Чек-лист: 7 правил этножурналистского текста

Проверяем себя на нетерпимость и однобокость. Чтобы к вашему тексту нельзя было придраться, ЖУРНАЛИСТ подготовил краткую инструкцию: что не забыть сделать при подготовке материала на межнациональную тему

ФАЗА ПЕРВАЯ. СОЗДАНИЕ ТЕКСТА

ДАТЬ СЛОВО ГЕРОЮ

Неважно, расскажете ли вы историю от первого лица, или ваш текст будет разбавлен комментариями. Ключевые моменты проговаривает персонаж — это создает впечатление диалога с читателем и воздействует сильнее, чем пересказ. И — практичный момент для вашего имиджа — острые замечания, если они есть, озвучиваются не вами.

 

ГОВОРИТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ

Меньше текста, больше картинок! То есть их должно быть поровну, разумеется. И мы имеем в виду не количественное, а качественное соотношение. Фотографии не дублируют текст, а иллюстрируют главные мысли — стандарт любой публикации.

 

НЕ ДРАМАТИЗИРОВАТЬ ПОПУСТУ

Ваш текст не должен кричать, как все плохо. Главное — проблема (событие, случай), о которой говорится в тексте, а не ваши словесные экзерсисы; они лишь облачают ее в более ощутимую для читателя форму на бумаге, экране или веб-странице. Спокойная констатация фактов, бесстрастные выводы или сдержанный (но ни в коем случае не сухой) репортаж погрузят его в проблему глубже, чем трагический пафос.

Не ищите негатив специально: этническая журналистика нужна как раз для того, чтобы минимизировать количество конфликтов между разными народами. Столкновения появляются от непонимания, так что введем подпункт: объясняйте. В этом ключе прекрасно работает проект «Это Кавказ».

 

ИЗБЕГАТЬ БАНАЛЬЩИНЫ И ЛУБКА

«Никакого праздника!» Традиционные торжества разных народов фотографируют и описывают каждый год. Самое страшное — это марафет, наведенный для несведущих. Абстрактно: настоящий мастер-класс по росписи керамики вам проведут в подмосковной Гжели, а не на вычищенной выставке. Советуем знакомиться на таких встречах с героями и встречаться в другой обстановке, заодно материал не продублирует пару-тройку заметок ваших коллег в городской ленте.

Кстати, если публикуете критику таких мероприятий, будьте готовы: участники старались и могут обидеться.

 

P. S. для новостей:

НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ЗАГОЛОВКЕ

«Уроженец страны N украл / избил / убил…» — не надо так, это кликбейт. Часто ли мы видим новости, что таджик, узбек кого-то спас, а русский — убил?

 

ФАЗА ВТОРАЯ. ВЫЧИТКА

ПРОВЕРИТЬ ЗНАЧЕНИЯ ВСЕХ СЛОВ И НАПИСАНИЕ ИМЕН

Иначе сразу — «чеверын» («до свидания» по-марийски). Очевидный момент: если материал аудиовизуальный, уточните ударения. Не забудьте исторический и географический фактчекинг.

 

ПОБЕРЕЧЬ ГЕРОЯ

Это не цензура, а безопасность. Уберите из текста необоснованные суждения (обычный фактчекинг — перед вами не стоит задачи показать неосведомленность героя). Не оставляйте резкие обращения, даже если спикер произнес их не всерьез или кого-то процитировал.

 

ФАЗА ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это скорее совет, чем правило: читайте комментарии, находите перепосты и скопированные ссылки, изучайте обратную связь там. Даже если вы соблюли все правила, все равно найдутся читатели, которые что-то не поймут или интерпретируют неправильно. Не нужно этого бояться, такие комментарии полезны: поймете, что нужно доработать в следующий раз. В крайнем случае, если героя обижают — защитите (но в полемику ради полемики, безусловно, не суйтесь). 

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Авг 30, 2018
О судьбе выпускников журфаков, фактчекинге и проблемах прессы — Елена Варатанова и Анатолий Пую
Marriott выпустил сериал о путешествиях, а Grey Goose — серию телеинтервью со звездами
«Россия сегодня» запустила VR-проект об аутизме