Основные универсальные инструменты, используемые в онлайн-СМИ, которые могут быть грамотно применены для спортивных интернет-версий

К настоящему времени стали очевидны новые возможности, которые дают журналистам цифровые платформы для создания материалов, отличных от тех, которые выходят в печатных версиях. В данном исследовании сделана попытка выделить основные универсальные инструменты, используемые в онлайн-СМИ, которые могут быть грамотно применены для спортивных интернет-версий. И если раньше цифровые версии изданий называли сайтами, то в настоящее время у «Советского спорта» онлайн-ресурс представлен как интернет-портал.     Основное отличие интернет-портала от сайта заключается в содержании. Это более сложный формат, который большое количество сервисов. Условно составляющие портала можно поделить на несколько блоков:

•   Навигационная часть такого интернет ресурса представляет собой многочисленные указатели, информирующие пользователя о направлении поиска интересующей его информации.

•   Информационная часть - обзоры, новости, финансовые сводки, аналитические материалы и т.д.

•   Сервисная часть такого ресурса включает различные услуги - доски объявлений, почту, сведения о погоде, форумы, различные развлечения и многое другое.[1, с. 14]

Наличие этих направлений отличает интернет порталы от крупных ресурсов, имеющих только информационную направленность (которые привычно называть сайтами).

На подобных ресурсах журналисты на волне всеобщей мультимедиатизации активно начинают пользоваться рядом инструментов, которые способствуют созданию материалов, удобных для размещения и потребления в сети. Такие материалы становятся наглядным воплощением мультимедийной журналистики, которая в профессиональной среде определяется, как способ представления журналистского материала: «Это медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов — фото, видео, текст, инфографика, интерактив».

Одним из первых инструментов стали социальные сети как источник информации. Со временем официальные аккаунты в них завели не только звезды шоу-бизнеса или спорта, но и государственные службы, министерства, спортивные клубы и другие организации. На сайте «Советского спорта» можно обнаружить материалы со ссылкой на Instagram боксера, твиттер-аккаунт Национальной хоккейной лиги (НХЛ), фейсбук-аккаунт биатлониста и другие. Мониторинг таких аккаунтов позволяет журналистам оперативно узнавать о событиях, происшествиях и оперативно сообщать о них на странице интернет-версии.

В свою очередь прямые ссылки на социальные сети становятся одним из воплощений такого цифрового явления, как креолизация текстов. Термин «креолизованный текст», который, по мнение исследователей, стал одним из самых востребованных, представляет собой сочетание векрбальных и невербальных элементов. Подобные тексты появляются вследствие стремления журналистов к визуализации своих материалов. Это связано с убеждением, что «голый» текст не будет прочтен до конца, но, если его разнообразить невербальными средствами, то это позволит задержать внимание читателя / пользователя.

Креолизованность приводит к увеличению аудитории, нуждающейся в интерактивной и визуальной информации

Креолизованность текстов зачастую сочетается с таким инструментом, как гипертекст, который исследователи определяют как систему текстов, образующую в конечном итоге единый текст. В мультимедийных текстах гипертекстуальность возникает в результате вставок в форме внутритекстовых ссылок на дополнительные материалы. Сам по себе гипертекст характеризуется нелинейностью и мультимедийной разнородностью. Первое свойство привлекает современную аудиторию возможностью самому выбрать путь чтения, создавая свой персонализированный текст. Мультимедийная разнородность в свою очередь дает пользователю возможностью посредством визуализации более полно «погрузиться» в просматриваемый материал. Кроме того, гипертекст часто позволяет самому журналисту представить на суд читателя различные точки зрения и различные видения рассматриваемой проблемы.

Многим традиционным СМИ в интернет-пространстве достаточно сложно в материалах следовать традиции краткости представляемой информации. Для упрощения восприятия сложных многослойных текстов СМИ используют формат статьи-списка, предлагающий читателю линейную однородную структуру материала и простую подачу, которая не будет перегружать мыслительный процесс.

Каким образом используются данные инструменты на интернет-порталах печатных спортивных СМИ? Сайты газет («Советский спорт», «Спорт-Экспресс») входят в десятку популярных спортивных ресурсов. Оставаться востребованными изданиям помогает качественный контент и средства мультимедийной журналистики, которые подбирались изданиями со времен создания сайтов. Для анализа была выбрана интернет-версия газеты «Советский спорт», которая изначально создавалась как цифровое дополнение, но со временем превратилась в полноценного партнера.

Создание на сайте отдельных блоков для разных видов спорта (32 отдельных + блок «Другие») требовало подбора подходящих жанровых форматов, которые могли освещать большой массив спортивных событий. На сайт перешла традиция газеты советских времен - кратко сообщать о событиях менее популярных видов спорта. В кратких сообщениях дается информация о будущих соревнованиях и результатах прошедших, как раньше подобное давалось в печатных СМИ.

Однако в процессе конвергенции появился и сугубо мультимедийный жанр – интернет-хроника, вставший в один ряд с заметкой. Под влиянием конвергенции в интернете хроника сохранила структуру из одной – двух фраз, но стала сопровождаться дополнительными фото или видеоматериалами. К примеру сообщение о переносе футбольного матча дополняется фотографией, отражающей причину переноса – занесенный снегом стадион. Так с одной стороны социальные се6ти используются как источник информации, с другой – креолизованность проникает даже в небольшой по объему формат текста и способствует лучшему восприятию пользователем новости благодаря визуальной составляющей.

Мультимедийные инструменты дали возможность связать сайт с печатной версией. Такие жанры, как аналитика и интервью, размещаются на сайте с различными дополнениями, а рядом с текстом в печатном издании располагается небольшая картинка, стилизованная под ссылку. Это значит, что на сайте материал содержит дополнительную информацию, не вошедшую в номер. Например, аналитическая статьяможет быть размещена на сайте со скриншотами матча, которые наглядно показывают расположение и передвижение игроков. Гипертекст статьи могут составлять ссылки на разнящиеся мнения экспертов.

Такое свойство цифровой среды, как интерактивность, приводит к размещению на сайте различных опросов, которые позже выходят в печати в виде диаграмм, объединяя цифровую и бумажную версии. Например, на вопрос «Кто может остановить «Зенит» на пути к чемпионству?» 56 % респондентов ответили «Никто». И этот результат стал своеобразным выводом по окончании тура. На сайте подобные опросы публикуются постоянно в специальном разделе «Голосования». Так поддерживается связь с читателем и пользователем, он вовлекается в анализ событий.

Формат статьи-списка позволяет вовлекать пользователя в околоспортивные события. Так, в разделе сайта «Life & Style» публикуются материалы о массовом спорте, сопоставимые с попытками газеты в советское время продвигать массовый спорт среди людей посредством материалов в жанре методического занятия. В блоке можно встретить публикации под названиями: «Пять видов отжиманий для экспресс-тренировки», «Пять лучших упражнений для дачи. Худеем, не отходя от грядки», «Отдать швартовы! Лучшие упражнения и тренировки с канатом». Подобные публикации привлекают не только заядлых спортсменов, но и начинающих («Как начать бегать, если вы курите» ), помогают пользователю найти физическую выгоду для здоровья в повседневной жизни («Пять лучших упражнений для дачи. Худеем, не отходя от грядки»). Таким образом, разнообразится аудитория сайта, ведь подобные тексты могут читать те, кто поклонником большого спорта не является, но ищет что-то полезное для собственного развития.

Проведенный анализ позволил выявить мультимедийные инструменты, чаще всего используемые в спортивных СМИ. На примере интернет-портала газеты «Советский спорт» было определено, что такие мультимедийные жанры, как интернет-хроника и статья-список, представляют для пользователя информацию в более удобном для восприятия виде. Креолизация и гипертекст в рамках спортивной тематики дают возможность дополнить текст. Креолизованность приводит к увеличению аудитории, нуждающейся в интерактивной и визуальной информации, так как фотографии и видео дают пользователю возможность ярче представить событие, графики и диаграммы, основанные на опросах, позволяют поддерживать с аудиторией обратную связь. Гипертекст предоставляет пользователю самому выбирать бэкграунд материала, и он сам решает, читать ли мнения экспертов или другие новости по теме.

«Советский спорт» посредством мультимедийных инструментов смог организовать активное взаимодействие печатной версии и интернет-сайта. Издание подбирает материалы, которые можно преобразовывать, и указывает, что их можно прочесть в режиме онлайн, не забывая при этом брать информацию и с самого интернет-сайта в виде опросов – это позволяет поддерживать интерактивную связь с читателем. Кроме того, происходит обмен аудиторией между двумя платформами – печатью и порталом.

Фото: news.rambler.ru
Сообщить об ошибке
Дек 21, 2018
Соцсети для расследований — гораздо больше, чем площадка для общения.
Один из десяти лучших молодых журналистов России 2019 по
Редакции позволяют брендам диктовать стоп-листы тем

Вам будет интересно: