроме того, на сайте есть блог, куда пишут сама Валерия и еще три платных автора: тема связаны с трудовой культурой, контрактами, поиском работы. Тот факт, что привлекаемые авторы — платные, позволяет предполагать, что какой-никакой бизнес за проектом есть.

Похожую идею, только в куда более индустриальном масштабе, использует платформа Glassdoor, запущенная в 2008 году. Она адресована работникам всех отраслей (в основном средний и высший менеджмент), включая медиаиндустрию. На базе анонимных отзывов ей удалось построить различные сервисы, связанные с рынком труда. Glassdoor имеет базу на 770 тысяч компаний в 190 странах, в которой 40 миллионов отзывов. Сайт публикует рейтинги, индексы зарплат и прочие производные аналитические данные, и даже вручает работодателям премии по результатам анализа отзывов. В 2018 году Glassdoor была приобретена международной японской рекрутинговой компанией, называлась сумма в 1,2 миллиарда долларов.

Идея подобного отраслевого сайта для журналистов выглядит привлекательной. Спрос наверняка будет, но специфический — спрос на жалобы. Многие журналисты могли бы и хотели бы поделиться своим опытом, чаще всего обидами на редакцию и работодателя. А вот спрос на чтение о дрязгах и конфликтах в маленьких редакциях вряд ли будет большим. Единственная категория, которой такое чтение может быть полезным, — кандидаты, которые хотели бы узнать подноготную редакций, куда их приглашают на работу. Ведь все обсуждают увольнение ведущих журналистов из «Коммерсанта», но узнать о нравах в конкретной маленькой редакции практически невозможно. Единственный шанс — читать все профильные телеграм-каналы или искать слухи по социальным сетям. Отраслевой или специализированной книги жалоб нет.

Такой проект, несомненно, привлек бы внимание. Но понадобились бы существенные усилия, чтобы нейтрализовать негатив, который в российских условиях будет находить выход на такой платформе. Даже и в американской культуре, где люди стремятся быть nice в публичном пространстве, подобные проекты несут риск негатива. В США давным-давно уже существовал подобный сайт для газетных редакций. Но, в отличие от Glassdoor, создателям не удалось справиться с потоками негатива и они забросили проект.

Иллюстрация: shutterstock.com; Скриншот: cjr.com
Сообщить об ошибке
мая 29, 2019
Рассказывает главный редактор «Крымской газеты» Мария Волконская
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни

Вам будет интересно: