Советы начинающим

Дюжина полезных замечаний начинающему фотографу 

В небольших редакциях журналисту часто приходится быть многостаночником — он же редактор, корректор, верстальщик, фотограф, а еще курьер и уборщица. Хоть смейся, хоть плачь!

Позвольте, коллеги, поделиться с вами, с теми, кто фотографирует для своих публикаций, некоторыми рабочими советами — они могут вам показаться очевидными, но, просматривая самые разные издания, вижу одни и те же типовые ошибки…

Первый совет: потратьте полчаса-час на изучение своей камеры. Как известно, русский человек лезет в инструкцию только тогда, когда все уже запорол и что делать дальше, он не знает. Фотоаппарат, он же фотокамера (это название принято в профессиональной среде), — сложный прибор со множеством режимов и настроек. Как правило, в руках пишущего оказывается простенькая зеркальная камера начального уровня, но и в такой камере есть разные режимы, позволяющие улучшить ваши снимки.

Очень популярен режим полного автомата — он обозначается либо зеленым прямоугольником, либо словом «авто» (auto). В этом режиме вы полностью доверяете камере, но куда она вас вывезет — знают только инженеры, которые ее проектировали.

 

Гораздо разумнее пользоваться режимом «программа» (обозначается значком «Р»), когда камера сама подбирает выдержку и диафрагму, но в ее работу можно вмешаться и внести поправки с помощью кнопок и дисков или через экранное меню. 

 

Профессионалы часто пользуются режимом приоритета диафрагмы (обозначается буквой «А», от английского Aperture, на камерах Canon обозначается буквами «Av»), то есть раскрывают или зажимают диафрагму в объективе, что позволяет регулировать глубину резко изображаемого пространства. Для пишущих это звучит тарабарщиной, поэтому скажу проще: вы зажимаете диафрагму до значений 8… 11… 16, и резкими оказываются не только нос и глаза, но и уши, и кресло, и деревья, то есть фон для основного объекта вашей съемки. Обратно — вы открываете диафрагму (5,6… 4… 2,8), и глубина резкости уменьшается, то есть вы размываете ненужный фон. Хороший инструмент, но с ним необходимо попрактиковаться, чтобы уверенно им владеть.

 

Есть режим приоритета выдержки, то есть скорости затвора в камере, которая измеряется в долях секунды: 1 секунда, 1 / 2… 1 / 8… 1 / 60… 1 / 500 и до 1 / 4000 секунды. Чем длиннее выдержка, например, 1 / 30 или 1 / 8 секунды, тем больше риск получить смазанные фигуры, ведь люди редко замирают ради вас. Они разговаривают, машут руками, поворачивают голову, и с длинной выдержкой получаются размазанные руки и лица. Короткие выдержки (1 / 250 или 1 / 1000 секунды и т. д.) применяются для гарантированной «заморозки» движения быстротекущих событий типа авто- и мотогонок, спортивных игр, рукопожатий, объятий и т. п. Если вы понимаете, что риск смазать изображение велик, то разумно будет переключиться на этот режим.

 

Буквой «М» (Manual) обозначается полностью ручной режим, который позволяет управлять всеми возможностями камеры, но нужна очень серьезная практика, иначе брака будет слишком много.

 

Чувствительность (обозначается в меню «iso») позволяет снимать при любом свете, и чем выше чувствительность, тем больше свободы у фотографа, но тем хуже техническое качество кадра, растут шумы, деградирует цвет. Однако полиграфия некоторых изданий прощает такие огрехи или маскирует их.

 

На вашей камере, скорее всего, стоит зум-объектив, который позволяет менять фокусное расстояние и тем самым удалять или приближать объекты. Не забывайте пользоваться им в ваших съемках. К тому же все современные камеры являются автофокусными, то есть в них есть специальная система, она позволяет навести резкость на нужный вам объект. Можно полностью довериться камере, но велик риск, что резкость наведется не на глаза персонажа, а на ветку за его ухом… Поэтому стоит самому выбрать точку фокусировки в меню камеры.

•   Обязательно оценить фон. Сплошь и рядом попадаются портреты людей, из головы которых растет столб, дерево или чужие руки. Постарайтесь снимать на хорошем фоне, а не у наваленных досок, покосившихся столбов или мусорных куч. И хорошо, если задник наводит на мысль о профессии или роде занятий портретируемого. Как догадаться, что на фото лесоводы, если вы сняли их у книжного шкафа? Выведите их  на  воздух, к  ближайшей елке или березе и снимите там!

•   Типичной ошибкой является обрезание рук и ног — вы сняли группу людей в полный рост, а ступней не видно… Сделайте шаг назад или крутаните зум-объектив, и все будет в кадре. Когда делаете портрет, следите не только за лицом (человек с прикрытыми / закрытыми глазами и с открытым ртом выглядит плохо), но и за руками — не стоит резать руки по суставам, это плохо выглядит.

•   В  любом фотоаппарате, как правило, есть встроенная вспышка. Она хиленькая, но часто бывает незаменимой. В помещении без вспышки лучше вообще не снимать. Если снимаете человека против света, без вспышки получите лишь темный силуэт на фоне окна. Включите вспышку — она подсветит передний план. Если вам придется фотографировать, повернув камеру для вертикальных кадров, то тень от вспышки будет сбоку от персонажа, что не очень хорошо. Решение — отведите человека от стены, и тень растворится на фоне. Либо снимайте в обычном горизонтальном положении, тогда тень от вспышки уйдет за плечи персонажа…

•   Еще один совет: Делайте несколько кадров одного сюжета и выбирайте лучший. К тому же всегда есть возможность снять более интересную композицию или под другим углом, или с другим светом. Благо, с цифровой камерой вы можете отснять пару сотен снимков, не обращая внимания на то, что кто-то моргнул, повернулся, махнул рукой, и потом выбрать из них самый подходящий, самый интересный.

•   Не забывайте, выходя на съемку, проверить состояние аккумулятора, наличие флешкарты, на которую записываются фотографии, ну и саму камеру не забудьте… 

Фото: Юрий Трубников
Сообщить об ошибке
мая 24, 2018
Все больше людей читают про моду. Но все меньше — в СМИ
Издатели повсеместно начинают торговлю не контентом, а буквально трусами