В медиасреде профессиональное сообщество может быть представлено профессиональными изданиями и площадками. Для исследования специфики этого представления необходимо дать определение понятию «профессиональное издание», а также определить его типологические характеристики.


Профессиональное издание: определение и специфика


С.Г. Антонова выделяет две большие группы изданий, которые отличаются читательским адресом (это предназначенность издания читателю определенного уровня общей и профессиональной подготовки, квалификации, возраста и т.д.)  — массовые и специальные.

Установление типологических границ изданий для специалистов представляет существенные трудности вследствие расплывчатости и недостаточной определенности видов. Об этом можно судить, например, по тому, что наряду с термином «специальный» в качестве синонимов применяют термины «отраслевой» и «профессиональный». Термин «специальный» оценивается как наиболее емкий для обозначения всей совокупности изданий, целевое назначение которых состоит в распространении специальной, деловой информации в отличие от общезначимой (т.е. ориентированной на массового читателя).

Специальные издания — это издания, созданные для профессионалов. Они, в первую очередь, должны быть полезны и интересны людям, занимающимся той отраслью, которой посвящено СМИ. Их особенность состои в том, что они выпускаются в большинстве своем как издания, которые предназначены людям дела: разработчикам, главным инженерам, техническим специалистам, юристам, врачам, журналистам, руководителям и т. д. Таким образом, отраслевые издания занимают важное место на современном рынке СМИ.

Специальные (отраслевые, профессиональные) издания оказывают влияние на мнение специалистов в определенных областях. Основное отличие профессиональных изданий от изданий иного рода состоит в их актуальности. Они отслеживают и предлагают читателю новые научные знания, что необходимо, например, врачам и ученым, свежие обновления законов (для юристов и бухгалтеров), модные тенденции (для визажистов и парикмахеров).

Необходимо учитывать также целевой аспект. Издания для журналистов выполняет функцию профессиональной коммуникации. Их целевое назначение — обобщение, распространение знаний в области журналистики, формирование профессионального сознания, удовлетворение профессиональных запросов личности, содействие функционированию структур журналистского сообщества. Понятия целевое назначение и читательский адрес тесно связаны. По читательскому адресу издания делят на массовые и специальные. Так как целевая аудитория изданий для журналистов — специалисты по профилю издания, такие издания следует относить к специальным. 

 


Обзор профессиональных изданий и площадок для журналистов


Профессиональные издания и площадки для журналистов призваны обеспечивать информационные потребности специалистов, поэтому занимают важное место в коммуникации журналистского сообщества. Чтобы определить место, занимаемое в ряду таких изданий журналом «Журналист», успешность выполнения им запросов целевой аудитории, представляется необходимым проанализировать рынок профессиональных изданий и площадок для журналистов в России. 

Попытка создать их классификацию предпринята в данном исследовании.

Стоит отметить ограниченность российских профессиональных изданий всего двумя средствами передачи информации — это печать и интернет. Специальных радиостанций или телевизионных каналов для журналистов не существует.

 

Периодические печатные издания для журналистов

Анализ рынка отечественных профессиональных периодических изданий для журналистов показывает, что на федеральном уровне их существует лишь два: это журналы «Журналист» и «Журналистика и медиарынок». Очевидно, что указанное количество существующих журналов несоразмерно масштабам современного информационного пространства страны.

«Журналист»

Ежемесячный журнал «Журналист» является профессиональным, специализированным, отраслевым журналом.

Так как целевая аудитория «Журналиста» — специалисты по профилю издания, данный журнал следует относить к специальным. 

«Журналист» — старейший профессиональный журнал, основным капиталом которого являются его авторитет и историческая репутация.

Состав редакционного коллектива также является важной составляющей имиджа периодического издания. В «Журналисте» это — Любовь Петрова (генеральный директор «Медиагруппы «Журналист»; главный редактор журнала «Журналист»), Александр Никитушин (редактор раздела «Рынок»), Камилла Нигматуллина (редактор раздела «Обрзование», Всеволод Пуля (редактор раздела медиа).

Все они являются опытными редакторами, некоторые совмещают работу в «Журналисте» с работой в других изданиях (например, Александр Никитушин — главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса»), многие работали или работают журналистами.

Сегодня здесь публикуются Андрей Мирошниченко (российский журналист и теоретик медиа), Владимир Снегирев (российский журналист-международник), Колин Моррисон (бывший журналист и топ‑менеджер, работавший в различных медиакомпаниях Европы и Азии), Симона Флюкигер (корреспондент WAN-IFRA — Всемирной газетной ассоциации), Елена Вартанова (доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова) и др.

Профессиональные издания и площадки для журналистов призваны обеспечивать информационные потребности специалистов

На сайте журнала «Журналист» отмечается, что для издания приоритетно освещение острейших проблем нынешнего медиасообщества — формирование информационного пространства профессионального сообщества, законотворчество, взаимоотношения прессы и власти, защита прав конкретного журналиста, демократические преобразования в прессе на базе свободы слова. Это общая содержательно-тематическая модель журнала.

«Журналистика и медиарынок»

Журнал «Журналистика и медиарынок» — ежемесячное издание Союза журналистов. Первый номер вышел в 2003 году. Его ежемесячный тираж составляет 1000 экземпляров, средняя ежемесячная аудитория — 870 человек. Он имеет постоянные разделы:

•   «Союз журналистов». В этом разделе публикуются новости Союза журналистов России и региональных Союзов журналистов, информация об их деятельности, итоги форумов и конкурсов.

•   «Планерка». Здесь обсуждаются этические аспекты профессии, язык публикаций, актуальные темы.

•   «Энциклопедия наших проектов». Самый крупный раздел журнала. В нем выступают главные редактора российских изданий и журналисты. Они делятся опытом и рассказывают об удачных проектах своих изданий — акциях, мероприятиях, исследованиях, реальном влиянии публикаций на жизнь общества.

•   «Портфельчик». В этом разделе публикуются интервью с региональными журналистами и редакторами, обсуждается состояние профессии, продвижение СМИ.

Около 30-40 % материалов журнала «Журналистика и медиарынок» выкладываются без изменений на сайт. Оригинальный контент сайта представлен информацией об актуальных семинарах, фестивалях, конференциях и спецпроектах Союзов журналистов.

В журнале не представлены новости журналистского сообщества, отсутствуют материалы об опыте зарубежной журналистики, новых медиа — основной контент посвящен жизни региональной прессы. Все это можно отнести к существенным недостаткам данного издания.

 

 

Интернет-издания для журналистов

Более богатый выбор изданий для журналистов представлен в интернет-пространстве. Они представлены сайтами, зарегистрированными в качестве СМИ, блогами и telegram-каналами.

Сайты

Интернет-издания, публикующие материалы, которые могут быть интересны для журналистов, в основном, ориентируются на digital-специалистов, pr-менеджеров и других медиасотрудников. Одним из изданий, целевая аудитория которого, журналисты, является «ЖурDom» (jourdom.ru). Его средняя ежемесячная аудитория составляет 26880 человек. На сайте издания указано: «Интернет-портал ЖурDom (основан 1 января 2011 г.) — ежедневное электронное издание о событиях в сфере масс-медиа. Мы публикуем новости из жизни СМИ в России и мире.»

Структура сайта представлена следующими разделами:

•   «Новости». Самый обширный раздел сайта. В нем каждый день агрегируются новости журналистского сообщества — материалы о российских и зарубежных событиях, преступлениях против журналистов, изменениях кадровых составов известных СМИ, высказывания политиков о журналистах и СМИ и т.д.

•   «Позиция». Здесь публикуются мнения известных российских журналистов (Владимира Познера, Татьяны Фельгенгауэр, Евгении Альбац и др.) об актуальных проблемах сообщества. 

•   «Интервью». В разделе публикуются интервью с известными журналистами (председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьевым, Виталием Лейбиным, Владимиром Познером и другими).

•   «Медиаобразование». Раздел не обновлялся с февраля 2018 года.

•   «Правила журналистов». Раздел не обновлялся с октября 2015 года.

•   «Биографии». Здесь публикуются биографии российских журналистов (Романа Авдеева, Маргариты Симоньян и др.)

•   «Digital». В этот раздел попадают материалы из раздела «Новости», связанные с digital-индустрией.

•   «ИноСМИ». Раздел не обновлялся с августа 2015 года.

•   «Вакансии». В разделе, изначально предназначенный для размещения актуальных вакансий для журналистов, публикуются материалы из раздела «Новости», не связанные какой-либо общей тематикой.

Можно сделать вывод, что структура сайта не соответствует его реальному наполнению контентом. Основные публикации издания — новости, без изменений или почти без изменений скопированные с сайтов информационных агентств. Тем не менее, сайт имеет большую аудиторию и пользуется популярностью среди журналистов.

Еще одним сайтом, ориентированным на журналистское сообщество, является сайт Союза журналистов России (ruj.ru). Его средняя ежемесячная аудитория составляет 9612 человек.

Как уже было отмечено выше, существуют сайты, не ориентированные на журналистское сообщество как целевую аудиторию, но полезные для журналистов. Представим несколько из них:

•   Sostav (sostav.ru) — интернет-портал, где публикуются новости, касающиеся крупных медиахолдингов, исследования digital-трендов и другие материалы, тематика которых находится на стыке журналистики и рекламы. «Портал о маркетинге, рекламе и PR» — так характеризует себя само издание.

•   Texterra (texterra.ru) — бренд-медиа, рекламирующее услуги продвижения в интернете. В разделе «блог» публикуются материалы, которые могут помочь мультимедийным журналистам, работающим с соцсетями и различными форматами подачи материалов — кейсы, инструкции, советы, дайджесты полезных статей на определенную тему.

•   Медиалогия (mlg.ru) — автоматизированная система, осуществляющая мониторинг СМИ и медиаанализ. На сайте ежемесячно публикуются топ-10 самых цитируемых СМИ за месяц, топ-15 самых цитируемых журналистов, а также топы самых цитируемых информационных агентств, блогеров, газет, журналов и т.д.

Блоги

К ресурсам, полезным для журналистского сообщества, также относятся блоги — сайты, авторами контента которых, являются сами журналист или редакторы, которые делятся с журналистским сообществом своим опытом и ценными советами. К ним относятся, например:

•   блог Максима Ильяхова — лингвиста, кандидата педагогических наук, известного редактора и разработчика сервиса проверки текста «Главред» (maximilyahov.ru). Автор блога дает советы и рекомендации по редактированию текстов, поиску тем для журналистских материалов, общению с аудиторией на различных платформах и другое.

•   Блог Михаила Калашникова — журналиста, медиаменеджера (mediaskunk.ru). В блоге ежемесячно публикуются дайджесты событий и исследований медиа, product-менеджмента и digital-бизнеса.

Telegram-каналы

•   Telegram-каналы как площадки для коммуницирования журналистского сообщества появились сравнительно недавно — в 2016 году, но уже успели стать популярными. Несмотря на ограничение доступа к мессенджеру Telegram Роскомнадзором в апреле 2018 года, эти каналы почти не потеряли свою аудиторию.

•   Канал «Планерка» (13788 подписчиков) публикует курьезные заголовки и цитаты региональных СМИ.

•   Канал «Breaking Trends» (14971 подписчиков, автор канала — Юлия Загитова, секретарь Союза журналистов России) публикует материалы о медиатрендах с примерами из региональных и зарубежных СМИ, их аналитику, трасляции медиасобытий.

•   Канал «Журналистика» (28396 подписчиков) делится рейтингами «Медиалогии», полезными инструментами для журналистов, новостями из мира российских СМИ, ссылками на интервью с журналистами.

•   Канал «Media Media» (5806 подписчиков, автор канала — Сергей Якупов, digital-директор, редактор интернет-журналов, консультант по интернет-технологиям и мультимедийной журналистике для новостных медиа) делится новостями зарубежной журналистики.

Исследование позволяет сделать вывод, что рынок профессиональных изданий для журналистского сообщества является обширным, но, несмотря на это, в нем не наблюдается сильной конкуренции, что определяется тематическим своеобразием каждого из изданий. Наиболее удовлетворяет запросы журналистского сообщества на всестороннее освещение важных для него тем журнал «Журналист».

Результаты данного исследования имеют не только теоретическую, но и практическую значимость, как для представителей профессиональных изданий в целом, так и для журналистского сообщества.


Список использованной литературы

Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий: учеб. для вузов / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков и др. — М. : МГУП, 2002. — 498 с.

Богоявленская Ю.В. Проблема типологии концептов в современной лингвистике // Лингвокультурология. — 2013. — № 7. — 222 с.

Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов / М.: Аспект-пресс, 2004. 288 с. [Электронный ресурс]

Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России, учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2001. — 259 с.

Кулев В.С. Концентрация медиабизнеса в регионах. — М.: Знание, 2011. — 53 с.

Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. — М. : ОЛМА-Пресс, 2003. — 800 с.

Шипицына Г.М., Свистельникова С.А. Речевой портрет газеты и аспекты его изучения // Журналистика и медиаобразование — 2010: сб. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22-24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф. М.Ю. Казак. Белгород: Изд-во «БелГУ», 2010. —  532 с. 

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Дек 13, 2018
Нужно развивать социальные сети, даже если это не приносит денег редакции 
Задолго до внедрения в нашу жизнь социальных сетей их предтечами и провозвестниками стали два крупных советских писателя.

Вам будет интересно: