Робот-paywall дает «холодным» читателям больше бесплатных статей

Wall Street Journal отмеряет бесплатный допуск к сайту в зависимости от поведения читателя

Пока Фейсбук вместе с Cambridge Analytica используют личные данные пользователей, чтобы показать подходящую рекламу или агитацию за Трампа, Wall Street Journal пытается делать то же самое, чтобы убедить читателя подписаться.

Wall Street Journal славен одним из старейших и достаточно успешных пэйволов среди СМИ в интернете. Уже несколько лет WSJ тестирует алгоритм, который пытается понять по поведению читателя, насколько велика вероятность, что он подпишется. В зависимости от этой вероятности робот делает paywall гибким, то есть показывает читателю больше или меньше статей бесплатно. Чтобы заманить, так сказать, угощением в мышеловку.

Для оценки подписных перспектив применяется скоринговая система. Каждый читатель набирает баллы, рассчитываемые на основании анализа 60 (!) показателей: зашел ли он первый раз, из какого места, на каком устройстве, что кликает и тому подобное. Читатели разделяются условно на горячих, теплых и холодных — в зависимости от вероятности подписки, как ее оценивает робот.

Если читатель не хочет подписаться, то робот показывает больше статей бесплатно, чтобы удержать читателя подольше, заманить, воспитать привычку. Если же робот по модели поведения видит, что читатель созрел, тому предъявляется загородка пэйвола и предложение подписаться.

Подписной робот обучается сам, чтобы лучше понимать поведение людей и моделировать свои оптимальные стратегии. Статистика двух-трехнедельных заигрываний с читателем показывает, что схема работает. Более мягкий пэйвол для холодных читателей способствует их переводу в категорию горячих читателей.

«Мы обнаружили, что если мы приоткроем paywall для тех, кто не хочет подписаться, — мы называем это sampling, — то вероятность подписки среди таких читателей сразу возрастает», — говорит Карл Вельс, генеральный менеджер по подписке. Вот такая несправедливость: те, кто лоялен и готов подписаться, получают жесткий пэйвол. А строптивых читателей заманивают и уговаривают, показывая им больше интересных материалов бесплатно.

Методика робота смахивает на социальный инжиниринг — незаметное подталкивание человека к принятию нужного решения

Цена на подписку не зависит от скоринга — $222  в год ($49 для студентов).

Еще один метод сэмплинга, применяемый WSJ, связан с распространением в соцсетях. Если читатель размещает ссылку на статью в соцсетях, он открывает к ней бесплатный доступ для своих друзей. Таким способом в России пользуется Republic.

Стоит отметить, что самообучающийся подписной робот, самостоятельно решающий, как лучше торговаться с клиентом и сколько товара отпускать бесплатно, — это, конечно, новое слово в газетной подписке. Напоминает «слабый», или специализированный искусственный интеллект. Скоро такие роботы будут вести подписной бизнес самостоятельно.

Применяемая роботом методика моделирования вероятного поведения сильно смахивает на социальный инжиниринг — незаметное подталкивание человека к принятию нужного решения. Ведь читатели вполне могут даже и не осознавать, что сайт издания играет с ним, показывая больше материалов бесплатно. На каком-то этапе развития технологии вполне могут возникнуть вопросы этики: одно дело, когда этим занимаются политики и политтехнологи (они все-таки люди), и совсем другое — роботы.

Верно и то, что узнав о такой стратегии робота, читатель может нарочно сделаться более упрямым, чтобы ему показывали больше материалов бесплатно. И тогда начнется состязание брони и пушки. Или скрытый торг купца и покупателя, где купцом будет робот.

Заходная иллюстрация: shutterstock.com. Скриншот: niemanlab.org
Сообщить об ошибке
Мар 27, 2018
Отечество осталось. А пророка больше нет 
СМИ учатся показывать рекламу под настроение, которое сами же и создают
Речевые клопы и СМИ как источник заражения