Чем сторителлинг отличается от очерка

Взгляд Ксении Диодоровой,  графического дизайнера, сооснователя студии визуальных коммуникаций и центра альтернативных образовательных программ «Гонзо-дизайн»

КОЛЫБЕЛЬНАЯ КАК ИСТОРИЯ

Нельзя говорить о  сторителлинге как о феномене XXI века. Хотя использование самого термина оправданно. И есть веская причина — современность формата. Использование иностранного слова — это просто попытка разграничить формат и продукт. Часто продукт сторителлинга цифровой, и, чтобы определить подходы для проектирования современных форматов, нужно понять в чем отличие от Одиссеи, например, и есть ли они.

Один из самых фантастических примеров сторителлинга — колыбельная. Посудите сами. Мультимедиа = контекст + среда + сообщение + многоканальность + автор. Вспомним контекст, в котором поется колыбельная: ночь (время суток), волки воют вдалеке, изба (ситуация), мама покачивает люльку одной ногой (ритм), прядет и  поет (голос). Цель вполне понятна — ребенок должен заснуть. При этом сообщение передает мама — человек, которого ты любишь и которому ты доверяешь. Это критично для сторителлинга. Кстати, чем дальше развиваются соцсети, тем сложнее ситуация с доверием. 

Традиционный индийский комплексный обед тали, который представляет собой большой поднос с разными блюдами, — тоже мультимедиа. Эти блюда задействуют все рецепторы человека: там есть кислое, сладкое, соленое, пресное, рассыпчатое, жидкое и т. д. В Индии едят руками, следовательно, добавляется тактильный канал. И внешний вид: в ведах сказано, что пища должна быть красивой.

Мы привыкли к классической системе чувств: их всего пять. Но есть теория о расширенной системе. На восприятие человеком информации влияют время, голод / жажда, гормоны и т. д. Когда мы говорим об эффективной коммуникации, нужно учитывать именно расширенный список.

 

5 ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ СТОРИТЕЛЛИНГА

Многие считают, что сторителлинг — это когда я рассказываю что-то кому-то. Это не так. У нас есть бриф для клиентов «5 важных вопросов»: кто, кому, что, как и зачем. Ответ на вопрос «зачем?» всегда должен быть четким и понятным. К примеру, сейчас мы обсуждаем стратегию продвижения в соцсетях. Делая публикацию, выпуская что-то в медиапространство, мы должны ответить на три вопроса: зачем это нужно читателю? зачем это нужно миру? и зачем это нужно автору? Если не можем ответить хотя бы на один, публикация не сработает.

Сколько  бы мы ни  проводили лабораторий и школ, я часто сталкиваюсь с проблемой: участники с законченными проектами не могут заполнить бриф из этих пяти вопросов. Но вопросы ведь очень простые. Особенно интересный вопрос — кто? Кто ты как человек, который создает историю и доносит ее миру? Как ты видишь себя? Сторителлинг не может не быть авторским. У него всегда есть почерк. Есть твое видение, которое транслируется в истории. Сторителлинг не может быть стерильно нейтральным.

 

ЭТО НЕ ОЧЕРК!

На образовательных программах по сторителлингу я многие принципы объясняю на примере кино. Возьмем, например, фильм Лори Андерсон «Сердце собаки». Это ведь огромное смешение разных медиа: видео снято на телефон, есть графика, анимация. Если авторское кино перестать воспринимать как линейный формат повествования, то можно найти много вдохновляющих подходов. Ведь и в сторителлинге есть начало, конец, внутреннее развитие. Внутри кино присутствует определенная динамика, ритм. Одна из самых распространенных ошибок и недостатков сторителлинговых проектов в том, что в них нет ритма. Текст — картинка, текст — картинка. Это не тот ритм, который нам нужен. Такие форматы дублируют новостные очерки, формы, которые перешли из традиционной журналистики в диджитал, но по сути они остались такими же, лишь материал и канал стали другими. Я думаю, история развивается не по законам очерка, а по законам кино. 

СТОРИТЕЛЛИНГ НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ АВТОРСКИМ. У НЕГО ВСЕГДА ЕСТЬ ПОЧЕРК. ЕСТЬ ТВОЕ ВИДЕНИЕ, КОТОРОЕ ТРАНСЛИРУЕТСЯ В ИСТОРИИ. СТОРИТЕЛЛИНГ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СТЕРИЛЬНО НЕЙТРАЛЬНЫМ

Главное отличие сторителлинга от очерка — это вовлеченность. Почему «Сноуфолл» не очерк? Потому что ты полностью или частично переживаешь опыт героев. Успешность / эффективность продукта напрямую связана с тем, что почувствовал и пережил человек, потребив этот продукт. Сторителлинг призван приблизить коммуникацию через экран к личности, как если бы человек сидел перед вами на расстоянии вытянутой руки.

 

3 ЭФФЕКТА В СТОРИТЕЛЛИНГЕ

Когда человек начал просмотр, он пережил «нечто». Есть три возможных типа эффектов в сторителлинге:

1.   ПОЛУЧЕНИЕ нового знания.

2.   ПЕРЕЖИВАНИЕ уникального опыта (физического или эмоционального, как происходит в кино: ты выходишь не тем человеком, каким был «до»).

3.   ДЕЙСТВИЕ. Например, ты позвонил маме или перевел кому-то денег.

И чтобы эффект сработал, аудиторию нужно к этому подвести. Начало и конец проекта создаются именно с этой целью. Из точки входа ты начинаешь жить в том мире, который создал автор. И дальше, если это хороший продукт, ты проживаешь с ним какое-то время и выходишь из проекта с одним из эффектов (или всеми), которые заложил автор изначально, отвечая на вопрос «зачем?».

 

КАК СОЗДАТЬ УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Когда мы учились на графическом дизайне 12 лет назад, нам говорили, что у дизайнера не должно быть своего стиля, потому что он решает чужие задачи, а у его продукта есть утилитарная функция. Тебе как автору в продукте нет места. Со временем мы пришли к совершенно противоположной мысли: у дизайнера должен быть свой стиль. Сейчас людей, производящих контент, стало так много, что все будет слишком одинаковым, если мы станем изымать себя из работы. Я думаю, что ценность любого продукта именно в том, что человек сам в себе выращивает.

Когда говорят, что сложно сделать уникальную историю, это звучит как серьезная проблема в наши дни. Есть масса тем, которые кто только не раскрывал. К примеру, про сирийских беженцев. Но мне кажется, что вопрос не в том, чтобы сказать что-то принципиально новое. Вопрос в том, как конкретный человек видит что-то и как он это что-то может рассказать другим. Эти факторы всегда будут уникальными. Просто сделать фотографию, безупречную с точки зрения композиции, — лично мне не так интересно на данный момент. А вот посмотреть на то, как люди через фотографию начинают диалог, как люди, которые не воспринимают камеру как  профессиональный инструмент, с помощью фото запечатлевают свою жизнь, — это интересно. 

Иллюстрации: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Июн 6, 2019
Рассказывает главный редактор «Крымской газеты» Мария Волконская
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни

Вам будет интересно: