Как работает студенческое радио МГУ

У радио «Моховая, 9» все как у настоящей радиостанции

«Доброе утро! Сегодня 11 апреля. Четверг». Так, с поправкой на дни недели, с понедельника по пятницу в 7 часов, а по выходным на два часа позже, радио «Моховая, 9» начинает день рубрикой «Календарь». Это один из первых проектов студенческого радио факультета журналистики МГУ. Созданное 8 марта 2017 года, оно максимально воссоздает работу настоящей маленькой радиостанции. Сегодня на радио выходит более 13 программ разной периодичности.

«Календарь» повествует о героях, различных историях, событиях, которые произошли в этот день. Это небольшая заметка, которая состоит из текста, иллюстрации и звукового файла. Особенность текста состоит в том, что у него заведомо открытый финал, «закрыть» который можно только послушав прикрепленный аудиофайл. У рубрики «Календарь» есть два продюсера. Они работают «неделя через неделю», как на настоящем радио. В их работу входит не только сбор информации, но и звуковой монтаж, верстка и ежедневная выкладка материала в определенное время. А над редактурой текстов «вахтовым методом» работают три преподавателя.

ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОСТОВЕРНОЙ, ФАКТЫ — ЛОГИЧЕСКИ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫМИ МЕЖДУ СОБОЙ, А ТЕКСТ — ГРАМОТНО НАПИСАННЫМ И ОРИГИНАЛЬНЫМ

Как и у настоящей редакции, у радио «Моховая, 9» есть стайлгайд. Так, согласно редакционным стандартам, календарь пишется на основе не менее пяти источников. Например, если взять 7 ноября, то всплывает масса интересных событий, праздников и юбилеев — для «календаря журналиста», который специализируется на освещении событий из сферы СМИ и медиакультуры, прежде всего будет отобран день рождения Альбера Камю (журналиста). Однако в 2021 году главным событием стала бы 80-я годовщина проведения военного парада на Красной площади. События, которые не попадают в календарь, могут стать основой для спецпроекта.

Информация должна быть достоверной, факты — логически и хронологически связанными между собой, а текст — грамотно написанным, качественным и, самое главное, оригинальным. При этом обязательны рерайтинг и отсутствие плагиата. Нужно показать историю с такого ракурса (без использования каких-либо скандалов, слухов или сплетен!), чтобы ее захотелось дослушать до конца.

Например: родился Джером Клапка Джером — английский писатель-юморист, драматург и журналист, автор повести «Трое в лодке, не считая собаки». Интересно: Джером вовсе не собирался писать юмористическую книгу. Он хотел составить исторический путеводитель по Темзе, разместив между серьезными главами забавные истории для развлечения читателей.

Основная проблема, с которой сталкиваются здесь студенты, — недостоверная информация в интернете.

Но самое главное — это, конечно же, написание текста и его озвучивание. Текст в «Календаре», как и все остальные элементы, входящие в рубрику, имеет определенную верстку и «внешний вид». Текст для «Календаря» пишется в нейтральном стиле, без экспрессии, эмоциональности и оценочности. Редакторы особенно ревностно следят и за использованием штампов («Люди в белых халатах» — НЕТ! «Врачи» — ДА!). Также внимание уделяется временной логике. Если о событиях рассказывается в прошедшем времени, то весь текст должен сохранять эту тенденцию.

И все же главным в радиоэфире остается звук. В данном случае это озвученный текст и музыкальное оформление. Как оказалось, это сложная задача. То произношение слов, к которому студент привык с детства, он воспринимает как норму, но это не всегда так. Поэтому перед озвучиванием текста в студии ударение расставляется над каждым словом. 

Затем текст нужно прочитать вслух несколько раз, убедиться в правильности речи. Но и это еще не все! Нужно избавиться от лишних вещей: оставить мобильный телефон в аппаратной, снять шапки и кепки, браслеты и бусы, часы с кукушкой, звенящие серьги — то есть все, что может издавать лишние звуки, которые впоследствии слышны на записи. Еще нужно не забыть поесть за полчаса до записи (не позже и не раньше, или микрофон вас обязательно выдаст в самый неподходящий момент) и распечатать текст в двух экземплярах: один — режиссеру, другой — себе.

И вот только теперь можно пройти в студию на запись. Это оказалось самым «страшным» испытанием для студента. Он остается наедине с микрофоном в полумраке звукозаписывающей студии. Команды режиссера и себя самого он слышит через наушники, что тоже пугает и отвлекает. Неподготовленному человеку очень некомфортно слышать свой голос через наушники: он звучит не так, как в жизни, и, как правило, свой голос никому не нравится. Ошибка всех студентов в скорости речи — они все торопятся. На помощь студенту приходит режиссер. Он будет добиваться нужного прочтения, даже если для этого потребуется 10 дублей.

Рубрика «Календарь» самая важная, так как выходит ежедневно в одинаковое время. В день на страницах социальных сетей радио «Моховая, 9» может выходить по два-три проекта. Спецпроекты, которые планируются за месяц, шаг публикации материала уменьшается, и за день может быть выпущено до 10 материалов разных или похожих форматов. Спецпроекты, которыми гордится редакция, — это «Легенды радио» (цикл о знаменитых радиоведущих), «Атлас журфака» (интервью со студентами факультета об их родных городах), «Маховик времени» (о разных исторических эпохах), «Города-герои» (документальный проект к 9 Мая) и «Письма с фронта и письма на фронт» (письма военного времени родственников студентов и сотрудников факультета), «Цветы» (стихи, прочитанные студентами, к 8 Марта) и другие. 

Справка

В России на сегодняшний момент существует несколько десятков студенческих радио профильных вузов, хотя большинство из них назвать радиостанциями можно с трудом.

РАДИО «МОХОВАЯ, 9» выделяется среди студенческих радиостанций России, так как это мультимедийный проект. Это студенческая радиостудия, которая производит аудиоконтент разных форматов в образовательных и учебных целях в стенах учебного заведения. Сотрудники редакции — это в основном студенты 3-го и 4-го курсов радиоотделения кафедры телевидения и радиовещания, но также и волонтеры с разных курсов и отделений.

Фото: Анастасия Марченко / Radio_mohovaya9.tilda.ws
Сообщить об ошибке
мая 14, 2019
До 1 июня подайте заявку на участие в Молодежной международной конференции 
Все следят за трафиком на своих сайтах. Драма в том, что почти все делают это неправильно
Каждого из нас хоть раз да пытались купить

Вам будет интересно: