Расследования о коррупции больше не интересны

Теги: 

Серафим Романов, «Новая газета»: «Современное расследование — абсолютно не коммерческая история»

Какие проблемы есть у современной расследовательской журналистики, как минимизировать риск при работе с источниками и какими эмоциями заинтересовать аудиторию — об этом на встрече с редакцией студенческого медиа «Развилка» рассказал Серафим Романов, шеф-редактор сайта «Новой газеты» в Санкт-Петербурге.

 

Помимо отдела расследований, который существовал со дня основания издания, в редакции появился дата-отдел. Сотрудников для него набрали с помощью хакатона, который провели в прошлом году для всех желающих. У этого отдела теперь есть даже собственный telegram-канал. И они тоже занимаются расследованиями.

Например, дата-отдел подготовил расследование о том, что в России чиновники склонны к клановости: если одного из них повышают, он подтягивает за собой коллег. Еще одно — «Короли госзаказа». Специально для него журналисты разработали софт, который позволяет находить коррупционные связи в госзаказе. Он прослеживает взаимодействие заказчиков и исполнителей господрядов. Журналистам удалось выяснить, что, как правило, это не незнакомые друг другу люди, а родственники или давние партнеры по бизнесу.

Некоторые тексты выходят с плашкой «при поддержке соучастников». Это означает, что материалы спонсируются читателями. Редакция присылает аудитории форму, в которой можно отметить, какое расследование стоит выпустить за их деньги.

теперь критерий правды для читателя — лояльность изданию

В современных расследовательской журналистике Серафим Романов выделяет несколько проблем:

Расследование ради расследования

Жанр расследования в сознании российского журналиста прочно ассоциируется с коррупцией — отсюда многочисленные, похожие друг на друга публикации про коррупцию во власти. Однако широкой аудитории такие сюжеты становятся интересны все меньше.

 

Аудитории ничего не нужно

Кажется, что в Петербурге так мало СМИ, потому что люди не жаждут информации и не имеют привычки выделять особое время для чтения газет или интернет-изданий. Что с этим делать? Позволить читателю испытать простые эмоции — радость, удивление. Например, если мать ребенка прочитает о том, как в детском саду ее детей травят, то она закономерно разозлится.

 

Долго и дорого

Несколько лет назад «Новая газета» готовила расследование по панамским офшорам. Журналисты, которые были в это вовлечены, специально для него прошли бухгалтерские курсы. И целый год они получали зарплату только за то, что сидели и вбивали в базу фамилии людей.

Важно понимать, что современное расследование — абсолютно не коммерческая история. Поэтому один из трендов этого года — коллаборации. Это может быть объединение разных СМИ для расследования или сотрудничество редакции с фондами, которые помогают журналистам по всему миру (например, OCCRP или ICIJ).

 

Расследования ничего не меняют

По Закону о СМИ, сообщения в СМИ приравниваются к сообщениям о преступлениях. Получается, сразу после публикации полиция должна расследовать дело, о котором написали журналисты. Но этого почти никогда не происходит.

Все из-за того, что, во-первых, информации стало слишком много, и органам за всем не уследить, хотя это не оправдание. Во-вторых, деградировала система отношений журналиста и власти. Как только кто-то позволил себе не отреагировать на расследование, так стали вести себя и другие. В-третьих, сложно понять, кто говорит правду. Сейчас подделать любой документ просто, поэтому теперь критерий правды для читателя — лояльность изданию.

 

Журналист-расследователь всегда один

Год назад в «Новую газету» пришел Денис Коротков. Спустя какое-то время в редакцию прислали похоронный венок с портретом Короткова, а потом — клетку с живыми баранами с логотипом «Новой газеты». Когда у Дмитрия Муратова спросили, что он собирается с этим делать, тот ответил, что вооружит редакцию. Но понятно, что даже если все будут ходить в бронежилетах, это все равно не поможет.

У Романова есть несколько правил, которые позволят минимизировать риск при работе с источниками.

1.   Тактика лейтенанта Коломбо

Для больших людей мотивация журналистов совершенно непонятна. Им сложно представить, что человек докапывается до вас, потому что выполняет задание редакции, чтобы люди узнали правду. Всегда мысль одна: кто заказал? Это нужно понять и со всеми опасными людьми общаться как с детьми. Изображайте из себя чудика, который почему-то всем интересуется.

 

2.   Записывать все разговоры

Даже если что-то произойдет, у вас хотя бы будет запись.

 

3.   Валите все на редактора

Во время общения с источником у вас, так или иначе, завязываются какие-то отношения. Он преследует свои интересы, вы — свои. И чтобы не ругаться, говорите, что все зависит от главного редактора. Если информатор попросит связать с ним, не делайте этого, скажите, что он в отпуске. В общем, придумайте что-то правдоподобное.

Фото: Елизавета Аксенова
Сообщить об ошибке
мая 24, 2019
Рассказывает главный редактор «Крымской газеты» Мария Волконская
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни

Вам будет интересно: