Слушай сюда

Заключительная часть отчета Института Рейтер об аудиостратегиях и подкастах

ЖУРНАЛИСТ публикует заключительную часть отчета Института Рейтер о потреблении новостей в 2018 году. В этой главе — об аудиостратегиях и подкастах от Ника Ньюмана, медиаисследователя Института Рейтер.

Интерес к аудио выходит на новый уровень. Мобильное прослушивание все более привлекательно, а технологии on demand в автомобиле нарушают стандарты линейного радиоэфира. С помощью голосового управления с Google Home или смарт-динамиков Amazon Echo, позвав условную Алексу, можно включить будильник, любимый плейлист, узнать о пробках, прогнозе погоды, заказать товары — а все это теперь и впредь новые горизонты для медиа в том числе.

Коллеги из Рейтер изучили силу новостных и других подкастов на примере 22 стран, а также узнали, покорны ли им все возрасты. Вопрос об аудиопривычках проводился впервые в рамках отчета.  

Для начала напомним, что подкаст — это эпизодическая мини-серия цифрового аудиофайла, который можно прослушать, скачать или подписаться на него в паутине. Это может быть стендап-шоу, лекции, в общем — любой аудиоматериал, который выигрывает за счет своей удобной формы.
Ник Ньюман пишет, что в целом треть выборки (34 %) слушает новостной подкаст не реже одного раза в месяц, но естественно есть значительные различия в странах. В азиатских, таких как Южная Корея (58 %) и Тайвань (55 %), сильная «смартфонизация» и социализация помогли подкастам со скоростью пятой передачи оказаться почти у всех.

В Соединенных Штатах, которые произвели большую часть нововведений в данных форматах (Serial, S-Town — журналистские шедевры), треть (33 %) респондентов подтверждают, что обращались к подкасту в этом месяце.

Удивительно, но подкасты кажутся наименее доступными в североевропейских странах с такими хорошими аудиотрадициями, как в Финляндии (24 %), Германии (22 %), Великобритании (18 %) и Нидерландах (18 %). Это может быть связано с тем, что у популярных общественных вещателей нет особых стимулов создавать или продвигать подкасты, ведь линейное радиослушание и так вроде бы в порядке. С другой стороны, могут возникнуть трудности с определением самого понятия «подкаст». Например, в Великобритании аудио слушают в популярном приложении BBC iPlayer, а скаченные стримы или аудио по запросу не обязательно считаются подкастами.

 

Подкасты = возможность достучаться до молодой аудитории

Молодежь с распростертыми объятиями принимает подкасты. Исследователи сравнивании доли каждой возрастной группы, которая по меньшей мере ежемесячно потребляет подкасты, с теми, кто слушает радионовости не реже раза в неделю. Немного несправедливое сравнение, учитывая, что ежемесячное прослушивание радио будет несколько выше, чем предлагается в результатах. Несмотря на это, чуть менее половины 35-летних говорят «да» новостному аудио. Вывод такой: детям подкасты, взрослым — новости. Когорта 18-24 разгромно предпочитает подкасты новостям со счетом 48:22. А поколение 55+ вступается за новости в пропорции 38:22.

После выпуска аналитики iTunes в декабре 2017 года ранние данные свидетельствуют о том, что большинство звуков прослушивается как минимум на 90 % от их продолжительности (это панч мнению, что у молодых людей не хватает терпения). Поскольку рекламные расходы на подкасты в Соединенных Штатах выросли до $ 220 млн, издатели видят в них значительную коммерческую перспективу, а самое главное — проторенный путь к сердцам труднодоступных миллениалов.

 

Потребляемые типы подкастов

Взглянув на типы популярных подкастов, мы обнаруживаем, что новости и политика — лишь одна часть микса. Жанров невообразимое множество: образ жизни/лайфстайл, еда, здоровье, технологии, бизнес, спорт, юмор и другое. В открытых ответах Института были упомянуты еще комедийные программы, но они как раз не учитывались в опросе. Любопытно, что новости больше по нраву мужчинам, в свою очередь женщины ратуют за лайфстайл тематики.

Сцена подкаста в США динамична и на любой вкус. В списках более 500 различных аудио-сериалов, начиная от политических разговорных ток-шоу, таких как Бен Шапиро и Раш Лимбо, адаптированные общественные радиопередачи, такие как «Американская жизнь (This American Life) и (Freakonomics) «Фрикономика». Еще есть цифровые шоу Pod Save America — прогрессивный подкаст, которым управляют четыре бывших помощника Барака Обамы, Every Little Thing от Gimlet и Guys We F ** ked (обойдемся без перевода) — подкаст о сексе от харизматичных стендап-комиков Кристины Хатчинсон и Корни Фишер, двух женщин, которые несколько лет выступают вместе.  

В Великобритании респонденты ссылались на почти 100 различных программ BBC. Успешные американские подкасты также по душе британцам. Газеты Guardian, The Times и The Telegraph тоже в белом списке у местных, причем их продукты хорошо варьируются. Из новенького и на злобу дня британцы советуют послушать Brexiteer и Conservative MP Жакоба Рис-Могга — известного как Moggcast.

В дополнение к 22 странам, западные исследователи приехали в Турцию и спросили о подкастах в рамках городской выборки. Получается, что более двух третей пользуются цифровым аудио ежемесячно, частично в результате улучшения связи и повсеместного использования смартфонов среди городского населения. Ряд самых трендовых подкастов — на английском языке, среди лидеров — BBC News Global и чарты iTunes. Ключевая мотивация слушать в Турции — изучение английского языка, но платформы между прочим еще предоставляют альтернативу свободной журналистике. Многие из топ-подкастов на турецком языке критикуют правительство, в частности, Acik Radyo, Ünsal Ünlü, с новостями и дискуссиями в этом контексте. Acik Radyo — независимая радиостанция из Стамбула, Ünsal Ünlü — транслирует через платформу Periscope Twitter. Последний, кстати, управляет одним из самых популярных подкастов в Турции, регулярно добирающимся до отметки 45 000 человек с трансляциями на всех цифровых платформах. Только его подписчики более чем удвоились за прошлый год.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подкасты представляют собой угрозу и одновременно возможность для существующих вещателей. Они позволяют охватить новую аудиторию за пределами национальных границ и на новых устройствах. Но где простота, там и конкуренция. Газетам и цифровым брендам может быть тесно на одном рынке. Во многих (европейских) странах они также бросают вызов относительно нейтральному тону радиовещания, предлагая разнообразие по модели шведского стол. В менее свободных обществах теперь есть какие-то открытые платформы для демократических дебатов, которые теоретически, сложнее прикрыть. Критически, демография подкастов взрывоопасна. Молодое поколение цепляет такой контент, ведь он работает для них — тенденция, которая вряд ли уйдет в закат в ближайшее время.

Иллюстрации: shutterstock.com; Reuters Digital News Report 2018
Сообщить об ошибке
Сен 7, 2018
Где и как просить деньги на журналистику
Воспрянут все прочие источники информации
Отечество осталось. А пророка больше нет